Воскресным деньком ю-дети и их родители собрались в небольшом бревенчатом доме по адресу Чапаева, 11. Поднялись на дощатое крыльцо, вытерли ноги о вязаный коврик у порога, вдохнули запахи старого дома и расселись ждать начала истории.

Что мы знали к тому моменту? Что жил в этом доме бородатый Павел Петрович Бажов – вот он на фотографиях на стене. Что он записывал здесь сказы о наших местных чудесах: Серебряном Копытце, Огневушке-Поскакушке, Хозяйке Горы, - обо всем об этом мы уже читали детям, смотрели с ними спектакли или мультики. Что же нам здесь еще расскажут и покажут?

Когда коридорная толкотня закончилась, явилась к нам девушка-экскурсовод с кипой старых советских книжек с картинками и несколькими камушками. И начался разговор – потому что это был именно добрый живой разговор, каждый мог что-то вставить в рассказ нашего гида по старому домику, что-то спросить и уточнить. «Вы знаете, кто жил в этом доме? Вот он, на фотографиях … Сейчас я вам покажу книжку, вы знаете, кто это такой на ней нарисован? Как его зовут? Серебрянное Копытце, правильно». И книжки идут по кругу, смотрим с детьми картинки к сказам в давних изданиях «Детской литературы». Потом настала очередь камней: «С этой стороны, поглядите, - совсем обычный камешек, а сейчас мы его развернем – видите, какой узор открывается? Этот камень называется агат». Вертим в руках и агат, и аметист, щиплем асбестовые волокна.

 

 

Вот все уже припомнили героев и названия, оживили в умах металлическую-каменную тематику, вошли в курс дела, что называется, - теперь движемся дальше, в детскую комнату. За порогом натянут шнур – дальше него не шагнешь, хотя часть детворы ничтоже сумняшеся ныряет под перегородку, явно стремясь пощупать, потрогать и повертеть в руках самодельную куклу, книги и тетради, что лежат на столе. Но вот чада выстроены за шнуром, и мы слушаем о том, как жена Павла Петровича играла на гитаре, как его дети играли в этой комнате. «А как вы думаете, как же раньше люди отдыхали и развлекались? Телевизора здесь нет и компьютера тоже». – «Зато я вижу граммафон! Или патефон?» - отмечает самый глазастый, - «Нет, граммафон, ты правильно сказал, вот пластинки к нему. А еще Павел Петрович с женой и детьми садились все вместе в одной комнате, брали какую-нибудь книгу и читали ее по очереди вслух. А каждое воскресенье собирались в театр или в гости».

 

 

Комната беленькая, доски пола выкрашены в светло-коричневый цвет, повсюду кружевные занавески, накидки и скатерти, солнце светит в окна – от всего этого создается какой-то особый торжественный уют. Веет ушедшей неторопливой размеренной жизнью.  Вот кукла, которую мастерили дочери Бажова, вот их рисунки: «Как настоящие художницы рисовали», - «Ой, сбоку таракан пририсован!» - «Да, это, наверное, кто-то из внуков Павла Петровича побаловался». Перьевой ручкой писали буквы – и нужно было строго следить, чтобы не насажать клякс на страничку, в стеклянную чернильницу наливали чернила и несли в кожаном мешочке, привязав к ручке портфеля, на пяльцах вышивали, здесь спали, здесь играли, здесь учили уроки.

 

 

Кабинет Бажова – такой же белый и чистый. Шкафы с книгами, стол и столики, лампа, печатная машинка. «Видите, на все стулья надеты белые чехлы. Как вы думаете, зачем? А вон на столе лежит большая лупа. Когда Павел Петрович стал старенький, у него зрение ухудшилось, видел он плохо – и вот с помощью лупы только и мог читать».

