Эксперт:
2006.04.06 02:43
Добрый вечер, большое спасибо за вопрос!
На самом деле мы очень рады, что интерес к народным традициям, в частности, к праздникам есть не только у нас. Действительно, Вы правильно заметили, что про какие-то праздники мы знаем чуть больше, а какие-то практически забыты.
С Вашего разрешения, мы немного повторимся. Отвечая на один из предыдущих вопросов, мы затронули тему взаимосвязи православного и языческого в народных традициях. По нашему мнению, оно существует, и так уж сложилось исторически. Естественно, мы не ставим перед собой цели выдвигать какие-либо теории, а лишь сами находим ответы на интересующие нас вопросы. Благодаря языческим корням многих обрядов праздники, мы думаем, и приобрели яркость и некоторый сакральный смысл. Все действия, игры, песни, которыми богат каждый народный праздник, так или иначе, связывают человека с природой. С одной стороны, он как бы пытается ей помочь, «подтолкнуть» наступление очередного времени года, ускорить те или иные процессы, с другой, по явлениям в природе угадывает будущее своего урожая, делает долгосрочный прогноз погоды. И в то же время народные праздники несли в себе богатый духовно-нравственный смысл. Замужество, семья, рождение детей, продолжение рода, уважение и почитание старших, воспитание таких качеств, как сила воли, терпение, трудолюбие – основные темы.
Непосредственная взаимосвязь праздников с народным календарем, с природными явлениями, а соответственно, с сельскохозяйственными работами, с жизнью деревни в целом, здесь в суете современной городской жизни утратила некоторый смысл. Поэтому, мы думаем, и не знаем о некоторых праздниках. Да и, кстати сказать, о многих традициях в целом.
Праздник Ивана Купалы (6 июля по новому стилю, 24 июня – по старому) – день летнего солнцеворота, наступает настоящее лето. Во времена славянского язычества Купало был богом земного плодородия, 24 и 29 июня праздновали день жатвы. Проходит этот праздник в канун христианского праздника Иоанна Крестителя. Основные обряды этого праздника связаны с огнем и водой, как известно, с глубокой древности они считались очистительными символами. Знакомство, гадание незамужних девушек на будущих женихов, свадебные обряды - основные действия этого праздника, с которыми многие исследователи связывают продуцирующую магию этого праздника. Опять же люди пытались помочь природе: вызвать дожди и влагу, необходимую для будущего урожая, плодородия. И в то же время сами вобрать силу растений и земли. В настоящее время в некоторых деревнях этот праздник еще существует, но смысл многих обрядовых действий утрачен.
При изучении нами материалов по народным традициям, при составлении сценария каждого календарного праздника мы максимально используем накопленный исторический опыт исследователей русской культуры в целом. Но особый интерес для нас представляют данные фольклорных экспедиций по Уралу, которыми любезно с нами делятся специалисты Областного Дома фольклора.
Мы будем рады видеть всех желающих на наших праздниках, более того мы планируем организовать цикл практических семинаров на тему традиций, праздников и сопровождающих их обрядов.