Консультации

Вопрос №29643

Вопрос #29643


Узнала, что младший брат не посещает школу, потому что его там все дразнят и обижают. Разговор с мамой обидчика только усугубил положение (маменький сынок)...."он подговорил всех ребят и со мной никто не дружит, только обзываются"...Сиди дома один, даже гулять не ходит. Что делать? Переход в другую школу ведь не выход?

sovest, 02.12.2008


Ответ консультанта:

Здравствуйте, ситуация, в которой оказался Ваш брат, к сожалению, достаточно распространенное явление, и не только в школьных классах. Прежде чем ответить на Ваш вопрос, попробую описать свое представление о том, почему это может происходить. Во-первых, школьный класс – это группа, по-видимому, это уже сложившаяся группа, в которой есть своя структура (лидер; его приближенные; середнячки (группа поддержки), изгои (отвергаемые), изолированные (которых все игнорируют)). С точки зрения устойчивости группы изгои выполняют важную функцию, так как именно на них направляются негативные эмоции, возникающие в группе, и таким образом поддерживается ее стабильность и благополучие. Так что, как бы жестоко это ни звучало, изгои просто необходимы и есть почти в любой группе. Понятно, что на роль изгоя в группе выбирается не любой ребенок (вряд ли можно представить себе в этой роли активного, сильного, умеющего постоять за себя мальчика). Поскольку в группе действуют механизмы, направленные на сохранение ее ролевой структуры, то все попытки ребенка вести себя в соответствии с какой-либо другой ролью (неважно какой), как правило пресекаются, например, с помощью насмешек или других санкций («А ты вообще не лезь, ты ничего в этом не понимаешь, тебя на спрашивают…»). Кроме того, ребенок, которому группа навязала роль обижаемого, даже внешне (выражение лица, походка…) начинает соответствовать этой роли. Отсюда следует ответ на Ваш вопрос о переводе в другую школу: ребенок, который уже носит на себе «маску» неудачника, перенесет ее и в любую другую группу, а члены новой группы сразу же ее «считают» и снова определят его на ту же ролевую позицию. Поэтому я бы подумала о следующих вариантах. Прежде всего, нужно помочь Вашему брату изменить представление о себе, так как негативное отношение группы скорее всего уже повлияло на его самооценку. Мне кажется, что для этого ему все-таки нужна другая группа, в которой он может почувствовать себя иначе. Это обязательно должна быть группа с внимательным и понимающим руководителем, который знает и умеет направлять энергию группы в конструктивное русло, а не на более слабых членов группы. Я бы поискала подходящий групповой тренинг для школьников (по развитию коммуникативных навыков, уверенности в себе), один из тех, которые проводятся в психологических Центрах нашего города. Но в принципе подойдет и любая другая группа, связанная с интересами Вашего брата (но требования к руководителю остаются). При благоприятном раскладе эта группа станет для Вашего брата «референтной» (то есть группой, на которую он будет ориентироваться). Когда у человека есть хотя бы одна такая «любимая» группа, ему легче переносить трудности, с которыми он сталкивается в других группах. Кроме того, можно поискать старые советские фильмы про школьную жизнь и отвержение в классе. Это тоже возможность приобретения полезного опыта (возможно, Вы сами в детстве смотрели фильм «Чучело»). Что касается продолжения учебы в его классе, то, по-видимому, ситуация уже достаточно трагична, поэтому параллельно занятиям в тренинговой (или другой) группе я бы все-таки поискала вариант другой школы. Наберитесь терпения, так как быстро никаких изменений не произойдет. Искренне желаю удачи! Крылова С.

Светлана Крылова, психолог, Центр Развития детей и подростков "Тинейджер Лидер Класс"
19.12.2008