Письма чиновникам по логопедической помощи нашим детям

автор
дедушка
Екатеринбург

Письма чиновникам по логопедической помощи нашим детям

Продолжение темы
http://www.u-mama.ru/forum/messages.php?id=10394371&page=4&iq=111

Вопрос сложный, многогранный. Как планируют работу логопедов, мы ничего не знаем. Навешать нам лапшу на уши раз плюнуть. Надо самим досконально изучить вопрос, как планирование работы, так и юридическое обоснование. Иметь подробную статистику, что бы фактами прижать чиновников. Держать руку на пульсе статистики, не дать её ухудшить. И это не только у одного, какого то чиновника, а на всех уровнях от района до области. Кроме того надо найти соратников среди самих логопедов, что они нам подсказали, как планируется сейчас, как надо. Юридическое обоснование этой помощи. А нам контролировать повышение им зарплаты.

Нам надо самим ответить на вопрос, а СКОЛЬКО НАДО логопедов в каждом детсаду, районе, в городе. Припереть чиновников цифрами, почему не выполняют требования законов, положений и прочего. Важен вопрос, а кто за это будет платить?

Цель заставить чиновников принять меры по улучшению ситуации

Как мы выяснили из предыдущей работы Класса родителей, писать надо чиновникам по их компетенции. Там сидят такие же люди на сортировке вопросов, поэтому лучше писать один вопрос в письме. Лучше, что бы на письмо мог ответить один чиновник. Письма должны быть коллективными, это означает наличие трех подписей. Одно письмо в день к одному адресату, потому что жулики объединяют, потом отвечают на один простой вопрос, остальные побоку.

Я бы предложил такой путь. Написать кучу писем, простых, по одному вопросу. Сперва узнать, то, что от нас скрывают. Подробную статистику по каждому детсаду, по району, методику расчета потребности на логопедов, их зарплату на ставку, разобраться в системе логопедической помощи.

Места обращения,

в основном по электронным приемным.:
=Правительство области (Министерство образования области).
=Город (Умникова)
=Район (по всем районам, добыча статистики)
=Специализированные организации, органы по оказанию Лого помощи.

Вопросы
Просто перечень, без ранжирования приоритетов

=Ежегодные данные исследования о потребности в логопомощи детей в 1 классе. С разбивкой откуда пришли из муниципального детсада, частного, мини, домашнего воспитания.
Надо разделить по категориям, кому какая помощь нужна, я в этом полный профан)

= Число детей в детсадах, нуждающихся в помощи, по результатам плановых обследований, по возрастным группам, по детсадам, в сумме по районам. У министерства запрос По городу, и области для проверки.
= Методика расчета потребности в логопедах.
= Зарплата логопедов на ставку, сейчас и перспективы на конец года, когда повысят.
Не повысят не будет логопедов.
= Программа развития помощи до 2016 года.
= Сколько нужно логопедов?
= По новому закону Об образовании к какой группе относится оплата труда логопедов? К обучению или «присмотр и уход».

Предлагайте свои вопросы и адреса

Представляете объем работы да же эти 7 вопросов в десяток адресов уже 70 писем. А там они ответят – грузите апельсины бочками, и опять все по новой. Но другого пути не вижу. Одному мне это не под силу, только вместе мы это осилим.
Письма я напишу, надо три подписи, одно моя, надо еще две. Я предлагаю такой порядок. Пишу письмо, выкладываю на форум, кто с ним согласен присылает мне в личку номер письма, а кем согласен, свой адрес и телефон. Звоню по этому телефону, и вставляем подпись в письмо, без адреса, только ФИО полностью и контактный телефон. В письмах просим прислать ответ на мой Эл. Адрес. Все ответы так же вывешивает на форум и обсуждаем, обсасываем каждую строчку.
Создаем таблицу в Excel где фиксирует отправку и ответы чиновников.
Обсуждаем и новые вопросы задаем чиновникам.

Группу я бы назвал «За логопедическую помощь дошкольникам». Предлагайте свое название

мама
Екатеринбург

Давайте, жду

автор
дедушка
Екатеринбург

Что известно про систему логопедической помощи дошкольникам в городе, области? Кто этим занимается? Есть ли какие то отчеты, статистика, исследования? Сколько логопедов в детсадах? Если нет очереди, все своевременно обеспечены? Проводятся ли ежегодные обследования первоклашек? Какие существуют нормативы на количество логопедов? Помогите найти ответы на эти вопросы.

автор
дедушка
Екатеринбург

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений
http://www.pedlib.ru/Books/3/0317/3_0317-241.shtml#book_page_top
Стр. 242
В 1927 г. Наркомпрос РСФСР издает приказ "О мерах по борьбе с речевой дефективностью у детей школьного и дошкольного возраста".
Несмотря на экономические трудности, стоявшие перед государством, уже в первые годы Советской власти стали возникать детские учреждения для умственно отсталых, слепых и глухих детей. Одновременно началась подготовка дефектологических кадров для работы с аномальными детьми.
Значительным достижением дефектологической службы с первых дней ее возникновения является выраженная общественная направленность, стремление всемерно приобщать детей с отклонениями в развитии к трудовой полезной деятельности. При этом решающим фактором воспитательного воздействия служит мобилизация компенсаторных возможностей ребенка с целью полноценного развития его личности, создания предпосылок для дальнейшего обучения, социальной адаптации.
Дети с речевой патологией долгое время продолжали обучаться в условиях общеобразовательной школы, несмотря на то что уже тогда имелись сведения о значительной распространенности речевых нарушений в детском возрасте. В 1928 г. профессор ФА.Рау поставил вопрос о необходимости организации дошкольной помощи детям с дефектами речи в целях исправления речевых нарушений к моменту поступления ребенка в школу. ФАРау выделил легкие формы речевых недостатков, которые могут быть устранены воспитателями детских садов, прошедшими логопедическую переподготовку, и тяжелые формы речевой недостаточности, которые могут корригироваться специалистами-логопедами в специальных группах.
В 1930 г. при нервно-психиатрической лечебнице им.Соловьева была открыта первая логопедическая группа для заикающихся детей дошкольного возраста.
В 1931 г. Наркомпрос издал приказ "О введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых к страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков".
Это дало возможность расширить логопедическую помощь детям по линии двух ведомств - здравоохранения и просвещения.
из 264
Предыдущая Следующая

. -- М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
В каталоге: Логопедия
Прислано в библиотеку: 741210

