Мы спросили у мам, дети которых стали абсолютными победителями международного турнира КАМА Challenge 2018, как им удалось воспитать таких успешных детей. Нужно ли вместе учить уроки? Как особенно нужно развивать детей? А еще - что другие родители могут сделать, чтобы их дочки и сыновья любили учиться и достигали собственных высот. Публикуем наше интервью ко Дню Матери.

Абсолютные чемпионы - кто они?

На днях в региональных СМИ вышла новость: 11-классники гимназии №9 стали абсолютными победителями международного турнира КАМА Challenge 2018, который прошел в Перми. Ребята завоевали 1 место по математике, 1 место по информатике, 2 место по физике и 3 место в спорте. 

U-mama пообщалась с мамами победителей - Ильи Алферова, Максима Гудзикевича и Даниила Казанцева.

Надежда Кнапп и Максим Гудзикевич

Максим с 1 класса учится в 9 гимназии, занимается математикой, программированием, участвует в олимпиадном движении. Планирует профессионально заниматься информатикой и программированием.

U-mama: Надежда, Максим, расскажите об олимпиадной жизни: как она началась для Максима, какая для нее требуется подготовка и зачем участвовать в соревнованиях? 

Максим: Класса с пятого я старался проявлять себя в олимпиадах, чтобы попрактиковаться, получить льготы при поступлении в ВУЗ и как-то развить свой интерес к предметам. Участвовал в командных математических боях, Всероссийской олимпиаде школьников и других олимпиадах первого уровня: Физтех, Росатом, СПбГУ, Высшая проба, Покори Воробьевы горы. Ездил на математические смены в “Сириус” и “Орленок”, был во многих лагерях и на турнирах в разных городах. Программирование меня увлекло всего год назад, и тогда я почти ничего не умел, а сейчас в составе команды прошел на финальный этап Всероссийской командной олимпиады школьников по программированию. 

Надежда: Максим начал осваивать программирование самостоятельно. Заметив его интерес, я подключилась, и за год он побывал на шести сменах в лагерях по программированию. Часть были бесплатными, часть платными, и все это тоже помогло продвинуться вперед. 

 

U-mama: Программа у вас очень плотная. Наверное, вы рано начали участвовать в таких образовательных лагерях и олимпиадах?

Максим: По-моему, класса с пятого.

Надежда: Мне кажется, задача каждого родителя - выявить способности ребенка в достаточно раннем возрасте, понять, что у него лучше получается. Не пытаться охватить все и развивать его везде, а сконцентрироваться на чем-то одном. Я достаточно рано поняла, что у Максима хорошо идет математика: еще на подготовительных курсах в 9 гимназию преподаватель предлагала ему решать школьные задачи. Меня тогда это поразило, но она объяснила: если у ребенка все получается - надо усложнять. Потом в начальной школе у Максима появились успехи на математической олимпиаде “Кенгуру”.

Я стала думать, как его развивать дальше. Благо, наша школа дает много возможностей: Максим начал посещать математический кружок. Дальше мы подключили математические лагеря: с одной стороны, развлечение для ребенка в каникулы, с другой стороны, отдых проходит с пользой. Потом его заметили в школе и пригласили в команду для математических боев. Ну, а пригласив раз, включали в команду и после этого. Педагоги видят: у ребенка все получается, родители готовы помогать, и сами его продвигают на разные турниры и олимпиады. 

Так что кроме математики мы ничего и не пытались охватить. Хотя в начальной и средней школе он, конечно, много куда ходил: на Лего, как многие дети; в бассейн; на ушу и даже на танцы. Но постепенно осталась одна математика, позже он увлекся программированием. 
 
 
U-mama: Поездки на олимпиады и в лагеря не слишком отвлекают от обычной учебы?

Надежда: В прошлом году Максим почти не учился в школе и дома почти не жил: кочевал из лагеря в лагерь, с олимпиады на олимпиаду. Может быть, 30% времени ходил на занятия. Но тем не менее справился на “ура”!  

 

Олимпиады для школьников. Будем участвовать?

Олимпиады для школьников набирают всё большую популярность. Надо ли в них участвовать? И в каких именно? Своим опытом делится

мама призера Всеросса, победителя и призера перечневых олимпиад 1, 2  и 3 уровней

Читать далее

U-mama: Максим, как тебе нравится такая жизнь вне обычного школьного формата? Что она тебе дает? Не скучаешь по дому? 

