Интервью о трудностях и радостях в жизни мамы ребёнка, всерьез занимающегося спортом: Весело ли быть мамой 12-летнего теннисиста? Особенно если он занимает 19 место по стране и собирается стать чемпионом? Анна Мулинцева, она же Danka, замечательная мама сына Данила и дочки Даны, рассказывает, сколько приключений можно пережить, если твой ребенок идет в большой спорт. 

U-mama: Аня, как вышло так, что ты стала мамой спортсмена?

Danka: Чисто случайно :smile: Была такая идея в голове с самого начала, что мальчик должен заниматься спортом. Каким спортом – не принципиально, но надо, важно и так далее. И лет с трех начались поиски какой-нибудь бы секции. Мальчик у нас оказался упрямым, с характером – прямо с трехлетнего возраста, а то и раньше, и секций мы перебрали много. У нас был хоккей, потом акробатика, потом плаванье, потом спортивная аэробика…

U-mama: И все это – уже с трех лет?

D: Да. Сейчас понимаю, что для некоторых секций Данюха был слишком маленький – например, для хоккея в три года. Приди мы туда позже – может, был бы хоккеист, но не случилось, наверное, к счастью. Попыталась отвести в плавание, была уверена на 100%, что ему понравится, потому что плавать он уже умел и любил. Ребенок зашел в бассейн, сразу же вышел и сказал: «Тренер некрасивая, я туда не пойду». А если он говорит: «Не пойду», - то это железобетонное «не пойду», его бесполезно уговаривать, соблазнять, подкупать. Теннис был первой секцией, где он остался.

U-mama: Сколько Данилу было на момент этого выбора?

D: Четыре с небольшим. Как он мне потом рассказал (мы любим вспоминать эту историю): «Я понял, что ты от меня не отстанешь, и куда-нибудь ходить все равно придется, а теннис был более-менее». Сейчас, когда я в поезде, кряхтя, закидываю его объемный теннисный баул на багажную полку, приговариваю: «Хорошо, что не хоккей, но жалко, что не плаванье».

Мы не прицеливались на большой спорт и профессиональный теннис. И, честно, не было мысли, что нас ждут такие расходы. Если бы мне тогда сказали, сколько я буду тратить на спорт ребенка, я бы покрутила пальцем у виска.

Был момент у Данила, в восемь лет, когда он хотел бросить теннис, хотел уйти то в футбол, то в прыжки с вышки, то на батут. С января он мог начинать играть турниры, оставалось несколько месяцев, и мне стало жалко прекращать эту историю в тот момент. Мы договорились с Данилом, что он тренируется до первых турниров и еще полгода после, и тогда принимает решение.

U-mama: Турниры – это важно?

D: Оказалось - очень. Мы заявили его на первый же турнир, который стоял в календаре, в Москву. Арс повез Даньку в каникулы. Без специальной теннисной формы, в футболке с Микки-маусом. Посмотреть Красную площадь, Кремль, зоопарк, и заодно поиграть в теннис. Данька вылетел в первом круге. Ревел. Записались на доп.турнир, который играют ребята, вылетевшие в первом круге, проиграл еще раз. Ревел.

Стало понятно, что есть много ребят, которые круче. И появился азарт, желание выигрывать. Данюхе стало понятно, зачем все это: бесконечное битье по мячику, повторения, тренировки. Мне стало понятно, что для результатов надо вкладывать больше. Мы чуть-чуть напряглись, добавили индивидуальных тренировок. У Даньки стало получаться лучше. Мы добавили еще чуть-чуть индивидуалок, стало получаться еще лучше.

Потом был первый выигранный кубок: в любительском турнире, который ничего не значил для всероссийского рейтинга, но и у Даньки, и у меня этот кубок до сих пор самый любимый. А дальше – одно за другим, постепенно все серьезнее тренировки, все больше турниров.

U-mama: Даже школу не пощадили, ушли на семейное обучение.

D: Когда начались выезды на турниры, стало безумно сложно совмещать. Даня возвращался с соревнований, неделями сдавал задолженности и пропущенные проверочные-диктанты-рефераты, и только нагонял, как уезжал снова. Я ломала голову, как уложить в его график и тренировки, и уроки.