Глава XIV. Система организации дошкольной логопедической помощи в России
До Октябрьской революции в России не существовало организованной специализированной помощи детям с различными видами аномалий. Учебно-воспитательные учреждения были частными, оторванными от общеобразовательных и дошкольных учреждений для нормальных детей и существовали обособленно, замкнуто, по преимуществу на благотворительные средства.
Октябрьская революций изменила это положение. Была поставлена задача организации и развития сети специальных учреждений как особого звена в системе народного образования. Правительство издало ряд законодательных документов, которые определяли организационную структуру этих учреждений, требования к воспитанию и образованию детей.
В ноябре 1917 г. при Наркомпросе РСФСР был создан "Школьно-санаторный совет". Одной из его задач была организация воспитания и обучения дефективных детей.
В 1920 г. состоялся I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с дефективностью, беспризорностью и преступностью. На съезде обсуждались важнейшие вопросы воспитания аномальных детей. Участники съезда подчеркнули необходимость учета детей с отклонениями в развитии, организации разветвленной сети специальных учреждений для них и осуществления всеобщего обучения. Съезд выдвинул задачу организации высшего дефектологического образования.
Первыми специальными дошкольными учреждениями в нашей стране стали ясли для заикающихся детей, работа в который проводилась под методическим руководством Е.Ф.Рау (1932 г.), и логопедический полустационар для заикающихся дошкольников, организованный по инициативе известного психиатра и общественного деятеля ВА.Гиляровского (1930 г.). В нем применялся разработанный профессором НА.Власовой комплексный метод преодоления заикания у детей.
Длительное время (бО-е гг.) логопедическая помощь детям с другими дефектами речи (дислалией, дизартрией, алалией и др.) оказывалась лишь в экспериментальных группах или амбулаторно в детских поликлиниках, что не отвечало полностью потребностям населения и необеспечивало полноценной коррекции нарушения речи к моменту поступления ребенка в школу.
Последующий период характеризуется глубоким всесторонним изучением различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Он завершился созданием педагогической классификации речевых нарушений. На основе научно разработанной типологии детей с речевыми дефектами стало возможным обосновать развитие дифференцированной сети дошкольных учреждений для лиц с различными формами нарушений речи.
В 70-е гг. началось интенсивное развитие специализированной сети дошкольных учреждений в системе Министерства просвещения. В 1975 г. выходит постановление Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития", которое в законодательном порядке обеспечивало открытие как логопедических групп при детских садах общего типа, так и специализированных детских садов и яслей-садов.
В связи с этим органами народного образования и здравоохранения была широко развернута организационно-педагогическая работа, направленная на выявление и учет детей ясельного и дошкольного возраста, нуждающихся в коррекции речи.
В настоящее время потребность в таких учреждениях резко возрастает. Наиболее перспективным типом учреждения является логопедический детский сад (ясли-сад), где создаются наиболее благоприятные условия для развития ребенка с учетом особенностей его речевого дефекта. Именно в этих учреждениях обеспечивается всестороннее развитие физических и умственных способностей детей, своевременное устранение вторичных отклонений психического развития и подготовка их к школе.

Стр. 244
Воспитание и обучение детей в условиях специальных учреждений основывается на общедидактических принципах, разработанных дошкольной педагогикой. Однако выбор методических приемов определяется следующим:
а) характером и структурой дефекта;
б) временем возникновения дефекта;
в) уровнем психического развития ребенка.
Применение в тесном единстве общедидактических и специальных принципов обучения позволяет обеспечивать развитие всех сторон познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-волевой сферы, способностей и личности в целом.
Условия специальных учреждений дают возможность применения в случае необходимости различных лечебно-коррекционных мероприятий.
Важными стимулами для активизации компенсаторных возможностей детей являются формирование положительных отношений в детском коллективе, правильная организация режима (чередование занятий и отдыха детей, предупреждение перегрузок детей) и др.
Остановимся подробнее на характеристике детских садов для детей с нарушениями речи.
В детских садах (группах) для детей с нарушениями речи оказывается массовая помощь детям с различными отклонениями в речевом развитии. Основная задача, которую должны решать работники специальных дошкольных учреждений, состоит в том, чтобы в результате коррекционного обучения устранить полностью или частично речевой дефект и подготовить ребенка к успешному обучению в общеобразовательной школе иди в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В специальных учреждениях осуществляется дифференцированное обучение и воспитание дошкольников с различными речевыми аномалиями. Создаются следующие группы:

  • для детей с общим недоразвитием речи;
  • для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием;
  • для детей с нарушениями произношения отдельных звуков;
автор
дедушка
Екатеринбург
  • для заикающихся детей.
    Разрешается также открывать группы для детей с ринолалией и дизартрией. Если таких групп нет, то дети, страдающие дизартрией и ринолалией, зачисляются в группы N 1 и N 2 (см. выше) в зависимости от уровня их речевого развития.
    Отбор детей с нарушениями речи в специальные дошкольные учреждения проводится медико-педагогической комиссией с учетом основных принципов: принципа отграничения детей с речевой патологией от детей с другими аномалиями, возрастного принципа и принципа дифференцированного обучения дошкольников с различными видами речевых нарушений.
    В специализированные детские сады принимаются дети только с сохранным слухом и интеллектом. Группы организуются с учетом возраста.
    Дети с заиканием зачисляются в возрасте от 2 до 6 лет; дети с общим недоразвитием речи - в возрасте от 3 до 5 лет; дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, а также дети с нарушением произношения отдельных звуков - в возрасте от 5 до 6 лет.
    В состав педагогической комиссии входят представитель отдела народного образования, старший логопед района, заведующая детским садом и логопеды, работающие в данном учреждении.
    Детей с речевыми недостатками выявляют логопед поликлиники или логопед детского сада, врач-педиатр, заведующая детским садом и воспитатель.
    На медико-педагогическую комиссию представляются следующие документы: выписка из истории болезни, где обязательно должны быть заключения окулиста о состоянии зрения и отоларинголога о состоянии слуха, заключение психоневролога об умственном развитии ребенка, характеристика логопеда с указанием степени сформированное™ каждого из компонентов языковой системы. Характеристика заканчивается логопедическим заключением с указанием рекомендаций для пребывания ребенка в группе определенного профиля. Обязательной является характеристика ребенка, которую готовит воспитатель. В ней, кроме формальных данных о ребенке (имя, фамилия, возраст, адрес), указывается, с какого времени ребенок посещает данное учреждение, как привыкает к новой обстановке, быстро ли вступает в контакт с окружающими детьми и взрослыми. Воспитатель отмечает, какие речевые дефекты он обнаружил, как ребенок на них реагирует (стесняется, замыкается в себе, излишне расторможен и др.). Далее в характеристике раскрывается, как ребенок усваивает программный материал на занятиях по всем видам учебной деятельности, насколько он усидчив и целенаправлен. Важно охарактеризовать участие ребенка в игровой деятельности как долго умеет играть, может ли организовать творческую игру, каковы взаимоотношения с товарищами. Необходимо также указать навыки самообслуживания.
    из 264
    Предыдущая Следующая
    Члены медико-педагогический комиссии должны определить, в группу какого профиля направляется ребенок, с какого времени и на какой срок пребывания. Так, дети с общим недоразвитием речи зачисляются на 2-3 года обучения, в зависимости от возраста и уровня речевого развития; дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, заиканием - на один год; дети с нарушением произношения отдельных звуков - на полгода.
    По окончании установленного срока дети, нуждающиеся в продолжении обучения, повторно обследуются членами медикопедагогической комиссии. Основаниями для продления срока обучения могут быть тяжесть дефекта, соматическая ослабленность, частые пропуски занятий (по уважительным причинам).
    Не зачисляются в дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи умственно отсталые дети, дети со снижением слуха (слабослышащие), зрения (слабовидящие), с нарушениями опорнодвигательного аппарата, психопатоподобным поведением, эпилептическими припадками и психическими нарушениями.
    Эти дети получают логопедическую помощь в специальных дошкольных учреждениях по ведущему дефекту, а также в стационарах, яслях, санаториях системы здравоохранения.
    из 264
    Предыдущая Следующая
    Стационары и полустационары при детских больницах и психоневрологических диспансерах
    В системе логопедических учреждений Министерства здравоохранения ведущее место занимают так называемые речевые стационары или отделения при специализированных детских больницах. В них созданы необходимые условия для оказания квалифицированной помощи лечебно-оздоровительного и психологопедагогического характера детям, имеющим, помимо речевых дефектов, сопутствующие отклонения в психическом развитии. Такие дети нуждаются в коррекционном воздействии на личность и поведение в целом.
    В дошкольный стационар дети принимаются с 4-5 лет с диагнозами "алалия", "дизартрия", "ринолалия", "заикание". Нередко туда направляются дети с неустановленным диагнозом. Это бывает в тех случаях, когда нужно отграничить речевую патологию от сходных состояний (при снижении слуха, умственной отсталости, аутизме, задержке психического развития). В условиях стационара осуществляется комплексное обследование медицинскими специалистами (педиатром, психиатром, невропатологом, генетиком, окулистом и т.д.), логопедом, дефектологом и психологом. В случае необходимости применяются объективные методы исследования (ЭЭГ, рентген черепа, аудиометрия и т.п.). Все это помогает определить причину дефекта, структуру и степень выраженности речевой патологии, выяснить интеллектуальные возможности ребенка, особенности его характера, поведения и эмоционально-волевой сферы.
    На основании полученных результатов обследования намечаются направления коррекционной работы и соответствующий комплекс лечебных мероприятий.
    Детей со сходными речевыми дефектами объединяют в группы, за которыми закрепляются логопед и воспитатель. Занятия проводятся ежедневно в течение 3-6 мес. в утренние часы. Для детей, имеющих выраженные отклонения в поведении, комбинированные формы дефекта и т.п., организуются индивидуальные занятия.
    Большое значение придается преемственности в работе логопеда и воспитателя, который решает наряду с коррекционными и общеобразовательные задачи.
    из 264
    Предыдущая Следующая

