развитие речи детей раннего возраста.

автор
мама
Екатеринбург

Violence

и такое в практике бывает.очень часто дети в очень раннем возрасте произносят правильное Р,а потом такая способность исчезает.иногда бывает,что родители слышат у ребенка не чистый звук Р,а его подобие (одноударный или горловой).

мама
Екатеринбург

Спасибо огромное - постараемся не акцентировать внимание, очень похоже на "переполнение" эмоций - ведь столько всего нужно рассказать:) А в окружении правда есть сестренка - примерно в 3 начала заикаться, характер заикания другой - стопорится на первой букве многих слов в разных ситуациях. Как объяснить сынку что такое тоже бывает - чтобы не захотелось подражать? Или это бесполезно - и единственный выход - ограничить общение?

автор
мама
Екатеринбург

Стихи на букву (звук) - Ш.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что же шепчут камыши?

шо-шо-шо, шо-шо-шо
— Я пишу уж хорошо,
шу-шу-шу, шу-шу-шу
— Всё, что хочешь, напишу,
ши-ши-ши, ши-ши-щи
«Ешьте кашу»,— напиши,
шу-шу-шу, шу-шу-шу
— Это я уж напишу,
шо-шо-шо, шо-шо-шо
— Вижу, пишешь хорошо.


Дали Маше манной каши.
Маше каша надоела.
Маша кашу не доела.
Маша, кашу доедай,
маме не надоедай!

Хороша швея Наташа
Шила шубку — сшила юбку.
Шила шапку — сшила тапку.


Шепчет кошке петушок:
— Видишь, пышный гребешок?
Шепчет кошка петушку:
— Шаг шагнёшь — и откушу!


Школьник, школьник, ты силач:
шар земной несёшь, как мяч.
Мышонок и Мышь
Мышонку шепчет мышь:
— Ты что шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
— Шуршать я буду тише. А. Капралова.

Лягушки
У речушки, вдоль опушки,
мимо вспаханных полей
шли ленивые лягушки
в гости к бабушке своей. И. Демьянов.

Шишки у Мишки
Бросил палку кверху Мишка.
— Падай в шапку с ёлки, шишка!
Шишка — хлоп по голове.
Стало шишек сразу две. Е. Петрищева.

Шарфик
Шёл я лесом и боялся...
Чей-то шарфик мне попался.
Сразу лес нестрашным стал.
— Эй, кто шарфик потерял?! Г. Виеру.

Кошкин вагон
Кошка, кот и шесть котят
ехать в Кошкино хотят.
Сели кошки у окошек.
Восемь окон — восемь кошек.
Просят у проводника
восемь плошек молока.
Проводник Гав-гав смущён.
Вход собакам запрещён! А. Строило.

Мышь как мышь
Мышь как мышь,
Сама с вершок!
Влезла мышка на мешок.
Позвала к себе мышат.
Пусть крупою пошур¬шат!
Пошуршать бы по¬шуршали!
Только кошки помешали... Г. Лагздынь.


Шорох, шептанье,
шумок под окном,
шлёпанье лёгкое...
Кто это — гном?
Шшш! Там за шторами, возле окна
шустрым мышонком шуршит тишина. В. Лунин.

Ну и Наташа!
— Наташа, как мышка шуршит бумагой?
— Ши-ши-ши!
— А как уж шипит?
— Ш-ш-ш-ш!
— А как люди шепчутся?
— Шу-шу-шу!
— И откуда ты, Наташа, всё это знаешь?

Ромашки
Нарядные платьица, жёлтые брошки,
ни пятнышка нет на красивой одёжке.
Такие весёлые эти ромашки —
вот-вот заиграют, как дети, в пятнашки! Е. Серова.

Уронила белка
Уронила белка шишку.
Шишка стукнула зайчишку.
чуть не сбил медведя с ног...
Под корнями старой ели
размышлял медведь полдня:
«Что-то зайцы осмелели...
Нападают на меня». В. Шульжик.

Мешок смеха
(В сокращении.)
Шёл медведь, косматый мех,
нёс в мешке весёлый смех,
зацепил мешком за сук —
смех и высыпался вдруг.
Раскатились по тропинке
тридцать три смешинки,
а за ними из мешка
тридцать три смешка. М. Вайнилайтис.

Я лишний.
Окапывали вишни.
Сергей сказал: — Я лишний.
Пять деревьев, пять ребят.
Я напрасно вышел в сад.
А как поспели вишни,
бежит Серёжа в сад.
— Ну нет, теперь ты лишний! —
Ребята говорят. А. Барто.

Мышка или кошка?
Жил на свете кот-котишка
по прозванью Хитрый Тишка.
И жила на свете мышка
по прозванью просто Мышка.
Тише, тише, тише, тишь.
В темноте крадётся Мышь.
А за нею очень тихо,
а за ней крадётся Тихон.
Что ж произошло потом
с этой мышкой и котом?
Я не знаю — темнота.
В ней не рассмотреть кота.
И кругом такая тишь,
что не слышно даже мышь...
Только знаю: утром в норке
грызла мышь сухие корки.
Грызла корки? Очень странно!
Ну а где ж тогда сметана?
Кто же пробовал творог?
Сыр и лакомый пирог?
Корки грызла мышка...
Кто ж тогда воришка? С. Иванов.

У нас в квартире.
На лестнице нашей ребятишек не счесть:
Катя, Миша и Саша, и Машенька есть.
Два Пети живут на вто¬ром этаже.
Там жил ещё третий, но вырос уже.
И в нашей квартире ребята растут.
Кроватки четыре — их четверо тут.
Четыре пальтишка и восемь галош...
Дружней ребятишек нигде не найдёшь! З. Александрова.

Бабушка
У бабушки нашей хватает забот:
для Тани с Наташей вяжет и шьёт.

  • Читает им книжки, поёт перед сном,
    гулять ребятишек ведёт вечерком. 3. Александрова.

Пекарь
Я песок мешаю
с глиной, как муку.
На горячем камне
к ужину пеку:
крендель для матрёшки,
клоуну — лепёшки,
пряники для мишки,
заиньке — коврижки. Г. Ладонщиков.

Про большого малыша.
Не шумит в реке камыш,
Не шуршит под полом мышь.
В этот час такая тишь!
Только слышно:
— Спи, малыш.
У большого шалаша
Слон качает малыша,
А мамаша не спеша
Шубку шьёт для малыша.
На широком мшистом пне
шьёт и порет при луне...
Будет шубка хороша
у большого малыша!
Я про шубку напишу,
но сперва слонов спрошу:
«Сколько меха закупили
на шубейку малышу?!» И. Демьянов.