Школа стала мешать спорту :smile: В какой-то момент мы решили: ладно, пусть будет спортсмен. Мы все в семье с высшими образованиями, но грандиозных высот в жизни не достигли, может быть, попробовать пойти другим путем?

На данный момент уже очевидно, что впереди – точно спорт, точно теннис. Другой вопрос – в каком виде и на каком уровне. Дойдет ли он до тех высот, которые ставит себе целью, или это будет тренерство, или это будет спортивная стипендия в Штатах, как вариант. Это уже жизнь покажет. Я себе не так давно разрешила признаваться вслух, на что мы целимся. Данька планирует войти в мировые топ-10, и я «в игре» - сделаю все, чтобы сидеть в белой шляпке в VIP-ложе на его уимблдонском финале :smile:

U-mama: Большая цель! А какие, вообще, есть пути у маленьких и юных спортсменов в нашем городе? Как они могут развиваться и идти к высотам?

D: Вариант один - тренировки да турниры. А где, с кем, куда и сколько – зависит от возможностей семьи. Родители стараются, кто как может, составить оптимальный план тренировок, турнирный календарь. Нам не хватает системного профессионального взгляда на весь процесс в целом: в нужный момент добавить каких-то тренировок, вовремя увидеть, что надо корректировать, подвести к важному турниру на пике формы.

Во всем этом мы часто как слепые котята, все наощупь и все на собственных шишках. Сейчас Данькина ближайшая цель – вернуться в десятку по стране в своем возрасте. В ближайшие два года – войти в тройку лидеров. Первые три игрока – это сборная России. А это уже сборы, выезды на первенство Европы, работа с тренерами высочайшего класса.

А до этого этапа – пахать и пахать. Даньке на корте, мне - в офисе :smile:

U-mama: Получается, на старте в своего спортсмена вкладываются родители прежде всего?

D: Конечно! Даже не прежде всего, а исключительно родители. В нашем городе ситуация еще относительно благополучная по сравнению со многими другими местами. У нас сильная спортивная школа и реально большой объем бесплатных тренировок. Пять раз в неделю по два часа дети тренируются бесплатно в группе.

Это, конечно, не так эффективно, как индивидуальные занятия, но группа тоже нужна: в ней дети отрабатывают взаимодействие с разными соперниками. И группы в 12 лет уже не такие большие. В группе 10-леток на корте может стоять 20 человек, чем старше, тем меньше их остается в спорте.

И чем дальше, тем сложнее справляться финансово и с тренировочными запросами, а главное, с выездами на турниры. До сих пор мы ездили преимущественно по России, сейчас надо концентрироваться на турнирах европейского тура, по-хорошему, их надо минимум 8 за год.

Тянем Даньку двумя поколениями: моя мама тоже герой спортивного фронта, невероятно вкладывается в Данила. Поддержка Теннисной Федерации Свердловской области минимальна. Даньке дают для спарринга бесплатно 1 час в неделю. Не нашлось денег, чтобы отправить ребят на командное первенство России. Там были, например, Пензенская область, Ханты-мансийск, Самара… а Свердловской области не было, мне до сих пор за это обидно.

Очевидно, что для дальнейшего движения нужно искать спонсоров. Это еще не освоенный мной функционал в профессии спортивного менеджера. Основной вопрос: в чем выгода спонсора. Говорить о доле в будущих призовых пока смешно – для всех, кроме нас с Данькой.

Можно рекламировать спонсора на форме, во всех интервью и блогах, если что, мы готовы. :smile: Мечтаю, что встретится на нашем пути меценат, влюбленный в теннис, которому будет интересно вырастить собственного элитного спортсмена. Заводят же люди породистых собак или беговых тараканов :smile:

U-mama: Расскажи, как сам Данил относится к теннису сейчас? Что для него значат тренировки, соревнования, победы, неудачи?