В период пребывания ребенка в стационаре осуществляется систематическое наблюдение за его развитием, Психическим состоянием и речевой динамикой.
По истечении 3-5 мес. проводится повторное обследование ребенка, устанавливается окончательный диагноз, даются рекомендации по дальнейшему лечению и обучению в соответствующем типе педагогического или лечебного учреждения. Родителям даются советы по воспитанию ребенка в домашних условиях.
Детские санатории
В санаторий направляются дети соматически ослабленные имеющие выраженную речевую патологию (заикание, алалия, дислалия, дизартрия). Группы комплектуются с учетом возраста детей и тяжести речевого дефекта.
При направлении детей в санаторий принимаются во внимание различные расстройства вегетативной нервной системы, физическая ослабленность, предрасположенность к инфекционным заболеваниям, быстрая утомляемость и тд.
Основная задача санатория состоит в том, чтобы устранить имеющиеся у ребенка речевые дефекты, укрепить его нервную систему и оздоровить организм в целом. Одновременно проводятся общеобразовательное обучение и воспитание.
В санатории организуются отделения для детей, имеющих однородные формы речевых нарушений (например, для заикающихся детей, для алаликов, для дислаликов).
Лечение в санатории предусматривает осуществление целого комплекса оздоровительных мероприятий, куда входят: вначале особый охранительный, а затем активно тренировочный режим система рационального питания, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закаливание, лечебная физкультура, ритмика и психотерапия. Все это проводится на фоне доброжелательного и спокойного отношения к детям.
Одновременно организуются логопедические занятия и занятия которые проводит воспитатель. Их осуществляют по подгруппам в утренние и вечерние часы. Работа воспитателя включает в себя обучение родному языку, развитие элементарных математических представлений, музыкальное, трудовое, эстетическое воспитание, формирование игровой деятельности в соответствии с программными требованиями для разных возрастных групп детского сада.
из 264
Предыд
Логопед ежедневно проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции речи.
Большое внимание уделяется всестороннему обследованию каждого ребенка, фиксированию результатов в виде наблюдений и дневниковых записей. Полученные результаты обследования помогают определить оптимальный план работы логопеда и воспитателя единые требования всего персонала к детям с учетом их индивидуальных особенностей. Логопед и воспитатель предусматривают наряду с исправлением речи и решением общеобразовательных задач формирование общительности, речевой активности, а также положительных черт личности.
Для более прочного закрепления полученных навыков в домашних условиях с родителями проводятся подробные индивидуальные консультации, итоговые родительские собрания. Кроме того, им дается памятка о работе с ребенком, предлагаются рекомендации по оформлению наглядного материала. После пребывания в санатории ребенок в зависимости от возраста переводится для продолжения обучения в специальный детский сад, дошкольное учреждение общего типа или в школу (специальную, общеобразовательную).

автор
дедушка
Екатеринбург

Сурдологические кабинеты
В системе здравоохранения получили широкое распространение сурдологические кабинеты, в которых обслуживаются дети с нарушениями слуха и речи. Такие специальные кабинеты могут существовать как самостоятельно, так и при поликлиниках и стационарах. В сурдологических кабинетах работают разные специалисты: врачи (отоларингологи, психоневрологи), сурдопедагоги и логопеды. Они проводят большую профилактическую консультационно-диагностическую работу, оказывают практическую помощь логопедам в детских поликлиниках, больницах в масштабе города, района, области, направленную на своевременное выявление детей раннего возраста со снижением слуха и определение их в специальные учреждения соответствующего типа. Кроме того, указанные специалисты помогают родителям этих детей при проведении лечебных мероприятий.
Логопедические кабинеты при детских поликлиниках
Логопедический кабинет является самым распространенным подразделением в системе логопедической помощи по линии Министерства здравоохранения. Логопед обязан оказывать помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии независимо от уровня интеллектуального развития и сохранности физического слуха. Логопед ведет первичный прием, помогает в выявлении и направлении детей с дефектами речи на медико-педагогическую комиссию для их устройства в дошкольные и школьные учреждения для детей с нарушениями речи или речевой стационар. Им проводится большая профилактическая работа: беседы с врачами-педиатрами, педагогами детских садов и школ, родителями о распространенности речевых нарушений, о необходимости раннего выявления речевой патологии и своевременной коррекционной работы. В обязанности логопеда входит проведение диспансеризации детей начиная с 3-летнего возраста (как организованных, так и неорганизованных). Он регулярно выпускает логопедические бюллетени, где в популярной форме освещает актуальные вопросы логопедии, основные направления профилактической работы.
из 264

