Издательство: София, 2007 

 

 

Книги этих авторов мы уже обсуждали здесь:

Предыдущая книга о безопасности детей в школьные годы была слабоватой. Не покидало ощущение, что авторы не очень-то разбираются в теме. Зато период от рождения до школы им удался. Книга «Без опасности: от рождения до школы» - чудесная без преувеличения.

Мы не можем все предусмотреть, оградить детей от всех опасностей. Но каждый родитель в силах привить детям навыки безопасности с самого раннего детства - используя сказки, игры, попутные беседы, комментарии к фильмам и жизненным ситуациям. Нам надо учить ребенка практическим навыкам безопасности - теория здесь не поможет. И закреплять их дома, на улице, в школе, в экстремальных ситуациях. А еще важнее создать детям душевную безопасность, которая и есть самая лучшая страховка в нашем мире.

Вы узнаете, как:

Обучать правилам безопасности с раннего детства;

Помочь обрести уверенность и силу;

Обезвредить детский страх;

Сказать, чтобы ребенок понял;

Оберегать, а не опекать;

Создать пространство безопасности.

Настоящий сборник советов на все случаи жизни, когда требуется обезопасить маленького и совсем маленького ребенка от бытовых и уличных травм – не только физических, заметьте, но и моральных. И нестандартные решения многих проблем. Авторы с помощью различных примеров из жизни показывают, до чего же товарищи взрослые иногда увлекаются гиперопекой и «нельзяканьем». Молодых родителей, судя по многочисленным темам в форуме, волнует: сколько «нельзя» способен понять ребенок? – ровно столько, сколько ему лет, ответят психологи (в годик – одно «нельзя», в два годика – два, и т.д.) Остальные «нельзя» нужно заменять словами «опасно», «ай-ай» и так далее. Мудрый ответ, научный. И редко кто подсказывает молодому родителю, как нужно на самом деле объяснять ребенку, ПОЧЕМУ «нельзя». Даже самому маленькому. Вам кажется глупой ситуация, когда вы объясняете девятимесячному младенцу устройство розетки или анатомические и психофизиологические особенности домашней кошки? А зря. Дети ничего не упускают, и все записывают в своей голове. Особенно если вы найдете правильные слова по каждой ситуации, а не будете истерическим тоном «нельзякать». Сначала кричать, а потом придет пора для следующей темы в «телефоне доверия»: «а вы бьете своих детей?»  Кричала мама на ребенка полгода, кричала год… а он все еще не понимает! Может, пора шлепать?..

Крикнуть, ударить. «Чудесное» воспитание в 21-м веке. Может, пора включить голову и начать воспитывать человека будущего, а не человека запуганного?

Представьте, что вы приехали погостить в маленький сельский домик, где две комнаты и кухня, и небольшие сени, и крылечко с навесом, и конёк на крыше. Тихо, мирно, уютно, всё так - и немного не так, не так, как в вашем родном, привычном доме. Утром вы встали раньше всех и пошли умываться. Открываете кран - а воды в кране нет, вы смотрите направо, налево, и вдруг - видите, что совсем рядом, на лавке, стоит бутыль с водой. Прекрасно, теперь- то вы умоетесь, да и попьёте заодно. Берёте эту самую бутыль, ставите её поближе и поудобней, свинчиваете крышку, наклоняете и - подставляете ладошку. Сначала тоненькой струйкой, потом пошире вода льётся вам на ладонь... И тут страшная боль обжигает вам руку: в бутылке - соляная кислота. Бог мой, какое счастье, что вы в лицо себе не плеснули! А потом, когда доктор, залечивая ваши ожоги, укоризненно качает головой: «Ну как вы могли так перепутать?» - твердите одно: «Я не знала, что это...», «Какой дурак налил и поставил...», «Я не виновата...» В самом деле, виноваты не вы, а хозяин, который поставил, и не предупредил, и даже не удосужился прикрепить этикетку «опасно!».

Вот так и ребёнок. Травмы он получает, потому что «не знал», «не подумал», никто не предупредил его об опасности. Или предупредил, но так невнятно (или на таком тарабарском языке), что ребёнок- то и не услышал, не понял, не придал значения, не рассчитал свои силы. Что значит уберечь ребёнка от опасности? Это значит: предостеречь заранее, причём так, чтоб до него дошло, чтоб он насторожился. Чтоб в детской головке вовремя зажёгся красный сигнал: стоп, голубчик... Оберегать своего ребёнка - это не бегать за ним, и не хватать в охапку перед каждой кочкой, и не перетаскивать через лужи и выравнивать ямки на пути.