Пугливые камыши
Я сижу и слушаю, не дыша,
шорохи шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
— Ши, ши, ши!
Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
— Шо, шо, шо!
Я хожу по берегу и кричу:
— С вами я шушукатьcя не хочу!
Я спою над речкою и спляшу!
Даже разрешения не спрошу!
Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
— Ша, ша, ша!
Словно просят шёпотом:
— Не пляши!
До чего пугливые камыши! В. Орлов.


— Воробей, чего ты ждёшь?
Крошек хлебных не клюёшь?
— Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки. А. Тараскин.


Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки — будто луговые.
Ромашки, ромашки — прямо как живые. М. Пляцковский.

Грибы
По тропинке шла, белый гриб нашла.
Походила по опушке —
отыскала три волнушки.
Пошла леском — моховик под листком.
А шагнула напря¬мик —
увидала боровик.

Везёт нас лошадка
Везёт нас лошадка,
лошадка, лошадка —
ни шатко, ни валко,
ни валко, ни шатко.
Стегнуть бы
кнутом бы
лошадку,
да — жалко... А. Шибаев.

Наша бабушка
Бабушка наша очень добра.
Бабушка наша стала стара...
Если на лбу появляется шишка,
пуговки нет, изорвётся пальтишко
или другая какая беда,—
Бабушка нам помогает всегда.
Бабушка тёплые варежки свяжет,
бабушка вечером сказку расскажет.
Слушать её мы готовы часами!
Что позабудет, подскажем ей сами. Е. Трутнева.

Сон.
— Мама, подожди немножко,
Не буди! — кричит Алёшка.
Одеяло — к носу ближе:
— Я во сне пятёрки вижу. Л. Корчагина.

Миша пишет.
Вот детишки Маша, Миша.
Маша меньше, Миша выше.
Миша Маше что-то пишет.
Отгадай, что пишет Миша.

В зверинце
Тигра увидев, мышонок смеялся:
— Кто это? Кто в мышеловку попался?
Мамочка! Мама! Скорей посмотри —
кошка сидит в мышеловке внутри!
Мышка вздохнула: - Не радуйся, крошка!
Тигр в этой клетке сидит, а не кошка... Л. Рашковский.


На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка.
Машке нравится обед:
ничего вкуснее нет! А. Шибаев.


Барашки! Барашки!
Барашки на речке!
— Какие барашки? —
сказали овечки.
— Какие барашки?
Ну, где они, где?
Барашки не могут
Ходить по воде... А. Шибаев.

Когда играешь сам
Когда один играешь,
танцуешь и поёшь,
то маме не мешаешь
и ныть перестаёшь.
Тогда рисуешь, пишешь,
сидишь в углу, как мышь.
И шума ты не слышишь,
хоть сам весь день шумишь.

Катюшки
В деревушке три Катюшки
взяли в руки три катушки,
Шуре сшили сарафан,
сшили дедушке кафтан,
сшили бабушке жакет,
сшили дядюшке жилет.
А девчонкам и мальчишкам,
всем Андрюшкам и Наташкам,
сшили яркие штанишки,
сшили пёстрые рубашки. А. Стройло.

Мошки.
Облепили лампу мошки,
греют тоненькие ножки.
Осторожно, мошки!
Обожжете ножки! В. Лунин.


Лягушки-попрыгушки,
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки,
Комары да мушки!

Кошки
Однажды по дорожке
я шёл к себе домой.
Смотрю и вижу: кошки
сидят ко мне спиной.
Я крикнул: — Эй, вы, кошки!
Пойдёмте-ка со мной.
Пойдёмте по дорожке,
пойдёмте-ка домой.
Скорей пойдёмте, кошки,
я вам на обед
из лука и картошки
устрою винегрет.
— Ах, нет! — сказали кошки.—
Останемся мы тут! —
Уселись на дорожке
и дальше не идут. Д. Хармс.

Штанишки:
Хороши штанишки
У нашего малышки –
Что за кармашки,
Ремешки да пряжки! И. Лопухина.

Шапка.
У шапки-ушанки
Шнурочки на ушках,
Чтоб кверху завязывать
Шапкины ушки. И. Лопухина.

Шарф.
Для Мишутки-малыша
Вяжет Маша тёплый шарф,
Шарф на шею он повяжет
И «спасибо» Маше скажет. И. Лопухина.

Варежки.
Вяжет Мише бабушка
Тёпленькие варежки,
Чтобы греть ладошки
Мишутке-крошке. И. Лопухина.

Шубка.
Тёплую шубку
Наденем на Мишутку.
В шубке малышка
Как медвежонок Мишка! И. Лопухина.

Рубашка.
На Мишиной рубашке
Вышиты ромашки,
Вышиты ромашки,
Ландыши да «кашки». И. Лопухина.


Маша нашему малышке
Шила новые штанишки,
Шила шубу, шила шарф,
Для Мишутки – малыша.
На Малышкиной рубашке
Шёлком вышила кармашки.
Наш Мишутка так хорош –
Краше Миши не найдёшь!
Он шагает по дорожке
В шитой Машею одежке. И. Лопухина.


Шалунишка наш Павлушка!
Потрошит малыш подушку!
И рубашка, и штанишки –
Всё в пушинках у малышки! И. Лопухина.


Кормит малыша Наташа
Из широкой плошки кашей:

  • Ешь, малышка, жуй, Антошка!
    Вот тебе большая ложка! И. Лопухина.

Шапка, варежки и шуба,
Пряжка, ремешок, штаны…
Так укутан – даже губы
Из-под шарфа не видны! И. Лопухина.

Мышонок и Мышка (шепталка)
Мышонку мама – мышка
Шептала: - Шалунишка!
Шумишь, шуршишь, болтаешь!
Ты маме шить мешаешь!
А я, - шептала мышка, -
Подушку шью, малышка!
В подушке не пушинки,
А шутки и смешинки.
Поешь пшена немножко
И спать ложись, мой крошка.
Лишь голову положишь –
Во сне увидеть сможешь
То, что шепнёт на ушко
Волшебная подушка. И. Лопухина.


Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка боброва,
Маша черноброва.


У Маши мошка в каше.
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку
И накормила кошку.


Что у нас в лесу на букву Ш?
Это шишка шлёпнулась, шурша.
Шмель и шершень шумно шарят в кашке.
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что ещё в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле шалаша. М. Яснов.