D: Я, честно, удивляюсь, как он выдерживает такую нагрузку – даже не физическую, а психологическую. Я бы после первой же игры бросила ракетку и сказала: «Нафиг-нафиг этот теннис!» Очень сложно, на самом деле. Как он себя после проигрышей собирает – я бы не смогла! У меня самой два полярных состояния.

Я, с одной стороны, фанат Данюхиного тенниса, с другой стороны, временами мечтаю, чтобы он все это бросил, потому что ресурсы на теннис оттягиваются грандиозные. Но очень хочется помочь ему реализоваться, раскрыться – а он видит себя в профессиональном теннисе. Видит, что будет получать призовые, что у него будут «Большие шлемы», Олимпиада-2024.

А когда он закончит профессиональную карьеру, купит себе BMX и построит в Екатеринбурге современную теннисную академию со всеми типами кортов, с бассейном, залом ОФП, тренажеркой, учебными классами, столовой со сбалансированным спортивным меню и общежитием для спортсменов. Я видела детей, которые после проигрыша кидают ракетки и говорят: «Я больше не буду заниматься теннисом». У Данюхи это ни разу не прозвучало.

Поэтому получается, что у меня тоже мало вариантов, уже не «соскочить». :smile:

U-mama: Ты сама эмоционально втянута в теннис очень сильно? И при этом ты – работающая мама, ведешь обычную человеческую жизнь, не сидишь над мальчиком, не возишь его по тренировкам и турнирам.

D: Ведь сына-спортсмена надо на что-то воспитывать)) На самом деле, по турнирам его возит вся наша семья, включая бабушку и дедушку. Когда у меня был перерыв в работе несколько месяцев, я была исключительно теннисной мамой. Это интересно на какой-то период, но в более длительной перспективе, мне кажется, ведет к неадекватности родителя.

Мне важно иметь и другие точки опоры, у меня есть любимая работа, амбициозный проект по развитию внутреннего туризма. Есть мои собственные достижения и факапы. Но я очень втянута в его теннис, конечно! Если почти вся зарплата уходит на какое-то дело, то за него будешь переживать))

Случаются такие моменты, особенно после обидных нелогичных проигрышей, когда мне хочется сказать: «Все! Хватит! Сворачиваем этот теннис! Закрываем лавочку. Ходи в «группу здоровья» на бесплатные тренировки, и будет с тебя». Но потом выдыхаю, вспоминаю, что Данилу еще тяжелее, нахожу слова, чтобы его поддержать, и мы движемся дальше.

U-mama: Как устроены занятия Данила? Сколько он тренируется, чем еще занимается помимо тенниса?

D: Пять раз в неделю у него группа в спортшколе – двухчасовые тренировки, плюс индивидуальные занятия у двух разных тренеров - один ставит ему технику, другой – тактические навыки и гоняет его по корту. Плюс физическая подготовка вне корта. Раз в неделю обязательно массаж.

Много времени съедает дорога. Где-то между всеми этими перемещениями вклинивается учеба. Английским занимается с репетитором, слава скайпу, сейчас не обязательно ездить к учителю домой. Моя мама сейчас занимается с Данькой литературой, я перед работой учу с Данилом математику. Между турнирами сдает экзамены.

U-mama: Турниры случаются часто?

D: Да, это такой важный момент, который делает график рваным, неравномерным. Неделю или две он тренируется дома – потом едет на турнир. Опять неделя или две дома – снова турнир. За последний год он сыграл двадцать турниров, это довольно много, но турниры – это не только контрольные точки, это еще и собственно развитие.

Даньке важно видеть другой теннис, встречаться с непривычными соперниками. Каждый сложный турнир, даже проигранный – толчок к развитию и стимул ему работать с большей самоотдачей.

U-mama: Расскажи, как надо кормить юного спортсмена? Есть у него особенности по питанию?