Что еще есть в книге: как обустроить дома «безопасные» уголки, как обучать ребенка безопасности через народные сказки. Как научить безопасности на улице, в песочнице и на горке. Практикумы для родителей: представьте себя детьми и проанализируйте, сколько ошибок вы допускаете, неправильно объясняя – либо совсем не объясняя детям суть некоторых страхов.

На самом деле любой «новенький» ребёнок - существо осмотрительное и даже осторожное. И за просто так на рожон не полезет. Посмотрите (вспомните), как ваш малыш, ещё совсем младенец, ос- то- рож- но пробует новое блюдо, как приглядывается к незнакомым лицам и как, едва научившись ходить, передвигается по дому привычным, любимым маршрутом... Потребность в безопасности - базовая человеческая потребность. Если в глаз летит мошка - мы инстинктивно моргаем, если грозит опасность - убегаем или готовимся к обороне - спасаем себя. Так куда же деваются врождённые навыки?

Ребёнок увидел собаку и потянулся к ней.

— Нельзя, - говорит мама.

— Почему? - спрашивает малыш.

— Собачка укусит, - говорит мама.

— Почему?

— Потому что собаки кусаются, - говорит мама. И слышит опять:

— Почему?

Мама уже в замешательстве. А в самом деле: получается, что собака вроде бы как просто обязана укусить человека?!

- Почему? - так и хочется спросить эту маму.

Вместо того чтобы объяснить, как верно обходиться с незнакомыми собаками, мама учит ребёнка, как их бояться. А когда-нибудь он - без мамы, - столкнувшись с собакой, кинется наутёк. А у собаки - инстинкт: то, что убегает, надо догнать, надо схватить... Вместо того, чтобы предостеречь ребёнка, дать ему полезный урок, мама даёт юному наследнику урок прямо противоположный: как «благополучно влипнуть» в опасную ситуацию - в будущем. Дети ещё не могут просчитывать последствия своих поступков (и проступков), им не хватает обыкновенного жизненного опыта - вот и попадают в переделки. Группа ребятишек играет в мяч на песчаном плесе, носятся, бегают туда-сюда, восторги и взвизги. Вдруг один мальчишка оступается и - с головой уходит под воду, выныривает, таращит глаза, беспорядочно хлопает по воде руками... потом выползает на берег и... все катятся со смеху... Дети часто не замечают потенциальной (или уже реальной) опасности места, и ситуация, которая становится почти трагичной, всё ещё может их забавлять. Не от равнодушия - чаще всего по неопытности ведут они себя так «Какая неопытность, о чём вы?! - скажет кто- то. - Я ему сто раз говорила, а он...» Вот это и есть, на наш взгляд, основная причина, почему одним «везёт», а другим «не везёт». Да, мы оберегаем своих детей, мы предупреждаем их, мы обучаем их «технике безопасности», но... Но дети нас слушают, да не слышат. Не все, конечно. Но большинство из разряда «невезучих» - как раз такие. Кто не усваивает наши уроки. Мы говорим, а слова наши со свистом пролетают мимо ушей.

Заботиться о безопасности ребенка можно еще до его рождения. Проанализировать свои привычки: вам кажется, что в вашем доме нет опасных углов, а у вас самих нет опасных привычек? Спросите у домашних, и узнаете о себе много нового. Привычка оставлять мелкие украшения и канцелярию на столе, привычка хранить домашнюю химию под ванной или в нижнем шкафчике, который легко открыть, привычка держать предметы для чайной церемонии на кухонном столе (сахарница, заварочный чайник, а то и обычный чайник с кипятком). Сколько проводов змеятся по квартире? А по журнальному столику все еще легко забраться на окно?

Где пролезет чёрный кот (или серый, или рыжий - какой там живёт в вашей квартире?!)

Если у вас в доме есть кот или кошечка - понаблюдайте за ними. Для начала просто понаблюдайте, обращая внимание, куда они могут залезть, где могут улечься, что могут стащить, что могут столкнуть, куда заползти или запрыгнуть... как известно, коты и кошечки - животные независимые, живут по своим правилам... и ходят там, где им хочется. И пролезают в самые невероятные уголки. Если своих кошачьих в доме не водится - попросите знакомых, имеющих домашних зверьков, понаблюдать и рассказать вам. А ещё лучше, вооружившись тетрадкой и ручкой, сделайте несколько экскурсий.