Ясли для детей с нарушениями речи
В специализированные ясли направляются начиная с 2-3-летнего возраста дети, имеющие заикание или грубое речевое недоразвитие.
На медико-педагогическую комиссию представляются следующие документы: выписка из историй болезни ребенка, заключение психоневролога, характеристика, составленная логопедом и воспитателем (если ребенок посещал детское учреждение), справка с места жительства, справка с места работы родителей.
В яслях проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия по исправлению речи, а также занятия по всем видам учебной деятельности. На протяжении всего года дети находятся под наблюдением медицинского персонала.
Противопоказания к зачислению:
1) выраженная умственная отсталость;
2) судорожные припадки;
3) грубые нарушения двигательной сферы;
4) активные формы туберкулеза;
5) заразные кожные и инфекционные заболевания.
В яслях дети находятся до 4 лет. Затем их переводят в дошкольное учреждение соответствующего профиля.
из 264
Предыдущая Следующая

Логопедическая помощь детям дошкольного возраста
Система здравоохранения Логопедические кабинеты при детских поликлиниках; Речевые стационары и полустационары при детских больницах; Детские санатории для детей с нарушениями речи; Сурдологические кабинеты; Специализированные ясли для детей с нарушениями речи.
Система просвещения Детские сады для детей с нарушениями речи; Ясли-сады для детей с нарушениями речи; Отдельные группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа; Отдельные группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа
Примечание. Специальные детские сады, ясли-сады и группы могут быть с дневным и недельным пребыванием ребенка.
Литература

  1. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С.Ляпидевского и В.И.Селиверстова. - М., 1968.
  2. Методические рекомендации к инструкции по приему детей и комплектованию групп в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. - М., 1987.
  3. Нарушения речи у дошкольников / Сост. Р.А.Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. - М., 1969.
  4. ПравдинаО.В. Логопедия. - М., 1973.
  5. Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи.-М., 1970.
  6. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1987.
    из 264
автор
дедушка
Екатеринбург

Развитие графомоторного навыка у детей
http://logopedy.ru/portal/logopeduseful/214-grafomotor.html

Автор: Драгунчик Вера
Опубликовано: журнал "Логопед"
Оригинал статьи в формате MS Word скачать
К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребенку возможность быстрее освоиться с письмом. В исследованиях психопатологов большое внимание уделяется вопросу о том, является ли развитие моторики ребенка следствием естественного созревания соответствующих структур или же это результат научения? Было выяснено, что и созревание и научение - факторы, в равной мере необходимые для формирования моторики пальцев рук.
Кроме того, известная тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования профессора М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10-12 месяцев, она устаановила, что их речь, образно говоря, находится на кончике пальцев, поэтому тренировать их надо уже с 6-месячного возраста ребенка.
Возрастные особенности развития графомоторного навыка
1,5 - 2 года
Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. Он еще пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.
2 - 3 года
Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются.
3 - 3,5 года
Линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много.
3,5 - 4 года
Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллелными.
5 лет
Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку.
Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы.
6 - 7 лет
Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.
Сформированность мелкой моторики ребенка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным. Следует обращать внимание на такие ошибки: невозможность пересчитать пальцы: пропуск то одного, то другого пальца; лишние движения на другой руке, ноге (синкинезии); при пересчете пальцев на обеих руках асинхронность движений, пропуски пальцев, возвраты; медленное выполнение отстукивание ритмов; при выполнении проб - повышенный мышечный тонус, резкость движений; в пробах на имитацию - отсутствие плавности движений, точности выполнений.
Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т.е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности. Тренировать пальцы рук можно, применяя лепку, закручивание гаек в конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, застегивание пуговиц. К сожалению, моторная неловкость при выполнении манипуляторных действий, трудности и неудачи в овладении ими вынуждают ребенка избегать сложных действий. Поэтому платье с мелкими пуговицами "не нравится", новый конструктор "совсем неинтересный, лучше поиграю с машинками", вязать, лепить, конструировать "неинтересно, не хочется".
Существуют специальные игры для развития пальцев ("Гребешок", "Царапка", "Лесенка"), пальчиковые (имитация животных, людей, предметов), театр теней. Особого внимания заслуживают графические движения. нелюбовь к рисованию - один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, - сложное инструментальное действие: ведь движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими. В возрасте 6 - 7 лет, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировачные упражнения, ребенок может достичь хороших результатов в развитии моторики кисти.
Для развития графического навыка следует использовать:

графический диктант;
рисование линий: прямые и фигурные дорожки;
рисование по точкам, контурам, клеточкам;
штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки.

Развитию мелкой моторики рук помогает:

пальчиковая гимнастика;
упражнения на освоение предметных действий.

Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. В 6 - 7 лет ребенок должен выполнять следующие виды штриховок: прямые вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши), крупными петельками. Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 минут , после этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое п
http://logopedy.ru/portal/logopeduseful/214-grafomotor.html

автор
дедушка
Екатеринбург

Консультации логопеда-дефектолога

Дислалия
6 14 03.02.13 10:21

ЗРР
10 21 10.01.13 22:57

Дизартрия
3 24 25.10.12 20:01

ОНР
7 30 11.12.12 17:52

ФФНР
2 8 08.11.11 18:33

Дислексия
1 1 23.07.09 23:07

Дисграфия
1 2 17.12.09 12:32

Алалия
134 766 27.02.13 15:46

Афазия
5 7 21.03.12 13:08

Заикание
80 218 16.01.13 17:3
http://www.logoped.org/?key=bbs

автор
дедушка
Екатеринбург

Про частных логопедов полно в Интернете.
зарплата 25 тыс. 300-800 руб. в час.
В частном детсаду требуется на 3 тыс., видимо на консультации.

Про статистику ничего не нашел.

автор
дедушка
Екатеринбург

Курсы для логопедов – только наличная оплата
http://taratorka.ucoz.ru/load/kursy_dlja_logopedov/1-1-0-15

Реферат
Организация логопедической помощи в России
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/d00134373.html
==
Как я понимаю, системы нет. Заболел беги узнавай где. Полных обследований детей, выявление нет, ни в школе, ни в детском саду. Пока родители сами не спохватятся ничего не будет.
По нашему опыту, посылали в Радугу, так год тянулось это обследование. И далеко не все прошли, родители не видят в этом необходимость. А те кто прошли, еще год ждали создание логопункта.
Да и толку от него очень мало. Один логопед на сотню детей не в состоянии справится.

автор
дедушка
Екатеринбург

Вот еще одна проблема для родителей, с введением нового закона Об образовании, представление "дошкольного образования", как только истинное образование - потерялось деятельность детсадов, как компенсация отклонений в развитии. Это же не образование и государство это может не оплачивать, я правильно понимаю?

мама
Екатеринбург

спасибо за информацию. Всё очень печально обстоит оказывается...

мама
Екатеринбург

Дед
год тянулось это обследование

обследование не может тянутся год.в "Радуге"обследование одного ребенка проходит 40-50 мин.+предварительные заключения мед специалистов в поликлинике.логопедическое обследование детей в д\с проходит 2-3 разв в год.в коррекционном(логопедическом)д\с диагностика проходит в сентябре,январе и мае.прослеживается динамика,проводится маниторинг.статистика по логопедам и детям с речевыми и интеллектуальными проблемами в развитии есть в "Радуге",но эта информация не для всех. логосады переводят в ранг общеразвивающих,чтобы сократить очередь в д\с и перевести логопедическую службу как доп.услугу.
на одну ставку логопеда на логопункте должно быть зачислено 25-30 детей. в логогруппе 1 логопед на группу в количестве 10-15 детей,все зависит от диагноза.
все нюансы обычно прописываются в положении о логопункте и лого.службе д\с.
например.
Положение о логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения.