Максим: Нравится! Дает - как минимум, опыт. Как максимум, я показываю себя людям, проявляю себя, могу себя хорошо зарекомендовать. Появилось очень много новых знакомых, которых я часто встречаю на разных олимпиадах и в лагерях. Не скучаю ли по дому? - там некогда скучать:)

 

U-mama: Расскажите, какие усилия прилагались еще до школы, чтобы у Максима все было хорошо с учебой?  

Надежда: Максим - первый ребенок, я была достаточно амбициозна в то время. Это с младшей дочкой я поумерила свой пыл, уже наигралась в эти игры. А с Максимом у меня было стойкое ощущение, что мой сын должен учиться в лучшей школе нашего города, и нигде больше. При этом семья у нас очень простая, я всего лишь специалист по недвижимости, и своих детей на сегодняшний день воспитываю одна.

Я начала развивать сына с года. Мы ходили в самую обычную школу развития, затем он поступил на двухгодичные подготовительные курсы в 9-ку, через год - на курсы во 2-ю гимназию, чтобы подстраховаться и поступать в два места. В итоге Макс поступил в обе школы, но выбрали мы 9 гимназию. Кроме этих подготовительных курсов никакой специальной подготовки у нас не было. Я занималась с ним по Петерсон: давала задания, он выполнял их, я проверяла. Но никогда не сидела с ним над учебниками. Да и с репетиторами он никогда не занимался. 

Начальная школа прошла для нас легко. Максим все делал сам, и каких-то сверхусилий с его стороны я никогда не видела. Я, конечно, в первом классе пыталась проверять домашние задания и контролировать его. Но наша классная руководитель где-то в третьей четверти сказала: “Все, мама, хватит контролировать, пора отойти в сторону”. Ну, я и отошла, и больше с той поры домашние задания не проверяла. Помогала разве что мастерить поделки.

 

U-mama: Может быть по Максиму и его характеру с раннего детства было видно, что ему будет легко учиться? Что он, например, усидчивый, скрупулезный? 

Максим: Я никогда не был скрупулезен. Кажется, у меня сложилось такое отношение к урокам: раз математика и информатика нравятся, то чтобы ими позаниматься, надо быстренько сделать те уроки, которым я не придаю большого значения, и заниматься уже тем, что мне действительно нравится: решать олимпиады и так далее. 

Надежда: Многое можно понять по тому, умеет ли маленький ребенок себя занимать, дает ли он маме возможность сделать домашние дела или мама вынуждена постоянно его развлекать. Максим мне давал заниматься хозяйством. Ему с детства нравилось “Лего” - ему оно и по сей день нравится, он мог часами возиться с конструктором. Также в нашей семье не проходило практически ни одного вечера без настольной игры - а их у нас достаточно много. Любимыми были Каркассон, Румми, Скраббл, Клюедо - без усидчивости в них играть было бы непросто.

Темперамент у него по сравнению с ранним детством поменялся. Маленьким ребенком он был ярко выраженным холериком, и в начальной школе нам было несладко, потому что замечания в дневнике были постоянно. У нас школа со строгими правилами, а Максим бегал, попадал в какие-то истории и приключения. В среднем звене он стал потише, а к старшему звену это был уже совсем другой человек. Он полностью самостоятельный, может поехать в другой город на какое-то мероприятие один. Серьезный, обстоятельный, ответственный. Я думаю, это сформировано годами работы: правильным направлением и правильным окружением.

Воспитание школьника. Как приучить ребенка к самостоятельности?

Все родители хотят, чтобы чадо успешно справлялось со школьными делами и оставалось при этом веселым и здоровым. Но хорошая учеба – это еще и организованность...

Читать далее

U-mama: А что значит - правильное окружение?

Надежда: Это школа, это наши лагеря. Скажем, я с трудом представляю своего ребенка шатающимся по улицам или сидящего на лавках с пивом. В его окружении другие ребята: у них есть свои цели и ценности в голове.  

 

U-mama: Что бы вы хотели сказать или пожелать родителям маленьких детей, как им вырастить умных и любознательных ребят? 

Надежда: Необходимо приглядываться к своим детям и выявлять яркие способности и желания детей. Именно это и нужно развивать. И не стоит перегружать детей. Это верно, что у ребенка не должно быть излишков свободного времени, чтобы он оставался в тонусе, но должна быть какая-то грань для нагрузки, чтобы ребенок не перегорел.  

