Мы с детьми думали, что музейные камни мы уже повидали: читайте, как мы сходили в Музей истории камнерезного и ювелирного искусства. Как бы не так. Однажды прыгая на ступенях Кукольного театра, наша компания заметила надписи на противоположной стороне улицы, с торца здания гостиницы «Большой Урал»: «Музей камня» и «Камнерезная лавка». «Давайте сходим, посмотрим на красивые камешки!» – стали заманивать детей мамы, которым надоела промозглая погода.

Самая чудесная лавка

На первом этаже была обнаружена лавка с драгоценностями. Здесь на красивые камешки можно смотреть бесплатно. При этом руки так и чешутся купить себе какой-нибудь красоты. За самые дивные вещицы, конечно, так сразу не расплатишься и даже домой запросто не унесешь. Например, аметистовая жеода: это такая небольшая пещерка, внутри которой долгие годы росли кристаллы аметистов, потом люди эту пещерку нашли, отбили ее от мамы-горы, сняли снаружи лишнюю породу и распилили пополам или как-то еще – получилась волшебная ниша, усеянная самоцветами. Просто дух захватывает, особенно у ребенка, стоящего рядом с жеодой величиной в его рост.

 

 

Можно здесь приобрести и портреты вождей, писаные златом по серебру, и игрушечки из малахита, яшмы, агата, и куски необработанного камня, кристаллы и мелкие древние окаменелости, и разные шкатулки, бусы, серьги, мозаичные картины, много, много всего, аж глаза разбегаются – и даже двухметровую резную колонну черного мрамора, если хотите.

Мальчик Лука ушел из лавки с коллекцией минералов, приклеенных на картонку, девочка Саша – со слоником из яшмы. Лука еще, правда, потом возвращался сюда, чтобы спустить все свои сбережения на кристаллы кварца с песчаником и вкраплениями пирита, и теперь гребет все красивые камушки на улице для собственного «музэя» в коробке из-под обуви.

 

 

А вот где настоящая каменная сказка

Но реальный Музей камня находится на втором этаже, над камнерезной лавкой и гардеробом. Прежде в этом обширном зале располагался ресторан «Большой Урал». Теперь здесь сумрачно и торжественно, вдоль стен зала и строем по центру стоят витрины с камнями и сростками кристаллов, «оплавленные минералы» и жеоды. На подоконниках и столиках притаились огромные кристаллические «сады» (ребенок тут же засел играть в «лабиринт»), «почковидные агрегаты» и друзы кристаллов (по ним видно, как кристаллы друзат). Когда мы зашли в музей, он был совершенно пуст и погружен в сумерки, словно камни спали своим плотным и медленным сном – но вот смотритель зала начинает зажигать лампы в витринах, чтобы мы могли подойти и тихонько присмотреться к этим формам жизни.

 

 

Какие камни мы привыкли видеть? Осколки гранита да иногда куски мрамора. В изделиях, конечно, - и узорчатый малахит, и яшму, и бирюзу и многое еще. Но посмотрите на живое-нетронутое каменное тело: глубоко под землей, оно плавилось и гудело вместе со всем магматическим соком нашей планеты, оно выбулькивалось в щели земной коры и остывало-засыпало, оседая причуливыми складками и слоями. Когда смотришь на спил жеоды, на распиленный кусок агата или малахита  с чудным узором на срезе, начинаешь понимать: так вот откуда берется каменный рисунок! Трещинки в прозрачнейшем кварце – словно границы отражений. А формы кристаллов? Вот отливающий золотом пирит (это он так только дразнится, обманывает – потому его и зовут «золотом для дураков»), кто бы мог подумать, что он может расти правильными кубиками, которые громоздятся друг на друга, словно слитки в невообразимой сокровищнице? – вот где играть-то в «царя горы». Или кальцит, который растет то дивным парком Снежной Королевы, то выстраивает коралловый риф, то принимает форму цветной капусты, то становится похож на чудесный цветок.