Шмель продаёт шары воздушные.
Шары такие непослушные!
Шары шуршат и в небо рвутся,
А шелковинки-нитки рвутся. Г. Сапгир.


Шмель шнырял, шуршал в шалфее,
Шмель ужасный шум затеял,
Столько дел он натворил –
Даже шершня разбудил. А. Пудваль.


Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены:

  • Как расшумелись шалуны! А. Усачёв.

Шмель и шершень шумно жили,
На машинке швейной шили
Шубки, шапочки, штаны
Небывалой ширины.
В. Кожевников.

мама
Мурманск

Здравствуйте!

Буду очень благодарна, если поможете нам с нашими проблемками. Дочке 2,10. Словарный запас у нее очень хороший. Существительные, конечно, преобладают, но бытовые глаголы тоже все знает. Знает много стихов, легко их запоминает. А проблемки такие:

  1. Не употребляет Я. И другие местоимения тоже не говорит (мне, тебе, ты, он, она, твое...)

Говорит безлично: Надеть варежки!

Я ее поправляю - "Скажи правильно". Только тогда скажет "Мама, надень мне варежки"

Еще пример: "В комнату!" Прошу сказать правильно, тогда говорит "Я хочу в комнату" (сначала я сама проговаривала эти фразы, теперь только прошу сказать правильно)
То есть стремится говорить безлично и максимально коротко :(
Мне кажется, она вообще местоимения не очень понимает :(

  1. Дочка пока не задает вопросов. Типа "почему", "зачем".
    Вроде бы пора. Изредка бывает "где?". И то чаще ходит по комнате и вопросительно повторяет какие-нибудь "розовые колготки?"
    Еще бывает что-то вроде "Скоро пойдем гулять, да?", но никогда не скажет "Когда пойдем гулять?"
    Как можно постимулировать эту познавательную активность? Или само придет? :)
автор
мама
Екатеринбург

Akvamarina

возможно это возрастное.вы все правильно говорите,чтобы ребенок сам сформулировал фразу,а не повторил по образцу.играйте в речевые игры,склоняйте слова,например "Я рисую,а ты?....Ты рисуешь,а он?...он рисует,а они?..."и т.д. пусть ребенок сам отвечает на вопросы,вы же только просите правильно сказать.такие игры нужно сопровождать наглядным материалом(игрушки,картинки).
а вот по поводу вопросов,то скорей всего вы предупреждаете вопросы ребенка и многое сами объясняете.у ребенка и нет потребности спрашивать.просто попробуйте в чем-то заинтерисовать ребенка и сами спросите.например:"Яблоко нельзя сейчас есть,а ты знаешь почему?(дождитесь вопроса ребенка:почему?)и продолжайте,потому что оно грязное,немытое и на нем могут быть микробы.а от немытых и грязных яблок может,знаешь что случиться?(что?)-заболеть живот.и пр.Сообщение было изменено пользователем 16-04-2011 в 14:31

автор
мама
Екатеринбург

ЭКСПРЕСС – ТЕСТ уровня сформированности речи у дошкольников

Часто мы общаемся с ребенком, не замечая – как он говорит, нам важнее – что сказал малыш. Бытовая ситуация не требует развернутого текста. Родители, как правило, находятся в постоянном диалоге с ребенком. Диалогическая речь (или «разговорная» в терминологии лингвистов) имеет собственные законы построения. Знание ситуации полностью определяет высказывание. Диалогическая речь, по существу, разделена между двумя людьми, инициатива может принадлежать только одному из них. Особенно часто это бывает, когда взрослый общается с ребенком. В крайних случаях мама не только спрашивает о чем-то своего ребенка, но и отвечает за него. Простейшие формы диалога не требуют построения программы высказывания. Кроме того, диалог опирается на ряд невербальных средств – на непосредственную предметную ситуацию, интонацию собеседника, его мимику, жесты. Диалог допускает значительную грамматическую неполноту и имеет специфический словарь, который тоже задает непосредственная ситуация.

Диалогической речи бывает вполне достаточно в повседневном общении. Даже, когда ребенок о чем-то рассказывает, вспоминает какие-то события, речь его по сути диалогична. Прежде всего ребенок говорит о том, что находится в фокусе его внимания, он выделяет и озвучивает самый значимый для него элемент целостной ситуации и совсем не заботится об «удобстве» слушателя.

Однако школа, с ее классно-урочной системой и действующими программами, предъявит к речи ребенка совсем другие требования. Прежде всего возникнет необходимость формировать, а затем формулировать собственные мысли в максимально понятной для других форме. В психолингвистике устная монологическая речь определяется как «развернутое высказывание на заданную тему». Близко к понятию монологической речи и понятие «связная» речь, чаще употребляемое в исследованиях, посвященных речевому развитию. Устная монологическая речь обязательно предполагает мотив высказывания и общий замысел, которые должны быть достаточно прочны и оказывать определяющее влияние на протекание всего высказывания. Оно обычно состоит из нескольких смысловых групп, связанных в целостную структуру. При этом все побочные ассоциации должны тормозиться и не должно быть повторений.

Понятно, что это достаточно сложная задача. Формировать, а затем тренировать навыки «связной» речи необходимо еще в дошкольном возрасте ребенка, занимаясь этим специально.

К речи дошкольника школа будет предъявлять и другие требования. Даже незначительные недостатки в развитии речи ребенка могут привести к трудностям в обучении, особенно в освоении процессов чтения и письма. Поэтому, чем раньше выявлены речевые проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, и тем успешнее будет эта работа.

Правильно ли говорит Ваш ребенок и нужна ли ему помощь логопеда? Чтобы ответить на этот простой вопрос, попробуйте самостоятельно оценитьть речевое развитие Вашего ребенка.

Для этого Вам понадобятся время (в пределах одного часа) и наглядный материал (картинки, игрушки), чтобы малышу было интересно работать.

Для тестирования лучше использовать время, когда и Вы и Ваш ребенок в хорошем настроении, ребенок не перевозбужден, не утомлен и не голоден.

У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если занятия будут проводиться в виде игры.

Не делайте ребенку замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками. И, конечно, это возможность «по-новому» услышать речь Вашего ребенка.

Речевой материал рассчитан на определение уровня сформированности речи у детей старше 4,5 лет.

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
    ЗАДАНИЕ 1. Составление рассказа по сюжетной картинке

Вам понадобится любая сюжетная картинка с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке.

  • Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать что на ней нарисовано. Не надо задавать малышу наводящие вопросы. Пусть он самостоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле. Хорошо, если Вы запишете рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать и у Вас появится материал для размышлений.

  • Попросите ребенка описать какое-либо изображенное на картинке лицо – человека или животное.

Как вариант, Вы можете попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал Ваш ребенок.

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ :

  1. Ребенок составил рассказ самостоятельно. Вы ему не помогали.
  2. В рассказе были использованы слова точные по смыслу ( богатый словарный запас).
  3. Ребенок строил фразы грамматически правильно, без ошибок (в его речи не было грамматических неправильностей).
  4. Ребенок использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов.
  5. Все звуки и слова ребенок произносил правильно.
  6. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная.

Такой рассказ составит ребенок, речевое развитие которого соответствует возрастной норме.

Если Вам что-то не понравилось в рассказе ребенка, то, наверное, своими сомнениями было бы хорошо поделиться с логопедом.

ЗАДАНИЕ 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть «Рассказы в картинках» Н. Радлова, «Забавные истории» В. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В. Чижикова, «Кирюшка помогает маме» Ю. Черепанова или другие истории в картинках, которые есть у Вас дома.

Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы Ваш малыш смог найти начало истории, ее продолжение и конец. У Вас получится 3-4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает, Вам станет понятно – смог ли он обнаружить причинно-следственные, логические связи между событиями, изображенными на картинках. Но не спешите поправлять малыша, если, по-Вашему мнению, он разложил картинки «не так». Выслушайте сначала его рассказ, может быть, его логика покажется Вам вполне убедительной.

Вас должно насторожить, если:

  • ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;
  • ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял «главных» событий, или в рассказе было много повторов;
  • ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные, короткие (нераспространенные) предложения;
  • значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;
  • речь ребенка была ускоренной, Вы услышали в речи запинки.

В этих случаях Вам, безусловно, нужна консультация специалиста, даже если в остальном (звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматика) речь ребенка Вам показалась правильной. Обратиться нужно к логопеду и, возможно, к психологу.

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
    ЗАДАНИЕ 1. Составление предложений по картинкам

Вам понадобятся 3-4 картинки, по которым можно было бы составить несколько предложений так, чтобы получился короткий рассказ.

Например, на картинке изображен сидящий мальчик, рядом с ним сломанная игрушечная машинка. Ребенок составляет примерно такой текст: «Мальчик играл с машинкой. Машинка сломалась, у нее отлетело колесо. Мальчик огорчен, потому что это была его любимая игрушка. Теперь ее надо починить».

Если:

  • ребенок не может самостоятельно составить предложения;
  • ребенок только перечисляет предметы на картинке ("Вот мальчик. Машинка");
  • ребенок составляет очень короткие предложения;
  • ребенок допускает ошибки грамматического характера ("У машинки нет колесов"),

то Вашему ребенку необходима консультация логопеда.

ЗАДАНИЕ 2. Согласование имени приплагательного или местоимения с именем существительным в роде, числе

Вам понадобятся предметные картинки или какие-то игрушки, предметы. Имена существительные, обозначающие предметы, должны быть женского, мужского и среднего рода (кошка, стол, солнце). Кроме того, должны быть существительные, которые используются только во множественном числе (ножницы, очки, колготки, брюки и т. п.) или на картинке должно быть несколько однородных предметов (цветы, жуки и т. п .).

Поиграйте с ребенком в игру «Жадина». Вариантов очень много. Например, «жадный дракончик» не любит ни с кем делиться. Что он ни увидит, обо всем говорит «мой», «моя», «мое» или «мои». «Мой мяч», «мои игрушки». Попросите ребенка побыть таким ужасным дракончиком.

Вас должно насторожить, если ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок.

Трудности могут возникнуть при согласовании с именами существитвительными среднего рода или множественного числа. В этих случаях потренируйтесь составлять словосочетания с этими словами. Если Ваши успехи не значительны и ребенок по-прежнему ошибается, лучше обратиться за консультацией к логопеду.

ЗАДАНИЕ 3. Употребление предлогов

Вам понадобится любая небольшая игрушка или мяч. Поиграйте с ребенком, Вам нужно проверить – насколько он понимает значения пространственных и временных предлогов и правильно ли употребляет их в собственной речи.

Сначала игрушку будет прятать Ваш малыш. Попросите его спрятать «мишку» в коробку, положить на стол, под стол, между стульями и т.п. Вы усложните задание, если попросите малыша - «перед тем как положить мишку перед коробкой, прыгнуть на правой ножке два раза». Придумайте и другие сложные инструкции. В школе Ваш ребенок будет часто с ними сталкиваться – «Возьми карандаш после того, как откроешь тетрадь».

Очень хорошо, если Вы убедились – Ваш ребенок Вас понимает, он легко удерживает в памяти инструкцию из трех элементов, уверенно выполняет ее.

Во второй части задания игрушку прячете Вы. Ребенок говорит – где она. Требовать полных ответов необязательно. Главное, чтобы ребенок в ответе использовал предлоги и правильно употреблял падежные окончания существительных. Самые сложные, в речи появляющиеся позже остальных (к 5,5 – 6 годам), предлоги «из-за», «из-под», «между», «через».

ЗАДАНИЕ 4. Словообразование и словоизменение

В этой игре слова изменяются по образцу. Ребенок внимательно слушает, как изменяются слова в первой паре, и по аналогии пытается изменить другие слова. Каждый раз, переходя к другой модели, внимание ребенка необходимо активизировать. Среди слов могут попадаться бессмысленные слова (квази- слова), слова «тарабарского» языка. Если ребенок освоил отрабатываемую лингвистическую модель, то и эти слова он, не задумываясь, будет изменять по этой модели.

1). Книга – книги 2). Стул – стулья 3). Рот - рты

Чашка – Перо - Лев -
Нож – Копье - Огурец -
Компьютер – Ком - Конец -
Лук -Дупло - Бармалей –

4). Лев – львица – львенок – львята

Тигр –
Лиса –
Медведь –

Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата

Еж –
Бобр –

5).Шкаф – шкафчик 6). Яблоко - яблочный

Цветок – Виноград -
Стул – Апельсин -
Ларец – Морковь -
Помидор – Бумага -
Пар - Вода –

Можете проверить – как ребенок справляется с трудными случаями.