Во-вторых, конечно, маленьких детей надо настойчиво направлять. Максим и по сей день мне говорит: если бы ты не отправляла меня на такое количество турниров, возможно, ничего бы дальше у меня не получилось. И, конечно, в начальной школе, среднем звене - нужно контролировать ребенка, следить за его успехами. А в старшем звене уже важно отойти в сторону и не мешать, потому что к старшему звену ребенок уже сформирован, и сам понимает, что ему нужно. Скажем, я делала упор на физику, а Максим в какой-то момент сказал: мне интереснее программирование. Интересно? - так ради Бога. Тем более, он показал, что может добиваться результата самостоятельным обучением, без репетиторов и педагогов. Здесь уже важно прислушиваться и поддерживать.

А самое главное - любить своих детей и уделять им достаточно времени.

Юлия и Илья Алферовы

Илья с 1 класса учится в 9 гимназии. В олимпиадном движении участвует с начала средней школы. Победитель и призер олимпиад по физике и математике. Для продолжения образования рассматривает московские ВУЗы: МФТИ, МГУ, МГТУ им. Баумана.  

U-mama: Юля, что вы делали с самого раннего детства для того, чтобы Илья стал таким успешным в учебе? Или просто вам достался талантливый мальчик?

Юлия: Илья родился очень желанным, и в первые годы вся любовь и все внимание были отданы ему. Это важно, ведь вся база для будущего закладывается лет до 4-5. У него было очень-очень много игрушек, очень-очень много книг. И начиная с двух лет я с ним постоянно играла - в любое время суток. 

Мы осваивали с ним конструкторы “Лего”, может быть, так у него стали развиваться математические способности. Мы разговаривали с ним с пеленок, как со взрослым, и никогда не ломали язык, все называли своими именами. С полугода мы ездили в школу развития, в основном, чтобы он умел контактировать с детьми. 

Когда мы поступали в 9 гимназию, конечно, труд был и подготовка была. Но никто никогда его не заставлял что-то делать, не ругал и не наказывал за оплошности. У него не было отбито желание пробовать новое.

 

U-mama: А дальше в школе - каким было ваше участие? Может быть, моральная поддержка или поиск новых развивающих занятий, помощников в учебе - репетиторов?  

Юлия: Вы знаете, репетиторов у нас никогда не было, потому что он всегда все схватывал сам. Конечно, 9 гимназия учит быть усидчивыми, много работать. Во время учебы мы не фиксировались на оценках и всегда говорили: “Любая оценка - это труд ”. Думаю, благодаря этому у него развивалось желание знать, желание быть лучшим. Если он делает, то вкладывает максимум усилий. 

Помимо школы мы посещали курсы Лего-конструирования, курс “Машины и технологии”: там уже все было всерьез, ребята собирали рычаги, писали и защищали доклады. Потом начались олимпиады. Сначала я искала их в интернете сама: вместе с ним мы выбирали олимпиаду, иногда я помогала ему правильно оформить ответы. Если он не хотел участвовать, его никто не заставлял. Но если Илья говорил: “Я буду участвовать”, - мы находили все ресурсы, чтобы помочь ему.  

Сейчас мы действительно очень много с ним разговариваем, у нас очень хорошие отношения. Еще мы не боимся говорить Илье, что в чем-то он превзошел нас. Ведь сегодняшняя молодежь другая: у них другие ресурсы, другая голова, они, вообще, живут в другом времени.  

Как пережить выпускной класс?

Советы родителям старшеклассников: как подготовить себя и ребенка к предстоящим экзаменам.

Читать далее

U-mama: А что можно сказать о характере Ильи? Каким он был с детства? И как развивался?

Юлия: Он всегда был серьезный, усидчивый и очень немногословный. Он общался с людьми только тогда, когда чувствовал, что его никто не обидит. Он никогда не был импульсивным или беспечным ребенком, который “ах!” - и побежал. Как мне говорили друзья, умные дети продумывают каждый шаг. 

Он очень рано начал говорить, и сразу предложениями. В год и восемь он сказал предложение из десяти слов. Замечал много тонкостей, которые и взрослые люди иногда не видели. 

Мы очень хотели, чтобы он был еще и спортсменом, но ввиду своего характера, он не мог идти на тесный контакт. Как нам сказал наш друг, доктор: “Он очень интеллигентный, и ему нужно выбирать все, что близко интеллигентным людям”. 

U-mama: Похоже, у вас было много опытных, скажем так, консультантов, которые направляли Илью и помогали создать вокруг него правильную именно для него среду?

Юлия: Можно так сказать. Семья, бабушка и дедушка, друзья и педагоги - у многих складывались с ним очень добрые, уважительные отношения. Вспоминаю с благодарностью нашего педагога в школе скорочтения, где Илья занимался с пяти до 7 лет. Во многом благодаря внимательным людям, профессионалам, которые его окружали, он вырос таким. Конечно, это очень дорогого стоит.