Настоящее положение определяет порядок организации деятельности логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) в условиях современных подходов к коррекционно-образовательному процессу в г. Томске.
Положение разработано на основе Закона РФ «Об образовании», Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства РФ от 10.03.2000 №212), Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 14.02.1997 №179), Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием под ред. Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
Логопедический пункт создаётся в целях оказания помощи детям в возрасте от 3 до7 лет, имеющим тяжёлые и нерезко выраженные нарушения в развитии устной речи, познавательных процессов, сенсорных нарушений.
Данное положение состоит из двух разделов, учитывая неоднородный состав детей с речевыми нарушениями.
Раздел 1
Рекомендации для зачисления в логопедический пункт ДОУ детей с нерезко выраженными нарушениями речи.
К негрубым нарушениям относятся:

  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Дети владеют фразовой речью, адекватно отвечают на вопросы, могут составить несложный рассказ по картине, пересказать простой текст. Объём обиходного словаря приближается к возрастной норме. Ошибки встречаются при выполнении специально подобранных усложнённых заданий. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или мало известных слов:
    саморубка (мясорубка), селепед (велосипед), фотирует (фотографирует).Словарный запас недостаточно точен по способу употребления. В нём мало слов, обозначающих отвлечённые и обобщённые понятия. Метафоры, сравнения, переносное значение бывает затруднено. Характерны лексические замены: фонтан-водичка льётся, брызгает, скворечник-птички живут, галстук-ленточка, подоконник-окошко с цветами. Значительные трудности испытывают при самостоятельном образовании слов. Например, профессий от названий действий (строить-строитель), существительных от названий признаков (красный-краснеть); антонимов (густой-редкий, мягкий-чёрствый, храбрый-трусливый). Остаются ошибки в употреблении форм множественного числа (деревы, гнёзды). В активной речи правильно употребляются простые и хорошо отработанные предлоги (в,на,под). Затруднения вызывают сложные предлоги (из-под, из-за, между). Например: Мячик выкатился из шкафа. Лампа висит на столе. Нарушение согласования прилагательных с существительными проявляется в предложениях типа: Мальчик рисует красной ручкой и синей карандашей.
    На фоне развёрнутой речи преобладают простые предложения, недостаточен лексический запас прилагательных, числительных, наречий, причастий, деепричастий.
  • фонетико-фонематическое недоразвитие. В устной речи выявляются следующие недостатки произношения:
    а) замена звуков, одинаковых по способу образования, но разных по месту артикуляции (дудок—гудок, тулак-кулак)
    б) замена звуков, одинаковых по месту артикуляции, но разных по способу образования (танки-санки)
    в) замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по участию органов артикуляции (фумка-сумка)
    г)замена звуков по месту и способу образования, но различающихся по участию голоса (пулка-булка,субы-зубы)
    д)замена звуков, одинаковых по способу образования, но различающиеся по признаку твёрдости, мягкости
  • фонетическое недоразвитие. Проявляется в отсутствии звука, либо в их искажениях (ыба-рыба, паоход-пароход).
    Зачисление детей с негрубыми речевыми расстройствами осуществляется ПМПконсилиумом ДОУ с 1-15 сентября на основании заключения врача-психиатра и комплексного первичного обследования учителя-логопеда. На каждого ребёнка заполняется речевая карта, общий протокол обследования на момент зачисления и выпуска, подписанный членами ПМПконсилиума. Индивидуальный протокол первичного обследования, дневник динамического наблюдения заполняется в случае необходимости уточнения речевого и клинического заключения для направления воспитанника в лечебно-профилактическое учреждение или в ГПМПК.
    Выпуск из логопедического пункта производится ПМПконсилиумом в течение всего учебного года после коррекции нарушений в развитии устной речи.
    Продолжительность коррекционной работы в логопедическом пункте определяется структурой речевого дефекта.
    Нерезко выраженное общее недоразвитие речи - от 1 до 2 лет.
    Фонетико-фонематическое недоразвитие - от 6 месяцев до 1 года.
    Фонетическое недоразвитие - от 3 месяцев до 6 месяцев.
    Предельная наполняемость группы детей с негрубыми речевыми нарушениями не более 25 чел.
    Занятия проводятся в часы, предусмотренные для занятий согласно санитарно-гигиеническим нормам и режиму работы ДОУ. Занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме. Периодичность групповых занятий определяется структурой речевого расстройства:
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи – не менее 3 раз в неделю
  • фонетико-фонематическое недоразвитие - не менее 2 раз в неделю
  • фонетическое недоразвитие-не менее 2 раз в неделю
    Индивидуальные занятия с каждым воспитанником проводятся не менее 3 раз в неделю.
    Структура занятий носит комбинированный, комплексный характер, включающий все структурные компоненты речи: фонетико-фонематические процессы, лексику, грамматику, связную речь.
    Продолжительность групповых занятий-30-35 минут, индивидуальных, подгрупповых-15-20 минут.
    Учебная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 часов в неделю.
    Содержание деятельности на современном этапе должно быть направлено на решение следующих задач:
  • комплексное своевременное выявление детей с нарушениями в развитии на раннем этапе формирования речевых и познавательных процессов (до 3 лет)
    определение причин и механизмов нарушений совместно со всеми участниками образовательного процесса ДОУ разработку комплексных программ в условиях взаимодействия педагогов ПМПконсилиума ДОУ (учитель-логопед, педагог психолог, воспитатель, муз. руководитель, инструктор по физ. культуре, мед. работник) с активным участием родителей (законных представителей ребёнка).
    проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми консультирование родителей и педагогов по проблемам речевого и общего развития ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями
    сотрудничество с общеобразовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) ОУ, логопедами и врачами детских поликлиник, областным медико-педагогическим центром, ГПМПК
    участвует в работе методических объединений, семинаров, творческих групп представляет руководителю ДОУ ежегодный отчёт с кратким анализом результатов коррекционно-развивающей работы
    Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью не менее 15 м, отвечающего педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и приспособленного для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей.

Учитель-логопед ведёт следующую отчётную документацию:
журнал первичного обследования речевого развития
протокол зачисленных в логопункт детей, утверждённый ПМПк ДОУ (приложение №1)
речевые карты с планом индивидуальной работы и расписанием занятий(приложение №3)
планы индивидуальных и подгрупповых занятий
годовой план консультативно-методической работы с педагогическим коллективом и родителями (Приложение №2)
расписание и сетка занятий с детьми
отчёт о работе за год (приложение №5)

Раздел 2
Рекомендации к зачислению дошкольников на логопункт
для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Организация обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ.
Отбор детей на логопедический пункт для детей с тяжелыми нарушениями речи проводит городская психолого-медико-педагогическая комиссия по представлению психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ на основании следующих документов:
§ Протокола первичного обследования психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ;
§ Характеристики воспитателя;
§ Заключения врача-психиатра;
§ Медицинской карты ребенка.