Мех – из меха какой? – меховой
Слива – из сливы какой? -
Груша – из груши какой? -
Молоко – из молока какой? -
Свекла – из свеклы какой? -

Если ребенок в каждой серии делает ошибки, то Вам нужна консультация логопеда.

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
    Слог – минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, из слогов со стечениями согласных звуков. Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков. Вот примерный перечень «трудных» для ребенка слов. Хорошо, если к каким-то из них Вы сможете подобрать картинки, но можно обойтись и без них. С некоторыми словами придумайте предложения.

Медведь, дверь, дерево, трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография, под мухомором, балерина, милиционер, регулировщик, парикмахерская, сковородка, со сковородки, полотенце, ящерица.

Какие могут быть трудности:

  • ребенок прозносит только отдельные слоги;
  • ребенок меняет слоги местами;
  • ребенок один слог произносит многократно, заменяя им другие слоги;
  • ребенок сокращает слово, пропускает некоторые слоги или не договаривает слово до конца;
  • ребенок пропускает согласные там, где они стоят рядом;
  • ребенок произносит слово всякий раз по-разному.
  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
    Этот раздел, при всей его кажущейся простоте и дсступности, пожалуй, один из самых сложных. Связано это прежде всего с тем (и это отмечают многие логопеды), что многие родители привыкают к звучанию речи ребенка и просто не слышат дефектное произнесение каких-то звуков. Поэтому, если у Вас есть даже небольшие сомнения – правильно ли «звучит» речь малыша, лучше посоветоваться со специалистом.

Напомним, что формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен все звуки родного языка произносить правильно, т.е. правильно использовать их в собственной речи и не смешивать между собой. Это значит, что если Вашему малышу еще нет пяти, он вполне на законных основаниях может не произносить звук «р», заменяя его другим звуком или совсем пропуская его. Но если ему уже больше пяти лет, а звук так и не появился, пора идти к логопеду. Специалист решит, что делать именно в Вашем случае.

Однако, если у ребенка независимо от возраста, отмечаются искажения какого-то звука – он есть, но звучит «неправильно» или заменяется другим «неправильным» звуком, Вашему ребенку срочно требуются логопедические занятия.

Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой: ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звук должен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом попросите ребенка придумать короткую фразу с этим словом. Если ему трудно – помогите, придумайте фразу вместе. Если нужные картинки подобрать не удалось, то просто попросите ребенка повторить слова с разными звуками.

Примерный список слов:

«с» - санки, оса, нос
«сь»- семь, апельсин, гусь
«з» - замок, коза
«зь»- зима, магазин
«ц» - цапля, овца, палец
«ш»- шапка, машина, мышь
«ж»- жук, лыжи
«ч» - чайник, качели, мяч
«щ»- щука, овощи, плащ
«л» - лампа, балалайка, дятел
«ль»- лимон, пальма, фасоль
«р» - ракета, картошка, комар
«рь»- репка, карета, дверьСообщение было изменено пользователем 16-04-2011 в 23:38

Екатеринбург

Подскажите, пожалуйста, реальные нормативы развития речи у ребёнка в 1,6?
Дочка много балаболит, но настоящих слов из всего потока - не более 20 (включая такие, как "топ-топ, мяу, вот" и посложнее: "кашка, к(р)ем, пти(ч)ка" :) .
Мы никак не занимаемся развитием речи, есть какие-то советы или упражнения на каждый день?
Как вообще в таком возрасте специально развивают речь?

И ещё вопрос: дочка упорно не говорит "дай", настойчиво употребляет вместо дай "на", хотя способна сказать "дай"(говорила иногда раньше), это с чем связано? :-) Не то, что меня это особенно угнетает, просто хочется больше узнать о речи у малявок, чтобы понимать лучше дочку и её поток каля-баля))))Сообщение было изменено пользователем 21-04-2011 в 03:43

мама
Мурманск

Спасибо большое за ответ :) Мы уже работаем :)

Пытаюсь еще мысли в кучку собрать, чтобы объяснить, что еще мне не нравится в дочкиной речи. Попозже еще спрошу совета.

папа
Днепропетровск

доброго всем дня! Хотел бы посоветоваться или может кто тыкнет ссылкой на подобную информацию,... моему сыну 4года 10 мес , мы с женой заметили последние 1.5 года в большинстве ситуаций - 8 из 10 , когда ребенок чем то занимается - если его вдруг перебить в разговоре или нарушить последовательность ситуации , или оборвать на выполнении или разговоре , он очень начинает нервничать . кричит, капризничает, и хочет все "проиграть" заранее , просит повторит снова "мои" слова - повторяет свои , или например идем по улице - пред нами яма которую любили перепрыгивать -прошли через нее, он вспоминает -стает , кричит - "веренмся назад! " тянет за руку - иногда оч трудно отвлечь или сменить тему , повторюсь, это не всегда, но оч часто., начали уже переживать , нигде не можем найти информации про эти "незавршенные " ситуации! помогите пожалуйста , как с этим бороться, как можна корректировать или влиять ?!

автор
мама
Екатеринбург

vetallo

это скорей вопрос не к логопеду,а к психологу.у вашего ребенка есть западание на ритуальность.у детей это бывает,но не так ярко,как у вас.часто дети кладут вещи на одно и тоже место,если переложить,то начинают нервничать и делать по своему.нужно понаблюдать в каких ситуациях это происходит чаще и проанализировать предыдущие события,возможно есть взаимосвязь.я советую проконсультироваться у детского психолога.он разьяснит ситуацию и подскажет как корректировать это.

мама
Мурманск

Здравствуйте еще раз!

