Автор: добавить в библиотеку

Наше государство озаботилось механизмом поддержки автомобильного рынка несколько лет назад, когда этот самый авторынок начал уверенно нащупывать дно: в связи с очередным кризисом продажи новых автомобилей в России не то, чтобы совсем прекратились, но заметно упали. Поэтому российские власти решили повлиять на ситуацию при помощи различных компенсационных программ, поддержав за счет бюджета и покупателей, и, как следствие, производителей.

Скажем, программа утилизации, придуманная одной из первых, имела целью не только помощь гражданам в покупке новых машин, но и оздоровление автопарка страны в целом — ведь для получения скидки необходимо было сдать в утиль какое-нибудь (крайне желательно, собственное) ржавое ведро с колесами. Программа льготного автокредитования стимулировала активность не только на авторынке, но и в кредитной сфере. Ну, и тому подобное.

В 2017 году список схем поддержки существенно расширился — в нем появились, например, специализированные программы для покупателей коммерческого транспорта, любителей использовать лизинговое финансирование и так далее. Две из придуманных властями новинок предназначены покупателям легкового транспорта.

Чем отличается «первый» от «семейного»?

Одна из них называется «Первый автомобиль», вторая — «Семейный автомобиль», и, по большому счету, суть этих программ ясна из их названий.

Первой может воспользоваться любой гражданин страны, не имевший ранее машины в официальной собственности, второй — счастливый обладатель двух и более несовершеннолетних детей. Это, по большому счету, единственное отличие двух программ — то, что принято называть «целевой аудиторией». В остальном схемы практически идентичны.

И, предупрежу сразу, не годятся для тех, кто органически не приемлет возможность покупки товаров в кредит. По сути, эти программы — просто вариации на тему схемы льготного автокредитования, при помощи которых в отдельные группы выделяется еще пара категорий потенциальных покупателей. И идея программ в том, чтобы этим самым категориям предоставить дополнительную скидку в 10%, которая производителям и банкам будет компенсирована за счет государства.

Впрочем, если потенциальный участник одной из этих программ располагает суммой, достаточной для покупки автомобиля за наличные, воспользоваться скидкой все же можно, но без оформления кредита не обойтись. Просто нужно оформить его на возможно быстрых условиях — с максимальным первоначальным взносом и максимально коротким сроком. Ну, и досрочно погасить, если это предусмотрено конкретной кредитной программой. К слову, растянуть кредит по условиям программы можно только на 3 года.

Правда, обе стороны процесса — покупатель и автомобиль — должны удовлетворять определенным условиям, зафиксированным в нормативных документах, которыми регламентируется вся схема работы программ. Проще говоря, скидку в 10% не дадут кому попало на покупку чего попало.

Какие автомобили включены в льготные программы?

Начнем с автомобиля. Он, во-первых, должен быть новым, во-вторых, недорогим, и в-третьих, отечественным.

Последнее условие не означает, что льготы по кредитам распространяются только на «Лады» и УАЗы: приобретаемый автомобиль должен сойти с конвейера на территории России. А свои производства в нашей стране имеют минимум полтора десятка компаний.

В их числе, к примеру, Renault со своими бюджетными бестселлерами Logan и Sandero, любимые россиянами Hyundai Solaris и Kia Rio, сразу пять моделей от Nissan, включая далеко не бюджетные кроссоверы Qashqai и X-Trail и еще масса моделей (например, не так давно к программе присоединили весь модельный ряд марки Datsun).

Ограничение по стоимости автомобиля на данный момент составляет 1 450 000 рублей: на более дорогие машины льготы не действуют. Соответственно, может получиться так, что даже в пределах одной модели, скажем, Toyota RAV4 или Skoda Octavia, какие-то комплектации укладываются в прокрустово ложе схемы, а какие-то — уже нет.

Кроме того, учитывая, что в условиях программы заложено жесткое ограничение по цене, а цены стабильно растут, список доступных моделей может время от времени естественным образом сокращаться (не будем забывать, например, про увеличение так называемого утилизационного сбора). И да, автомобиль должен быть легковым, то есть иметь разрешенную максимальную массу не более 3,5 т.

Hyundai Solaris, фото с сайта hyundai.ru

Nissan Qashqai, фото с сайта nissan.ru

Renault Logan, фото с сайта renault.ru

Кому положена скидка, а кому нет?

Теперь что касается покупателя. В обоих случаях он должен быть совершеннолетним, иметь водительское удостоверение (то есть не удастся, скажем, оформить покупку «первого автомобиля» на сына-школьника) и не иметь на момент покупки автокредитных обязательств: повесить на себя еще один автокредит государство вам не позволит.

Кроме того, скидки по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» не суммируются: не получится сэкономить 20%, приобретая первую машину в семью с двумя несовершеннолетними детьми. Но удастся, например, купить две машины, каждую со скидкой в 10%: члены одной семьи могут воспользоваться каждой из программ по отдельности. Кроме того, у некоторых производителей предусмотрены собственные программы стимулирования, обеспечивающие снижение ставок по кредиту.

И еще пара деталей. В нынешнем году налоговое ведомство страны все же одумалось и включило получаемую покупателем субсидию в список налоговых исключений. Между тем, в 2017-м субсидия считалась прямым доходом, что подразумевало уплату НДФЛ в размере 13% от суммы.

Сама же субсидия, вероятнее всего, станет для покупателя чем-то невидимым и неощутимым: скидка в 10% чаще всего распространяется участниками программы на первоначальный взнос по кредиту, который порой (в зависимости от конкретных условий конкретного банка) те самые 10% от стоимости автомобиля и составляет. В этом случае участник программы, по сути, просто приобретет автомобиль в кредит без первоначального взноса — его банку за покупателя уплатит государство. Кроме того, в кредитуемую сумму у некоторых банков можно включать и стоимость КАСКО.

И, наконец, о сроках действия программы. Они определяются не календарем, а кошельком: государство выделило на субсидирование льготного кредитования 3 млрд рублей. По расчетам властей, этого должно будет хватить на поддержку приобретения примерно 35 500 машин. Соответственно, как только кончатся выделенные деньги, прекратят свое действие и схемы поддержки.

Фото: globallookpress.com

587 просмотров
Средний балл: 0.0
Ваша оценка