«А здесь у семьи Бажовых была столовая, здесь они все вместе собирались и обедали, ужинали, пили чай. Вот дверь из столовой, которая ведет в кухню – там и готовили еду, но мы вас туда не приглашаем – там теперь наши, музейные дела ведутся». У одной стены – черное пианино, его Бажов подарил внуку Никитке, и Никитка учился играть. «Видите, на пианино часы? Сколько они показывают? – Без пяти одиннадцать. И в кабинете тоже стоят часы – они тоже показывают без пяти одиннадцать. И вовсе не тикают. Потому что когда Павел Петрович умер, часы в доме остановили, и время здесь больше не идет». Рядом с пианино – сундук, накрытый клетчатым пледом. Никитка любил спать на этом сундуке. Знаете почему? Потому что стоит он возле печки, тепло здесь. А печка топилась из коридора: вот заслонки, вот кочерга, ухват, сковородница.

 

 

Напротив печки - полка и крючки для одежды, где под стеклом висит верхняя одежда писателя, и можно видеть, что был он человеком роста среднего, ходил с палочкой, зимой носил валенки. По улице ходил в валенках с галошами, а когда приходил домой, галоши снимал и оставался в валенках – так теплее. «Вот такое пальто носил Павел Петрович, такую вот шапку, и шарфик у него тоже был. Просто одевался дедушка Бажов, правда? Не модничал. Не привязывал себе какой-нибудь бант, не важничал… Многие люди на улице его узнавали и с ним здоровались, говорили: «Здравствуйте, Павел Петрович!» - и он всем тоже всегда отвечал: «Здравствуйте».

«А вот здесь, в конце коридора у окошка – главное место в доме. Знаете почему? Потому что тут стоит стол-секретер, за которым Бажов записывал все свои сказы». Вот на этом столе и он сам, сделанный из камня, с кусочком малахита в руке, вот его старый телефон (можно покрутить диск).

 

 

Так вот и жила целая семья в беленом доме с деревянной мебелью, кружевными занавесками и самоваром – неторопливо, степенно. С 1911 по 1969. Во дворике у них росли (и до сих пор растут!) яблони, калина, черемуха, липа. В 50-м Павел Петрович умер, и здесь жили его дети и внуки, многое в обстановке дома изменилось, но почти через 20 лет домик отдали в музейный фонд и полностью восстановили бажовскую обстановку.

Со всех фотографий, которые я видела в детстве, Бажов глядел строго, даже сурово, в его взгляде читались наставления о неусыпном труде, ответственности и дисциплине. Поэтому я -ребенок относилась к Бажову настороженно и насупленно, он у меня параллелился с бородатым же графом Толстым. А здесь, в музее, на крупноформатных фото видно: да он же добрый! И вся обстановка, атмосфера дома, самовар и эти бажовские валенки – все говорят о его доброте, теплоте и проницательности. А строгость – ну да строгим он был прежде всего к самому себе, к своей работе. И вот снова: на маленьком фото для статьи Бажов опять получился таким уж серьезным… А на фото в своем доме он – светится. Просто поверьте. Или приходите посмотреть.

 

 

Адрес: Чапаева, 11.

Тел.: 257-06-92.

Часы работы: 11:00 – 17:00, выходной – суббота.

Стоимость билетов: взрослый – 30 руб, детский – 10 руб, пенсионный – 10 руб.

Экскурсии необходимо заказывать заранее. Стоимость экскурсии для группы до 20 человек – 300 руб. Билет в этом случае покупать не нужно, на детскую экскурсионную группу двое взрослых допускются бесплатно.

Есть возможность просмотра диафильмов по бажовским сказам, в этом случае идет доплата – 5 руб с человека.

Есть возможность провести интерактивную экскурсию, в ходе которой дети надевают наряды героев сказов и разыгрывают сказочные ситуации. Такого рода экскурсии расчитаны на младших школьников. Доплата – 30 руб с человека.

В доме-музее Бажова проводятся праздники: дни рождения, Новый год, Масленица, окончание учебного года. Предлагается праздничная программа на бажовские темы, чаепитие с самоваром, в теплое время года – игры в саду. Чай и угощение гости музея приносят с собой, а хозяева музея организуют праздник и накрывают стол. Стоимость праздника для группы до 10 человек – 1000 руб.

Метки:
Этот материал был полезен?