В ГПМПК для зачисления на логопункт для детей с тяжелыми нарушениями речи родители могут обратиться самостоятельно.
Зачисление на логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи детей при следующих заключениях ГПМПК:
Общее недоразвитие речи, обусловленное алалией, ринолалией, афазией, дизартрией.

  1. Общее недоразвитие 1 уровня: отсутствие общеупотребительной речи. У детей крайне ограничен словарь, характерна многозначность употребляемых слов, употребление «корневых слов», отсутствие их грамматического оформления. Снижено понимание речи: дети не могут показать название части предметов, оттенки действий, качества предметов, плохо различают грамматические формы. Данные обследования показывают неустойчивость употребления звуков, смазанность артикуляции, использование в речи 1-2 сложными словами. У них нет связной речи.
    Дети с 1 уровнем общего недоразвития речи зачисляются на логопункт для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 лет на 4 года обучения.
    2.Общее недоразвитие речи II уровня. У детей имеется простая фразовая речь, но она грубо аграмматична: отсутствуент согласование прилагательных с существительными (асинь ета- красная лента); опускаются предлоги – существительное остается в исходной форме (Паток изит аман. – Платок лежит в кармане.); смешиваются падежные окнчания (Каита танкам- Катается на санках.). Эти дети не владеют навыком словообразования, смешивают слова, близкие по лексическому значению. Воспроизведение звуковой и слоговой структурыи звуконаполняемость слов резко нарушено: дети имеют по 10-15 дефектно произносимых звуков, сокроащают количество слогов, имеют низкий уровень восприятия фонем (танита-воспитательница, тупил сима- наступила зима, ипа сек-выпал снег).
    Детей со II уровнем общего недоразвития речи следует зачислять пункт на 3 года обучения.
    3.Общее недоразвитие речи III вида. Дети с III уровнем имеют развернутую фразовую речь с пробелами в лексико-грамматическом и фонетико-фонематическом развитии. Ими допускается неточное употребление названий частей предмета, оттенков действий, качеств предметов; недостаточнаясформированность наиболее сложных грамматичесикх форм приводит к пропускам предметов (Мамой кадили макадин. –С мамаой ходили в магазин); к ошибкам в согласовании прилагательных с существительными при изменении их по числам и падежам (Я лисувую синим каладасом и касым кисоськом – Я рисую синим карандашом и красной кисточкой); к ошибкам в употреблении падежных конструкций (Ниги лизат столех) – Книги лежат на столах). Отмечаются затрудненияв пользовании сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями предложений (Вова плякаль тому упаль –Вова плакал, потому что упал.)
    У большинства детей остаютсяошибки в произношенииосновных групп звуков, а также нарушения слоговой структуроыи особенно в правильном воспроизведении звуконаполняемости слов. (Битекаль видает нидетьки. – Библиотекарь выдает книжечки).
    Для зачисления на логопедический пункт необходимо, чтобы у детей было нарушено не менее 2 групп звуков, например: свистящие и сонорные, сонорные и шипящие, что в целом составляет не менее 6 звуков.
    Детей с III уровнем общего недоразвития следует зачислять на логопункт для детей с тяжелыми нарушениями речи с 4 лет на 3 года обучения.
  2. Фонетико-фонематическое недоразвитие, обусловленное дизартрией, ринолалией. Для детей с ФФН характерно незаконченность фрмирования фонематического восприятия и нарушение произношения звуков. У таких детей отмечаются элементы отставания в лексико-грамматичесокм развитии.
    Для зачисления на логопункт необходимо, чтобы у ребенка было нарушено не менее 2 групп звуков, например: свистящие и сонорные, сонорные и шипящие, что в целом составляет не менее 6 звуков.
    Дети с ФФН зачисляются на логопункт для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 лет на 2 года обучения.
  3. Недостаточная сформированность речевых средств обусловленная задержкой психического развития. Дети с ЗПР зачисляются на логопункт с 3 лет на 4 года обучения.
  4. Заикание. Дети с зиканием принимаются на логопедический пункт с 3 лет на 1 год обучения.
  5. В порядке исключения на логопедический пункт принимаются дети с недостаточной сформированностью речевых средств, обусловленной нарушением слуха легкой и средней степени тяжести, ранним детским аутизмом. Дети с нарушением слуха и ранним детским аутизмом зачисляются на логопункт с 3 лет на 4 года обучения.
  6. Дети, имеющие противопоказания для пребывания в ДОУ, могут быть зачислены на логопункт и заниматься по индивидуальному, щадящему графику, составленному ПМПк ДОУ и утвержденному ГПМПК.
    Количество воспитанников, одновременно занимающихся на логопункте, не должно превышать 12 детей с тяжелыми нарушениями речи. Для оптимизации логопедической работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения на один логопункт. По возможности дети должны находится в одной детской группе.В случае необходимости на логопункт зачисляются дети более младшего или старшего возраста. При этом дети могут быть воспитанниками других групп и посещать логопункт в соответствии с расписанием. Решение вопроса о детской группе находится в компетенции заведующей ДОУ.
    Продолжительностьгрупповых логопедических занятий состаляет 20-35 минут, индивидуальных – 10-20 минут.
    В 1 периоде обучения групповые занятия по формированию лексико-грамматическиз средств языка и связной речи проводятся 2 раза в неделю. Работа по формированию звуковых средств языка только индивидуально 4- 5 раз в неделю.
    Во втором периоде обучения групповые занятия по формированию лексико-грамматическиз средств языка и связной речи проводятся 3 раза в неделю. Работа по формированию звуковых средств языка только индивидуально 4- 5 раз в неделю.
    В третьем периоде обучения групповые занятия по формированию лексико-грамматическиз средств языка и связной речи проводятся 5 раза в неделю. Работа по формированию звуковых средств языка фронтально2 раза в неделю. Индивидуальные занятия проводятся только с детьми, речевое нарушение которых требует значительных коррекционных усилий.
    Выпуск из ллогопедического пункта осуществояет ГПМПК.

Документация на логопедическом пункте для детей с тяжелыми нарушениями речи.