 

 

Глядя на это, поначалу хочется наглухо замолчать и во все глаза всмотреться, потому что никакие слова не передадут глубокого удивления каменной жизнью. Но начинаешь читать подписи к минералам – и видишь, что язык горных ведунов и мастеров тоже похож на скальдические заклинания: агатовая жеода, друза дымчатых кристаллов, двойники халькопирита на кристалле блеклой руды…

 

 

Но в музее есть не только камни. Здесь и комнатные цветы на подоконниках, и кости древних зверей, и раковинки морских животных.  И знаете, что поразительнее всего? – наглядно видеть, что и минералы, и скелеты животных, и тела растений живут и развиваются по одним законам! «Все на все похоже». Они повторяют формы друг друга, словно подчиняясь единому дирижерскому взмаху волшебной палочки Природы. Только живут они будто бы с разной скоростью. Минералы тихо и гулко растят себя миллионы лет, а моллюски, зверики, травы и древа управляются быстрее. Это просто таинственный танец природных форм в разном исполнении в одном музейном уголке.

 

 

Есть в музее и уголок древнего мира: челюсти динозавров, их окаменелые яйца и когти, аммониты и трилобиты (словно оладышки на сковородке). Еще бы: ведь все эти вещи дошли до нас благодаря минералам, которые постепенно замещали в них органические ткани, создавая окаменелости. Инсталляции с рычащими ящерами и вылупляющимися малышами-трицератопсиками порадуют всех любителей динозавров.

 

 

Вперемежку с кристаллами на полках стоят игрушки из камня: старый мастер и торговец самоцветами, мышонок и котяйка, птицы и звери всех цветов и фактур. Иные изделия завораживают своей живостью: вот-вот запляшут рисунки на «дневнике эскимоса», повернет голову и подожмет лапку птица. У входа в зал – несколько больших инсталляций. В «Медной горе» горят по сводам самоцветы, ползают упитанные ящерки, Хозяйка спускается по хрустальным ступеням. На стене за стеклом – шахта «в разрезе»: глубокий колодец, от которого отходят влево и вправо укрепленные коридоры, по ним с тележками и кирками бегают человечки, поднимают добытый камень и руду наверх. Рядом с главным залом – малый. Экспозиция в нем оформлена не до конца, ну да это неважно: и здесь все так же с трудом отводишь глаз от «горы самоцветов», ярко-красной поросли кристаллов, каменных фигурок. Дети у подоконника впечатляются аммонитами размером с колесо легковой машины.

 

 

История одной коллекции

Все те камни и кристаллы, поделки и окаменелости, о которых мы говорили, - откуда бы им взяться в одном месте? У каждой сказки есть свое начало, а у некоторых - есть даже автор.

 

 

Дело в том, что Музей минералогии – первый частный музей в Екатеринбурге. Директору музея Пелепенко Владимиру Андреевичу – 72 года, и свою личную коллекцию камней он начал собирать полжизни тому назад. В 1988 году впервые вывез 160 образцов минералов в Мюнхен на международную ярмарку, и там его коллекция была признана лучшей. С тех пор камни все умножались, участвовали во многих выставках, а к концу 90-х их стало так много, что захотелось свое богатство показать. Власти выделили Владимиру Андреевичу помещение бывшего ресторана «Большой Урал», которое он несколько месяцев приводил в порядок, и в декабре 2000 здесь открылся «Уральский минералогический музей Пелепенко».

И хотя большинство официальных делегаций, которые прибывают в Екатеринбург, первым делом посещают Минералогический музей Пелепенко, сам музей не знает, сколько ему жить осталось. Банально: новые владельцы здания просят освободить помещение, чиновники идти навстречу не спешат, директору приходится ехать в столицу искать помощи у Правительства. Пелепенко даже нашел спонсоров, готовых построить настоящий дворец камня, но не может получить разрешения мэрии на строительство. А из-за рубежа уже поступило предложение выкупить экспозиции музея за 6 млн евро. Вот так Урал (да и Россия) может лишиться бесценной коллекции камней, лучшей в Екатеринбурге и одной из лучших в стране и мире.

 

 

Ну, а пока музей камня открыт, спешите видеть!

Адрес: ул. Красноармейская, 1, в здании гост. «Большой Урал»

Тел.: 350-60-19

Часы работы: понедельник – пятница – 10:00 – 19:00; суббота, воскресенье – 10:00 – 17:00.

Стоимость билетов: полный – 50 руб, студенческий – 10 руб, школьный – 10 руб, пенсионеры посещают музей бесплатно, экскурсия – 200 руб (заказ экскурсий – предварительно по телефону).

При Минералогическом музее работают детские центры. Это школа развития «Кристаллик», который открыта для деток 2 - 7 лет, и клуб «Орлец» для детей 7 – 14 лет.

Метки:
Этот материал был полезен?