Я уже писала чуть выше про свою дочку. У нас есть небольшие успехи. На вопрос "Что ты делаешь?" дочка стала отвечать с "Я" - я рисую, я пью сок и т.д. Правда, когда я спрашиваю о себе - "Что я делаю?" она тоже отвечает через "я", а не "ты" или "мама". В других фразах "Я" пока не звучит.
Пишу о том, что меня беспокоит, но не знала, как это лучше объяснить. Прочитала в интернете следующее: "Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!".
Это, в общем-то, про нас. Только фразы чаще не из мультиков, а мои. Вот пример. С утра она переодевает пижаму на синие штанишки. Просыпается и говорит сама с собой: "Синие штанишки. Ты хочешь синие штанишки? Ну давай синие штанишки." Но ведь это мой текст! То же самое я ей говорила. Она даже "ты" во фразе не меняет. Еще пример. Смотрит мультики и комментирует их МОИМИ же комментариями - то, что раньше говорила я. И наше коронное "Не хочешь кашку!" вместо "не хочу" (появилось оттуда же: когда она не ела, я ее спрашивала: "Не хочешь кашку?). Поправляю ее, она знает, что правильно говорить "не хочу", но на автомате всегда - только так. У нас проблемы?Сообщение было изменено пользователем 07-05-2011 в 01:51

автор
мама
Екатеринбург

Akvamarina

здравствуйте.
очень похоже на эхолалию.я писала про нее выше.стоит пообщаться с психиатором.возможно есть проблемки.пускать на самотек не стоит.а как ребенок общается с др.людьми,детьми?смотрит ли вам в глаза при разговоре или общении?

http://www.pedlib.ru/Books/3/0289/3_0289-67.shtml

здесь есть про эхолалию.читайте не только эту стр.,там дальше есть и про "Я"-"ТЫ"и др. может найдете что- то полезное для себя.Сообщение было изменено пользователем 07-05-2011 в 19:12

мама
Ростов-на-Дону

Здравствуйте!
Моему сыну 1,6 года. Только 1,5 месяца назад появились слова мама, баба, деда, дядя, кака и некоторые звукоподражания.
Меня беспокоит ряд моментов:

  1. Сын с рождения и сейчас практически постоянно держит высунутым кончик языка.
    Я так понимаю, что у него слабые мышцы губ, щек и что надо давать жевать твердую пищу. НО у ребенка плохие молочные зубы (внутриутробное поражение),кусать не может, недавно вылезли жевательные зубы, стал потихоньку жевать.
  2. Не может надуть щеки, вытянуть губы трубочкой.
    Я каждый день показываю артикуляционные упражнения в виде сказки. Сын может высунуть язык, облизать языком нижнюю губу и цокать. Но делает эти упражнения по моей просьбе буквально по разу.
  3. Ко мне со словом "мама" не обращается, не зовет, и к другим родственникам тоже.
  4. Путает звук пэ и бэ. "Папа" произносит как баба.
    Обращалась к логопеду 2 месяца назад. Она сказала, что приходите ко мне когда ребенку исполниться 2 года, не раньше.
    Я стараюсь расширять пассивный словарь (показываю картинки, презентации, читаю сказки, стихи, все комментирую), показываю упражнения для губ, щек, даю все пить через трубочку (недавно научился дуть в нее), каждый день хотя бы одно занятие по мелкой моторике (фасоль, бусинки и пр.). Массаж рук и пальцев делать не дает.
    Чем я еще могу помочь сыну? не хочу терять время, ведь до его 2 лет еще целых 6 месяцев!
мама
Мурманск

fistashka75
а как ребенок общается с др.людьми,детьми?

В незнакомой обстановке предпочитает наблюдать за детками. В садике, где уже знакомы, сама идет к ребятам. В ролевые игры не играет, но ведь для этого речь нужна. А поскакать с детками - это да. Бывает даже командует на площадке "Не кричи!", "Осторожно!" - но это как бы речь в одни ворота, диалога я не наблюдала.
С взрослыми общается только с близкими, с малознакомыми обычно молчит, ну максимум ответит, как ее зовут.

fistashka75
смотрит ли вам в глаза при разговоре или общении?

Большей частью, да, смотрит. Бывает иногда, что я спрашиваю что-то, она не знает, что ответить, тогда отводит глазки. Но чаще смотрит. И любит, когда я дурачусь, рожицы корчу.

Спасибо за ссылку, почитала. Кое-что похожее есть, но не настолько грубо. Насчет аутизма я задумывалась сама до садика. Так уж получилось, что круг общения у нас небольшой, а друзей с маленькими детьми и вовсе нет. Собственно, детей до садика она видела очень мало. Но в садике я сама видела, что она играет в кучке с ребятами, не в уголочек забивается. Тогда на этот счет поуспокоилась.

автор
мама
Екатеринбург

Akvamarina

на аутизм не похоже,но это может с уверенностью сказать только психиатр. попробуйте проконсультироваться у психиатра и психолога.в любом случае,нужно смотреть и диагностировать.

автор
мама
Екатеринбург

rostovchanka

здравствуйте.
проблемы есть,но вы молодцы,делаете все правильно.здесь очень трудно сказать точно,не видя ребенка + надо знать первопричину проблемы(анамнез).
могу только еще посоветовать песочную игротерапию,логоритмику(в нете есть попевки замечательные) или Железновых.

мама
Ростов-на-Дону

fistashka75
Спасибо!
Первопричину точно не могу сказать, я думаю, что из-за гипоксии во время родов.

мама
Мурманск

fistashka75
Спасибо! Думаю для начала обратиться к логопеду в садике (пока что мы на больничном). А потом сходим к психиатру.

автор
мама
Екатеринбург

rostovchanka

нужно рассматривать течение беременности,раннее соматическое состояние ребенка и пр.

автор
мама
Екатеринбург

Akvamarina

логопед вас тоже отправит к психиатру,чтобы исключить проблемы в психиатрии,а потом только составит индивидуальный коррекционный маршрут.удачи!Сообщение было изменено пользователем 08-05-2011 в 22:03

автор
мама
Екатеринбург

Стихи на букву (звук) - З.


за-за-за, за-за-за
Здесь привязана коза,
зы-зы-зы, зы-зы-зы
Мало травки у козы,
зу-зу-зу, зу-зу-зу
Отвязали мы козу.
за-за-за, за-за-за
Залезает в сад коза,
зу-зу-зу, зу-зу-зу
Привязали мы козу,
за-за-за, за-за-за
Здесь привязана коза...

(Начинай сначала!)
Загляните на минутку-
Не забудьте незабудки.
Незабудки, незабудки,
Не забудьте незабудки!

Лезут козы в грозу в лозу-
Лозу козы в грозу грызут. И.Демьянов.


Из кузова в кузов
бросают арбузы.
В грозу, в грязи от груза
развалился кузов.

Розовы грёзы у Розы:
Розы да мимозы и ни занозы.

То одна зима идёт, то другая,
И метели за окном завывают.

Только в клетках говорят попугаи,
А в лесу они язык забывают.


Черемуха.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит. С.Есенин.


Зимний вечер.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит. А.Пушкин.

Звук [З].


В звезде найдешь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
В земле, алмазе, бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе. С.Маршак.


Знакомы вам её угрозы.
Она всем нам грозит морозом,
хоть в снег закуталась сама.
Кто гостья грозная? - Зима.