  1. Протокол городской психолого-медико-педагогической комиссии.
  2. Речевая карта с планом индивидуальной работы и расписанием занятий.
  3. Список детей по группам в соответствии с диагнозом.
  4. Протокол первичного обследования.
  5. Дневник динамического наблюдения.
  6. Характеристика.
  7. Заключение врача-психиатра.
  8. Сетка занятий.
  9. Перспективные планы работы в соответствии со структурой дефекта.
  10. Конспекты занятий.
  11. Журнал учета посещаемости занятий.
  12. Перспективный годовой план работы.
  13. Годовой отчет о работе.
мама
Екатеринбург

Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы в ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ

Положение о логопедической группе

  1. Общие положения
    1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы в ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ;.
    1.2. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности логопедической группы дошкольного образовательного учреждения города (далее ДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 №2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Уставом ДОУ, положения ДОУ «О нормативно-правовой организации логопедического сопровождения»
    1.3. Логопедическая группа создается в дошкольном образовательном учреждении – детском саду компенсирующего или комбинированного вида при наличии условий для функционирования с целью
    1.4 Цель организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.
    1.5 Основные задачи логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения №____:
    – коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;
    – своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
    – коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
    – активизация познавательной деятельности детей;
    – пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
    1.6. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путём ликвидации по решению Учредителя ДОУ.
  2. Организация логопедической работы
    2.1. Логопедические группы в дошкольном образовательном учреждении открываются на основании приказа департамента образования и науки администрации города____ и комплектуются в соответствии с Типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении
    2.2. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:
    • общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии;
    • фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН);
    • фонетическое недоразвитие (ФН);
    • заикание.
      2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и осуществляется на основе обследования речи воспитанников, которое проводится с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября ежегодно. Обследованные воспитанники, имеющие нарушения речи, регистрируются в журнале регистрации детей, имеющих речевые недостатки.
      2.4. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.
      2.5. В логопедическую группу детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с трех-пяти лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2-3 года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.
      2.6. В логопедическую группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста с ринолалией, дизартрией, дислалией. Срок коррекционно-развивающей работы один - два года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 15 человек.
      2.7. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:
    • недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
    • деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
    • грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;
    • нарушения общения в форме раннего детского аутизма;
    • задержку психического развития;
    • фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждений;
    • заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.
      2.8. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.
      2.9. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
      2.10. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.
      2.11. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных сеткой занятий муниципального дошкольного образовательного учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.
      2.12. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.
      2.13. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю:
    • с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;
    • с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).
      По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.
      2.14. Подгрупповые занятия проводятся:
    • с детьми, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю;
    • с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю;
      2.15. Продолжительность группового логопедического занятия:
    • в старшей группе - 20-25 минут;
    • в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.
      2.16. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.
      2.17. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут.
      2.18. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда
      2.19. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.
      2.20. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию города___.
      2.21. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением.
  3. Руководство логопедическим пунктом
    3.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.
    3.2. Заведующая ДОУ:
    • обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;
    • подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.
    • обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой
      3.3. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителям-логопедам, координацию работы городского методического объединения учителей-логопедов осуществляет методист-логопед ___
      3.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др.
  4. Права и обязанности учителя-логопеда
    4.1. В штат муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи.
    4.2. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия».
    4.3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    4.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.
    4.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.
    4.6. Учитель-логопед:
    • обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;
    • обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка;
    • комплектует группы детей для занятий в логопедическом пункте;
    • проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;
    • готовит документы для обследования детей в психолого-медико-педагогической консультации с целью определения в специальные группы;
    • осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;
    • представляет администрации дошкольного образовательного учреждения и методисту-логопеду ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;
    • поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций;
    • информирует педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, работы логопедического пункта;
    • ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;
    • участвует в работе городского методического объединения учителей-логопедов и методического объединения муниципального дошкольного образовательного учреждения;
    • повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.
      4.7. Учитель-логопед логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации.
      4.8. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда, работающего в логопедическом пункте муниципального дошкольного образовательного учреждения, установлена в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю (18 часов работы с детьми, имеющими нарушения речи и 2 часа для консультативной работы).
      4.9. Учитель-логопед ведёт документацию:
    • годовой план;
    • журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки;
    • перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР и ФФН;
    • расписание занятий;
    • журнал посещаемости;
    • журнал учета детей, зачисленных на логопункт;
    • речевые карты;
    • индивидуальные тетради для занятий с детьми;
    • отчет логопеда за год.
  5. Материально-техническое и финансовое обеспечение
    5.1 Логопедический кабинет размещается в помещении дошкольного образовательного учреждения.
    5.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение площадью не менее 20 кв.м., отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
    5.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.
    5.4. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного образовательного учреждения.
    5.5. Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.
    5.6. Оплата труда учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется в диапазоне 8-14 разрядов Единой тарифной сетки, в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).
    5.7. Учителям-логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
    5.8. Оплата труда воспитателей, работающих в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, производится из расчета 25 часов педагогической работы в неделю.
    5.9. Воспитателям, младшим воспитателям (помощникам воспитателей) работающим в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
    5.10. Педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 20% за часы занятий, которые они ведут в логопедических группах.
    5.11. Врачам, младшему медицинскому персоналу, работающим с детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 15% за работу с детьми, посещающими логопедические группы.
    5.12. Заведующим муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, создавшим необходимые условия для функционирования логопедических групп, производится повышение должностных окладов в размере в зависимости от количества групп:
    • при наличии 2-4 групп – 10%;
    • при наличии 5 и более групп - 15%
мама
Екатеринбург

а еще есть специфика работы логопеда с детьми с интеллектуальной недостаточностью(у\о,зпр и сочетанные поталогии) и с детьми глухими,слепыми и т.д.это все должно быть прописано в уставе доу.а таких детей сейчас все больше и больше.их нельзя запихивать в массовые сады.это очень плохо сказывается на детях и педагогах,как морально,так и физически.

автор
дедушка
Екатеринбург

fistashka75
обследование не может тянутся год.в "Радуге"обследование одного ребенка проходит 40-50 мин.+предварительные заключения мед специалистов в поликлинике.логопедическое обследование детей в д\с проходит 2-3 разв в год.в коррекционном(логопедическом)д\с диагностика проходит в сентябре,январе и мае.прослеживается динамика,проводится маниторинг.статистика по логопедам и детям с речевыми и интеллектуальными проблемами в развитии есть в "Радуге",но эта информация не для всех. логосады переводят в ранг общеразвивающих,чтобы сократить очередь в д\с и перевести логопедическую службу как доп.услугу.
на одну ставку логопеда на логопункте должно быть зачислено 25-30 детей. в логогруппе 1 логопед на группу в количестве 10-15 детей,все зависит от диагноза.
все нюансы обычно прописываются в положении о логопункте и лого.службе д\с.
например.
Положение о логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения.

Спасибо, очень ценно, почитаю подробно вечером.
В группе 25 человек, 2-3 группы в детсаду, обследование в Радуге индивидуально, целый год ждали, когда родители съездят в Радугу, всем некогда. Кто то вообще отказался.
А когда создали один логопункт на весь детсад - это очень мало.

То есть диагностика есть. Как можно добиться сводные результаты по детсаду, району, городу, или это секретная информация? По возрастным группам.
Что бы показать, что проблема есть и закрытие незаконно?

Цель как бы определить, а сколько надо логопедов? Идет свертывание помощи.
На выходе из детсада какая ситуация?