А правило такое: куда пролезет резвый кот - туда пролезет и ребёнок. А если пока не пролезет (лазить не умеет), то - дотянется, схватит, попробует, употребит в дело.

Это вы думаете, что обойный клей невкусный. Сотни котов лакают его, сколько идет ремонт. Если вы считаете, что холодильник - очень надежно запертый агрегат, то должны рассказать вам о двух спаниелях- обжориках. Они прекрасно умели открывать холодильник вдвоем. Первый лапой подковыривал дверь до тех пор, пока не появлялась щелочка размером с коготок. Второй в неё лапу просовывал, и они, уже вдвоем, открывали увесистую дверцу. А дальше влезали на нижнюю полку и начинали методично поедать всё на своём пути, включая пластиковые упаковки. А однажды они чуть не превратились в замороженные сардельки, когда дверца холодильника закрылась.

А вы что думаете, один ребёнок не способен заменить парочку спаниелей и парочку изящных кисок? Вам кажется, это глупо? Ничего подобного. Мышление ребёнка отличается от нашего, рационально-логического. Детки логикой себя не обременяют, потому нам и бывает трудно предугадать некоторые их действия (а ребятишки могут оказаться где угодно и сотворить что угодно). Так что звери нам тут очень помогут. Уверяем, что даже щенок или котёнок значительно расширит ваше представление о возможностях живого организма. И ещё вот почему. Наблюдая за самодостаточными животными, вы раскрепостите свой умный мозг и от рационального мышления перейдёте к абсурдному. И вот тогда непременно заметите массу неожиданностей и сюрпризов в собственном доме. Заметили. А что дальше? По опыту знаем: заметить нетрудно - забыть исправить легко, а ещё легче отложить на завтра... на завтра... на завтра... Если вы знаете за собой такое «ленивое» свойство - сделайте себе напоминалку.

Экскурсы в психологию помогут увидеть окружающий мир в несколько ином свете. Заставят прислушиваться к своим словам и мыслям и не подчиняться импульсивным реакциям, когда хочется напугать, прикрикнуть, поймать и прижать к себе… и больше ничего не говорить, лишь бы дитя осталось целым и невредимым, а там хоть трава не расти. С детьми этот номер не пройдет. Родители часто говорят: хочу, чтобы он вырос и мог преодолевать жизненные трудности. Хочу, чтобы вырос уверенным в себе. Не сочетаются ли эти вполне логичные ожидания с гиперопекой? И, если ребенок выглядит неуверенным, он малоактивен, задумчив, его больше интересуют не подвижные игры, а наблюдения, родители начинают беспокоиться за его будущее. Вдруг, вырастет маменькиным сынком и пойдет по жизни, держась за юбку? Здесь и таится опасность гиперопеки. Такого ребенка постоянно хочется одергивать, задавать ему противные вопросы, нелюбимые большинством детей планеты (требовать отчета о наблюдениях, своих ощущениях). Правильное воспитание – это, все-таки, равноправные усилия. Родитель часто хочет быстренько получить ответ или картинку, не прилагая никаких усилий. Так не получится.

В народных сказках есть чёткая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребёнок. И малыш впитывает её буквально с молоком матери. Все мамы - во все времена - поют своим малышам колыбельную «Баю- баюшки- баю, не ложися на краю, придёт серенький волчок и ухватит за бочок...». Слушая песенку, малыш осваивает важнейшее для него понятие: что такое край. «Край» - это некая черта, граница, тот предел, за которым таится нечто неведомое, а потому опасное. Там, за «краем», находится чужая «земля», на которую вторгаться нельзя. Там, за краем, - «серенький волчок» (символ неизведанного и коварного). Это взрослые могут пойти «за край» и с ними ничего не случится, а младенцы должны быть в «серединке», месте освоенном и охраняемом. Коляска, пеленальный столик, кроватка, мамины/папины руки - вот безопасное место для малыша. В доступной форме юному человеку объясняется, что край - это та граница, та неизведанная территория, где всё чужое, чуждое, неведомое. И почему ходить туда одному нельзя. И почему там подстерегает опасность. И как её избежать. Поэтическая форма помогает ребёнку прочувствовать и усвоить такие понятия: «край», «своё, надёжное» - «чужое, опасное». Конечно, со временем «своя» территория начнёт расширяться. Сначала - до размера комнаты, потом - до размера квартиры, «своего» двора... К году малыш встанет на ножки и пойдёт. Но, приближаясь к границе «своего», то есть освоенного пространства (к тому самому краю), малыш насторожится: он уже усвоил - новое (чуждое) обязательно должно быть проверено на наличие «сереньких волчков». Ну а что случится, если всё- таки зайдёшь за край? Да ещё один, да ещё без спроса? И об этом он уже знает. Из песенки про серенького козлика, например, которому вздумалось «в лес погуляти». («Что с ним случилось? Да- да, «остались от козлика рожки да ножки».)