Не забуду незабудку,
Эти синие глаза.
Нам название напомнит,
что её забыть нельзя.


Мы заходим на вокзал,
и входим мы в огромный зал.
Быть в таком огромном зале
Можно только на вокзале.


Летит оса! Гудит оса!
Оса-гроза! Оса-слеза!
А чья слеза? Моя слеза. А. Кондратьев.


Встретиться Змей и Змея захотели.
Встретиться Змей и Змея не сумели.
Змей в облаках, а Змея на земле.
Надо бы Змею спуститься к Змее.


— Заяц, заяц, чем ты занят?
— Кочерыжку разгрызаю.
— А чему ты, заяц, рад?
— Рад, что зубы не болят. Г. Сапгир.


Считалка
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы слова считать.
Зайка, зонтик, змей, корзина,
ваза, воздух и резина,
зубы, козлик и тазы,
зоопарк, завод, возы.
Посчитай-ка не ленись,
да смотри не ошибись.


Знать бы, зачем залилась спозаранку
в зарослях в зелени крошка - зарянка?
Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит,
звонко и весело зяблик звенит?
Знать бы, зачем зашуршала змея?
Знать бы, зачем зеленеет земля?
Знать бы... В. Лунин.


Звездолёт
Зажглась зелёная звезда...
Запустят звездолёт туда. Е. Благинина.


Затея
Вот весёлая затея —
запускать на нитке змея.
Змей летит выше берёз!
Ветер змея не жалея
прямо к солнышку понёс. И. Демьянов.


Зайка, заинька косой,
что ж ты бегаешь босой?
Подожди меня в лесу —
я ботинки принесу. И. Кузьмин.


Два дрозда
Видишь, смотрят из гнезда
два молоденьких дрозда.
Клюв покажет первый дрозд,
а второй покажет хвост. С. Маршак.


Завтра
— Какое ты, Завтра? Дай мне ответ.
— Пока не имею особых примет,
но отвечу без запинки:
Если день начнёшь с разминки,
с бега и зарядки,
буду я в порядке.
А пока я вот какое:
Не смешное, не плохое,
потому что тайны «Завтра»
все узнают только завтра! Е. Григорьев.


Новый год
К нам придёт Новый год,
заведёт хоровод.
Зазвенят голоса,
засверкают глаза.


Не будь козой
Идёт коза... Растёт лоза,
густой листвой одета.
Глядит коза во все глаза:
— Не для меня ли это?
Спешит коза — трещит лоза.
Козе и горя мало.
Закрыв глаза, грызёт коза —
всю красоту сжевала.
Когда, малыш, ты в сад бежишь,
обрызганный росою,
не рви цветов, не гни кустов!
Не надо быть козою! П. Воронъко.


Над заводью зелёной
Как над заводью зелёной поднялась
звезда.
Пил из заводи лосёнок, — вкусная вода!
И река весной звенела только для него,
и звезда не пожалела света своего.
И была лосиха рада, стоя под сосной.
Вольно веяло прохладой с заводи речной.
А. Прокофьев.


Поединок с ботинком
Ко мне братишка привязывается.
Шнурок у него не завязывается.
Шнурок на ботинке завязываю,
завязываю и показываю,
показываю и рассказываю.
Рассказываю, как завязываю.
Завязываю и развязываю,
развязываю и завязываю...
И я научился не сразу ведь
завязывать и развязывать... Ш. Галиев.


Хозяйка
Не привык трудиться зайка,
барсуку работать лень.
Только белочка-хозяйка
за работой целый день.
Где же зайка? Где же зайка?
Ты поди-ка разузнай-ка.
Видно, зайка стал зазнайка,
раз забыл тебя, хозяйка. А. Стародубова.


Девчонка везла на возу
Козленка, козла и козу.
Лесок проезжала –
Часок подремала.
Девчонка в лесу проспала
Козленка, козу и козла.


«Завтра, – думал я вчера, –
Сяду завтракать с утра».
Завтрак тут, а где же завтра?
Я сегодня сел за завтрак. В. Берестов.


Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
«Если я купил билет,
Кто я – заяц или нет?» А. Шибаев.


Занят заклинатель змей
Звонкой музыкой своей.
А под музыку, друзья,
Затанцует и змея. В. Берестов.


Пасутся весь день на лужайках зеленых
Коза-егоза и веселый козленок.
Коза-егоза и козленок-проказник
Бегут от меня и как будто бы дразнят.
В. Горяйнов.


Надвигается гроза,
Гром гремит над головой.
Надрывается коза,
Тащит козлика домой. Г. Ладонщиков.


Зайчушка.
Свинья и заяц подружились.
Под солнцем в луже развалились.
От грязи заяц стал черней
Чумазой спутницы своей.
И шепчет Хрюшка зайке в ушко:
«Ты не зайчишка, а Зай…чушка!»
С. Пронин.


Зайка не спит, Зою зовёт.
Зайке коза спать не даёт.
Возьмите козу, козу-егозу,—
И зайка мой заснёт в тазу.
Зайка зевнёт и Зоя зевнёт.
Зайка заснёт и Зоя заснёт.

(продолжение следует)Сообщение было изменено пользователем 29-05-2011 в 11:01

автор
мама
Екатеринбург

Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста.

Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается возраст от 2 до 5 лет сензитивен к звуковой стороне речи, то есть в этом возрасте детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников — родственников, старших школьников, дисметодичных педагогов.
В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:
Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза.
Нfблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста.
Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ, искажает и замедляет механизм слияния фонем.
Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ — [ЗУП], КОМОК — [КАМОК], ЖИЛ — [ЖЫЛ]...) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.
*Доминирует отработка техники чтения. Страдает его содержательная сторона, а следовательно, осознанность и целеобусловленность приобретаемых лексических умений как познавательного средства.
При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.
Таким образом, наблюдения за естественным интересом детей к буквам указывают на необходимость обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте. Но это требует соответствующих знаний от педагогов ДОУ и родителей детей.
Терминология:
Орфоэпия — совокупность норм (правил) литературного произношения слов. Овладеть орфоэпическими нормами можно только при наличии хорошей речевой среды и достаточно развитого речевого слуха.
Звуки - звуки мы слышим и произносим.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты).
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики), для согласных мягких — зеленого (зеленые кружочки или квадратики).

Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо).
Согласные мягкие звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ-Д', МЬ-М', ...] - в словах звучат ласково (мягко).
Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).
Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).

     Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы  дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе обучения грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы  по его развитию. У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом возрасте  развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности — знаковой системе. То есть, при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как  речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова). Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие),  сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым,  а затем слитным способом чтения. Таким образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми  с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков звукобуквенного анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными буквами.  
 Кроме того, в последнее время среди детей, посещающих общеобразовательные группы детских садов, наблюдается резкое увеличение числа детей с речевыми нарушениями, особенно с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи). У этих детей кроме нарушения звукопроизношения, наблюдается выраженное недоразвитие фонематического слуха. Эти дети обладают так называемым первичным фонематическим слухом, который обеспечивает им понимание речи и повседневное общение, но недостаточен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока на слова, слова на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове. Эти дети не готовы к выполнению специальных умственных действий по анализу звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие таких детей крайне необходимо последовательно развивать, начиная с младшего возраста.         

Дети от 3 до 4 лет.
Развивать у детей фонетико-фонематическую (правильное звукопроизношение и умение различать звуки) сторону речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу. Детей необходимо знакомить со звуками окружающего мира, звуком, как единицей речи. Учить вычленять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает их. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные) не используются. Учить выделять гласный звук голосом вслед за взрослым, что подготавливает детей к интонационному выделению любого звука в слове. Эти упражнения проводятся в игровой форме.
Необходимо и развитие мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.

Дети от 4 до 5 лет.
Развивать фонематическую сторону (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов. Учить выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов). Для детей этого возраста можно называть согласные твердые звуки «старшим», а еще лучше «сердитым» братом (братиком, братцем), согласные мягкие звуки – «младшим», а еще лучше «ласковым» братом. Тогда потом детям будет легко перейти к терминам « согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук». Давать представление о протяженности слов (короткие и длинные), знакомить с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется). Делят слова на части (кусочки), отстукивая, отхлопывая и т. д. ритмико-слоговую структуру. В качестве вспомогательного средства используются заместители (мелкие фишки, игрушки), наглядно изображающие отдельные части слов, что является прообразом графической записи слов. Учатся голосом выделять некоторые согласные звуки – звуки, которые можно произнести протяжно (М – МЬ, В – В, Ф – ФЬ, Н – НЬ, Х – ХЬ; затем свистящие, шипящие, а потом Л –ЛЬ, Р – РЬ). При условии, что дети произносят те из них, которые предлагаются для выделения. Затем для интонационного выделения голосом предлагаются звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и другие (Ч, Щ, Д – ДЬ, Т – ТЬ, Г – ГЬ, П – ПЬ, Б – БЬ, Й).
Формировать движения кистей и пальцев рук с целью подготовки детей к письму.

Дети от 5 до 6 лет.
Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.
Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.

Дети от 6 до 7 лет.
Если дети с 3 до 5 лет осваивали звуковую сторону речи, то с 6 лет они с большим интересом уже могут заниматься знаковой стороной речи, то есть учиться читать. Но чтение не рождается автоматически на знании алфавита. Показывая ребенку буквы следует знать и соблюдать определенные правила и принципы.

 Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, в последовательности от простого к сложному. Упрощенно навык чтения можно представить так:

1.Опознание буквы в ее связи со звуком.
2.Слияние нескольких букв в слог.
3.Слияние нескольких слогов в слово.
4.Объединение нескольких слов в законченную фразу.

Работу по обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем направлениям:

1.Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза.
2.Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами).
3.Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – только в школе).

 Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова. Затем можно учить читать двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ и т. д.) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными (СТУК, САНКИ, ВОЛК и т. д.).  
     Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идет более эффективно, если ребенок «пропускает» буквы и слоги через пальцы. При этом взрослый сам разрезает и дает ребенку буквы и слоги к каждому занятию в нужной последовательности, но ни в коем случае не все сразу.  
  В  дальнейшем, в процессе занятий нужно знакомить детей с элементарными правилами правописания: раздельным написанием слов, в том числе и предлогов, точкой в конце предложения, употреблением прописной (большой) буквы в начале предложения и в написании имен людей и кличек животных, написании буквы И после букв Ш и Ж (ШИ и ЖИ пиши с буквой И, то есть слышим Ы, а пишем И). В ходе обучения письму печатными буквами или выкладыванию слов из букв разрезной азбуки необходимо закреплять навык предварительного анализа слова и последующего его чтения. Таким образом, каждое слово должно быть проанализировано, прежде чем «написано», а затем прочитано ребенком.   
 Необходимо помнить, что буквы, обозначающие гласные звуки, имеют двоякую функцию, кроме собственного образа они еще указывают на твердость или мягкость предшествующих согласных звуков. Еще К.Д. Ушинский предлагал знакомить детей сразу со всеми гласными буквами, вводя их парами: А – Я, О – ё;, Э – Е, У – Ю, Ы – И. То  же предлагают и некоторые специалисты, в частности замечательный детский психолог Д.Б. Эльконин. О своем методе он подробно написал в статье «Как научить детей читать». Следует знать, что буквы Я, ё;, Е, Ю, И обозначают мягкость предшествующего согласного: мяч – [м'ач],  пёсс - [п'ос], карета – [кар'эта], люк – [л'ук], кит - [к'ит]. Буквы А, О, Э, У, Ы – твердость предшествующего согласного звука. Кроме того буквы Я, ё;, Е, Ю обозначают звукосочетания: Я - [ЙА], Ю - [ЙУ], Е - [ЙЭ], ;Ё - [ЙО], если стоят в начале слов (яблоко, юла, енот;ёжик ) или после гласного (маяк, даю).  
 При изучении букв необходимо соблюдать последовательность и постепенность, вдумчиво подбирать слова и составлять слоговые таблицы разных видов к каждому занятию. Показывать слогообразующую роль гласного и значение ударения.   
 Отмечать, что наша речь делится на предложения и слова. Обращать внимание детей на смысловую и интонационную законченность предложения (точка, восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения).Сообщение было изменено пользователем 06-03-2012 в 20:02
самомама
Екатеринбург

мне кажется до 2 лет можно сильно не беспокоится.Моему 1,4 он только только начинает говорить мама,и то только когда плачет.Больше ни чего.

автор
мама
Екатеринбург

ELYA 24

к 1 году ребенок должен говорить около 10 слов,включая слова-звукоподражания.

Вы не авторизованы и не можете оставлять сообщения.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после входа Вы вернетесь на эту же страницу).

";