D: Есть! Как раз с этого года мы особенно озаботились его питанием, потому что растут нагрузки, и растет сам Данил, начинается перестройка организма. Пришлось погружаться в диетологию. Суточный объем калорий для подростка-теннисиста – 3 500 калорий, когда обычный человек потребляет что-то около 2 – 2,5 тысяч. Суточную потребность белка покрывает что-то около полкило курицы на день. Мальчик хорошо кушает! :smile:

Я пытаюсь отладить здравую систему, но мальчик может сварить куриную тушку и съесть в один рот. Приходится объяснять ему, что кроме белков важны еще углеводы и жиры, и что нельзя за один раз слопать трехдневную норму белка. Из съеденной тушки только 30 грамм белка усвоилось, остальное ушло в пропасть, а завтра организм остался без мяса.

Сложный режим дня тоже добавляет веселья. Если две тренировки подряд, он должен не забыть взять с собой еду, чтобы поесть между тренировками, иначе просто не хватит сил. Обязательно витамины, обязательно глюкозамин – для суставов.

U-mama: Как, по-твоему, влияет спорт на его отношения с мамой, папой, сестрой?

D: Влияет очень, конечно. Непростой момент в отношении Даны: у Данюхи есть некая исключительность, он не ходит в обычную школу, катается по соревнованиям, а Данка, вроде бы, как все. Я вижу, что она тоже бы хотела куда-то ездить.

Она недавно поменяла театральный кружок и очень радовалась, что новый коллектив выезжает со спектаклями в другие города. Гастроли – это для нее важно и нужно!)) В ее жизни меньше таких вещей, за которые я бы сильно переживала: так сильно радовалась или так сильно расстраивалась. Нет таких эмоциональных качелей.

U-mama: И слава Богу, наверное! Иначе бы ты с двумя исключительными детьми не знала, куда бежать))

D: Я помню, какое я испытала облегчение, когда Дана решила оставить теннис! Ведь сначала она тоже занималась, и у нее неплохо получалось. Но она прозанималась год и сказала, что не хочет больше ходить на тренировки. Я была очень счастлива! Потому что понимала, что подходит время, когда в Дану тоже нужно начинать вкладываться, включать всю ту же механику, что и Данилу: добавлять индивидуальные тренировки, вывозить на турниры – а деньги те же самые, времени столько же, и те же самые ресурсы будут дробиться на две части.

Как это делить – я вообще не представляла. Поэтому, когда Дана сказала, что не хочет заниматься спортом, я даже не пыталась ее уговаривать))

U-mama: А как у Данила складываются отношения с мамой, папой? Есть время для семейных прогулок, вечеров?

D: Мы любим настольные игры, любим вылазки в лес, катаемся на горных лыжах. Но собраться всей семьей нам сложно, происходит это редко, и каждый случай можно обводить в календаре красным маркером, как исключительный день. Данюха невероятно самостоятельный. Он все чаще ездит на турниры с чужими родителями и ему приходится решать много таких вещей, которые обычно в 12 лет еще не решают. Скажем, забронировать корт на вечернюю тренировку, договориться с тренером в другом городе.

Все это дает ему повод чувствовать себя очень взрослым: «Не лезьте ко мне со своим мнением», из-за этого с папой у них время от времени происходят стычки на предмет уточнения правил и границ. У него непростой характер. У них у всех, кто погряз в спорте по уши, непростые характеры. Бульдозеры, которые прут к своей цели.

U-mama: Расскажи, ты как мама – как себя чувствуешь во всей этой большой истории?

D:  У меня в этом процессе определенная функция. Вообще, любое большое достижение не совершается одним человеком, да? Так же и Данюхин теннис – это результат работы целой команды. Я с гордостью причисляю себя к его команде. У меня функции менеджера, координатора всего тренировочного процесса, психологической поддержки, уже немного диетолога, теперь осваиваю функционал PR-менеджера.

Мне очень интересен этот процесс, он увлекает, вдохновляет, добавляет драйва в жизнь. Наверняка я реализую с помощью Данюхи какие-то свои желания, которые не могу реализовать напрямую и не смогла бы никогда. Я не умею быть такой нахальной, амбициозной, настойчивой и злой в достижении цели. А он может.

И вот этот восторг от его выигрыша – для меня будто открывает другую Вселенную, я к ней прикасаюсь и радуюсь, что в этом успехе есть и моя доля. Меня это очень греет :smile:

Этот материал был полезен?