Переводят в ранг общих - как зафиксировать этот перевод? Хотел попросить информацию о числе ставок логопедов в детсадах. И что в детсаду логопункт или логогруппа.
Что бы потом сравнить, потребность и фактическое число логопедов. Тыкать менеджеров носом. :)

Интересно, логопед это обучение или присмотр? Судя по вашему, и нашим наблюдениям власть пытается перевести в присмотр.
И в таком положении, по видимому, оказываются вся коррекционная работа.

fistashka75
детей сейчас все больше и больше.их нельзя запихивать в массовые сады

Как доказать что их больше и больше? Нужна какая то статистика. Какая? Она в принципе есть, если три раза в год проводят обследование?

fistashka75
еще есть специфика работы логопеда с детьми с интеллектуальной недостаточностью(у\о,зпр и сочетанные поталогии) и с детьми глухими,слепыми

Где статистику такую найти или запросить?

Может в городе есть какой то научный центр, институт, который владеет такой информацией? Специалист какой то есть, неравнодушный, болеющий за это дело?Сообщение было изменено пользователем 09-03-2013 в 13:48

мама
Екатеринбург

Дед

статистические данные могут быть запрошены в "Радуге",но через что и как я не знаю.есть статистика в ОО районов,т.к. там фиксирутся обративщиеся и претендующие на логосады и сады со спецификой.также и в ОО можно узнать сколько логосадов,коррекционных и сколько логопедов в штате д\с.НО!то что в ОО цыфры могут быть в разрезе с реальностью.
в д\с создают один логопункт,но на него должно быть несколько ставок логопедов,все зависит от количества нуждающихся.на логопункт зачисляют только по заключению ТПМПК ("Радуга").а кто туда отказался идти,то про их диагноз никто не знает.есть еще ПМПК перед школой на Цвилинга и центр "Ресурс".в д\с статистику о речевых нарушениях и их динамике ведет сам логопед и пишет в аналитической справке или годовом отчете.отчеты должны храниться в д\с.
то что лого д\с переводят в общеразвивающие это тоже все в ОО.я просто могу сказать,что,например д\с компенсирующего вида,т.е.для детей с у\о, зпр,дцп,дауны, вообще осталось мало,по пальцам можно пересчитать.речевых школ в городе только две и те переполнены.а нуждающихся с каждым годом все больше и больше.они ни кому не нужны,с ними очень тяжело работать и надо уметь с ними работать.очень много сейчас детей с диагнозом РДА(аутизм),а вот про них вообще ни где не прописано.даже диагноз им такой не пишут,а пишут им ЗПР,а это не правильно.они не могут заниматься по программе ЗПР,у них совершенно другое развитие.просто кошмар. а еще раньше готовили в пед универе специалистов-дефектологов широкого профиля,а сейчас все разделили:логопедия отдельно от олигофренопедагогики,от сурдопедагогики,от тифлопедагогики.а вот универсалам легче работать один человек выполняет функции двух специалистов.дети привыкают к одному специалисту и специалист знает что у кого и как и не надо привлекать еще кого-нибудь.очень много нюансов и проблем в нашей специфике работы и ее ни кто не видит.все много требуют от логопедов,а сами ни чего не предпринимают и ограничивают во многих вопросах.даже были попытки чсократить очередной отпуск,пологающийся по нашей специфике.судились и выиграли(по-моему в Чкаловском районе).даже так.Сообщение было изменено пользователем 09-03-2013 в 15:16

автор
дедушка
Екатеринбург

Скворцова заверила, что “в стране полностью достроена система непрерывного мониторинга здоровья детей от дородового периода (перинатальная диагностика) до 18 лет”. По ее словам, ожидается, что к 2020 году здоровье детей в стране существенно улучшится, снизятся младенческая и детская смертность “в соответствии с теми целевыми показателями, которые обозначены в государственной программе развития здравоохранения до 2020 года”.
Стенограмма заседания
http://pedsovet.org/content/view/18343/251/#comments

==
Если выстроена, надо запросить.

автор
дедушка
Екатеринбург

fistashka75
статистические данные могут быть запрошены в "Радуге",но через что и как я не знаю.есть статистика в ОО районов,т.к

спасибо.

Аноним 862

Дед
Места обращения,

в основном по электронным приемным.:
=Правительство области (Министерство образования области).
=Город (Умникова)
=Район (по всем районам, добыча статистики)
=Специализированные организации, органы по оказанию Лого помощи.

Предлагайте свои вопросы и адреса

Слушайте, а как Папа Римский останется без письма?

мама

fistashka75
статистика по логопедам и детям с речевыми и интеллектуальными проблемами в развитии есть в "Радуге",но эта информация не для всех.

у меня знакомая оттуда. работает давно. постоянно сетует, что кол-во малышей с речевыми проблемами только растет, это не только здоровья касается, каких-то проблем ЦНС и тп, но также есть дети, у которых добавляется и социальный фактор так сказать. родителям просто тупо НЕКОГДА заниматься ребенком. все заняты зарабатыванием денег, работой, а после хочется отдохнуть от нее. о детях заботятся в пределах инстинктов - чтоб сыт и одет был. все. :(
какая статистика нужна? поясните, я может запрошу у нее, если это будет уместно

fistashka75
логосады переводят в ранг общеразвивающих,чтобы сократить очередь в д\с и перевести логопедическую службу как доп.услугу.

говорила и знакомая с Радуги, и воспитатели в нашем логосаду :(

мама

Дед
Может в городе есть какой то научный центр, институт, который владеет такой информацией? Специалист какой то есть, неравнодушный, болеющий за это дело?

Бонум. там успешно лечат детей с речевыми нарушениями

Аноним 995

мама

Бонум
Ну не знаю, не знаю, наназначали нам тоже самое , что и местный невролог. Нужно конкретно искать невролога, который спец-ся по вашей задержке.

автор
дедушка
Екатеринбург

мама
какая статистика нужна? поясните, я может запрошу у нее, если это будет уместно

Статистика нужна официальная, показывающая рост обращений, выявлений нарушений.
Цель определить потребности в логопедах, а сколько нужно. И скольо есть?
Не узнать саму статистику и как и кому написать, что бы её официально дали.

мама
говорила и знакомая с Радуги, и воспитатели в нашем логосаду :(

Каким образом это зафиксировать? Цифры, что было и что есть и будет.

мама
Бонум. там успешно лечат детей с речевыми нарушениями

Нам не лечить, нам статистику надо.

мама
Екатеринбург

я сама из "Радуги",но не из ТПМПК,потому и все здесь расписала.

мама
Екатеринбург

мама
Бонум. там успешно лечат детей с речевыми нарушениями

три раза ХА ХА ХА
особенно радует,что все это предоставлено для жителей Екатеринбурга платно
лично столкнулась с тем,что просила направление на бесплатную консультацию в Бонум,отказали
ходили платно,за 800р
плюсом назначенное лечение на физпроцедурах,которые нужно делать не однократно,а повторять как минимум раз в год

Дед
нам статистику надо.

думаю что статистику действительно через Радугу запросить можно
хотя дадут ли ее неизвестно
можно попробовать запросить в школах,там тоже обследование первоклассников через Радугу проводится и потом на основании заключения школьный логопед занимается с этими детьми(это если вопрос в дальнейшем будет стоять о том нужны ли речевые школы или классы после д/с)

Вы не авторизованы и не можете оставлять сообщения.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после входа Вы вернетесь на эту же страницу).

";