 

U-mama: Что бы вы посоветовали родителям? Как вырастить одаренного и успешного ребенка?

Юлия: Ребенок должен слышать речь мамы с папой, обращенную именно к нему. Не жалейте слов, времени для игр со своим собственным ребенком. Хвалите его чаще и просто любите!

Елена Леонова и Казанцев Даниил 

Даниил тоже с 1 класса учится в 9 гимназии, увлекается программированием, с 6 класса участвует в олимпиадах, в последние два года большую часть времени проводит в образовательных лагерях Сириус, Орленок, выездных школах УрФУ, СКБ Контур.   

U-mama: Елена, что вы делали особенного, чтобы сын успешно учился?

Елена: Данил ходил в садик с изучением английского языка, потом пошел на подготовительные курсы в 9 гимназию и поступил в 1 класс. Нам повезло: в тот год в гимназии набирался билингвальный класс с углубленным изучением немецкого языка. С 1 класса дети занимались немецким по 5-6 часов в неделю. А со 2 по 6 класс каждый год ездили учиться в Германию: сначала на 2 недели, на 3, потом даже на месяц - в течение учебного года и летом, как минимум, раз в год они уезжали из дома, это расширяло их кругозор, повышало самостоятельность.

Кем быть: выбираем профессию с ранних лет?

Когда есть смысл задумываться о выборе профессии? Являются ли кружки раннего развития и секции по интересам подготовкой ребёнка к будущей профориентации? Ответы на эти и другие вопросы ищите в нашей статье!

Читать далее

U-mama: Может быть, вы видели по своему сыну с раннего возраста, что ему легко будет даваться учеба?

Елена: Мы с мужем оба технари, заканчивали УПИ, в школе занимались физикой и математикой, тоже участвовали в олимпиадах, возможно, поэтому и у ребенка есть математические способности. И после 7 класса, когда в 9-ке идет распределение по профилям, он выбрал физмат. Собственно, и олимпиады до последнего времени были, главным образом, по физике и математике. Полтора года назад он занялся информатикой.  

Я думаю, в какой-то мере  наклонности родителей влияют на то, чем занимается ребенок, но в большей мере ребенок выбирает сам, главное не мешать. Честно скажу, мы никогда не делали с ним уроки, а у него не возникало проблем с их выполнением.  

 

U-mama: А что может сделать родитель - и что вы как родитель сделали - чтобы ребенок был успешен?

Елена: Родитель может направить ребенка, помочь в выборе школы. Мой муж заканчивал 9-ку, отчасти это повлияло на выбор школы. В девятке очень хороший педагогический состав. Отношение учителей к детям воспитывает в них стремление учиться. Я считаю, что эта среда в определенной степени сформировала Даниила. У нас очень хороший и дружный класс, успешные дети: кто-то занимается физикой-математикой, кто-то литературой, кто-то астрономией - очень разнообразные увлечения. Дружат не только дети, но и родители, в этом смысле нам повезло. 

Что еще мы делали как родители? - старались с детства общаться с сыновьями как со взрослыми. У нас не было принято кодировать разговоры: это мы обсуждаем с детьми, а это не обсуждаем. И я считаю, что это воспитывает в них некий уровень взрослости, понимание, что они тоже имеют право голоса и выступают на равных вне зависимости от возраста. Поэтому всегда старались не запрещать или разрешать что-то, а обсуждать. Ты с чем-то не согласен? - обоснуй свою точку зрения.

 

U-mama: Благоприятная среда + отношение, как ко взрослому - похоже, это формула успеха в вашем случае?

Елена: Может быть. Но мы часто говорим, что не мы его таким воспитали, а нам просто повезло с детьми. На самом деле, я спросила самого Данила: “Как ты считаешь, что способствует воспитанию таких детей, как ты?” - и он ответил: “Поменьше запрещать и ограничивать, давать больше самостоятельности”. Конечно, мы понимаем, что это где-то работает, а где-то нет, все дети разные. Но рекомендация - такая.

 

Ребёнок не хочет учиться. Что делать

Причин низкой учебной мотивации может быть множество. Давайте подробнее поговорим о них, чтобы при необходимости быть во всеоружии.

Читать далее

 

U-mama благодарит Надежду, Максима, Юлию и Елену за участие в интервью. И поздравляет всех мам с Днем матери! Пусть дети радуют вас своими успехами, а у вас всегда хватает сил и внимания, чтобы показывать им свою любовь и поддерживать их рост.

Этот материал был полезен?