Или из истории про колобка, которому тоже вздумалось... Такие сказочные «инструкции по безопасности» перетекают от напевки к присказке, от присказки к сказке и растут вместе с малышами. Да и сами малыши удивительно похожи на колобков: так же наивны, доверчивы и самонадеянны. И если их рискованный поступок (например, удрать от мамы или пойти с чужим дядей в интересное место) прошёл без вредных последствий, ждите следующего. Насторожить ребёнка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам - вот чему мы можем научить ребёнка благодаря колобку. В сказке всё сказано, всё объяснено. Ваша задача - лишь акцентировать детское внимание на некоторых местах. Маленькие дети «срисовывают» отношение к чему- или кому- либо с родителей (как мама/папа, так и я). Вот и покажите своё отношение к поступкам беспечного героя. Но - обратите внимание! - никто колобка не осуждает. Это отличный пример для нас: мы не осуждаем ребёнка, мы можем лишь осудить поступок, который он совершил, и дать правильные ориентиры на будущее. Итак, не ругая, не принижая самого героя, дайте оценку его поведению. Помогите ребёнку понять: в чём же ошибка колобка (что он сделал неправильно и что надо было сделать, чтоб лиса - ам! - и НЕ проглотила). Что делать, чтоб не пропасть?

Как известно, большинство страхов дети «приносят» из детских садиков.

Страх подкрадывается незаметно. Сначала он залазит в живот, а потом выбегает мурашками на спину. Пришла девчушка из детсада и совершенно серьёзно заявила, что им там завтра будут уши отрезать. Ну, все посмеялись... Всю ночь малышка спала беспокойно, всхлипывала, маму звала, а утром - в слёзы: «Боюсь! Не пойду в садик!» И что оказалось? Действительно, нянечка взяла и пригрозила расшумевшейся детворе: «Будете так плохо себя вести - отрежу уши!» Знаете, что девочка сделала, когда её всё- таки в сад отвели? Мама ушла, а она вернулась в раздевалку, взяла шапку и так, в шапке, пошла в группу. И ни за что не хотела её снимать. Малыши всё принимают за чистую монету и всё принимают на свой счёт. А родители этих же самых детей, особенно папы, любят хвалиться: «Мой ребёнок ничего не боится» - и провоцируют детей на всяческие «бесстрашия». К сожалению, это означает, что взрослые просто не заметили, какой страх прописался в душе малыша. А значит, не смогут помочь ему освободиться от страха. Потому что все люди, и взрослые, и дети, чего- нибудь да боятся. И это хорошо, потому что иначе мы не смогли бы выжить. Страх на самом деле - это адаптивная реакция, которая заставляет мозг сосредоточиться на задаче «определить опасность и избежать её». Так что вопрос не в том, как добиться, чтобы ребёнок стал бесстрашным, а в том, как сделать детские страхи не врагами, а друзьями. «А при чём тут безопасность?» - спросите вы. А при том, что страх (если он овладел человеком) подтачивает его изнутри. Путает мысли, замедляет реакцию. Перепуганный ребёнок (впрочем, как и перепуганный взрослый), поддавшись панике, не сможет в экстремальной ситуации постоять за себя. Конечно, испугаться способен каждый. Но одни люди могут взять себя в руки, другие- нет. Одни сдаются, другие побеждают. Нам думается, такая реакция формируется в человеке с раннего детства, с того времени, как человек начинает испытывать страхи и учиться их преодолевать.

Вердикт: если книга о школьниках тянула на «троечку», эта – на твердую «пятерку». Полезно, научно и доступно, и легко применяется на практике.

Метки:
Этот материал был полезен?