Изд-во: Просвещение, Учебная литература. 1996

 

Книга «Одаренный ребенок» часто переиздается в разных издательствах, она входит во все списки рекомендованной литературы для психологов, педагогов и родителей. В ней раскрывается, пожалуй, сама подробная история об одаренных детях: что такое одаренность, как ее отличить от обычной познавательной активности, почему в мире так много одаренных детей и так мало одаренных родителей.

Одаренные дети — это особые дети, и наши обычные мерки к ним никак не подходят. Но, к моему великому сожалению, почему-то именно в этой проблеме большинство педагогов и детских психологов считают себя специалистами — во всяком случае настолько, что берутся создавать школы для одаренных, развивать одаренность, консультировать одаренных, не имея специальной на это подготовки. В чем тут дело? Почему с такой легкостью не берутся за развитие олигофренов — дело уж не менее благородное и нужное? Нет, здесь всякий понимает, что нужна особая (и, надо сказать, очень серьезная) подготовка. Почему же не так с одаренными детьми? Один очень неглупый человек на мои возмущения по этому поводу заявил: «А что вы возмущаетесь? Одаренные дети — в сущности такие же, как и все другие, только лучше» А вот и нет! В чем-то они действительно лучше, а в чем-то — хуже обычных, а в чем-то и не хуже, и не лучше, а другие. Вот, слово названо — они другие. Читая эту книжку, пожалуйста, примеряйте все, что здесь скажется, к своему ребенку, относитесь скептически к самому этому словосочетанию «одаренный ребенок», критикуйте, не соглашайтесь — все, что угодно, только начните с того, что задумайтесь над тем, что я говорю. Они — другие.

Автор утверждает, что все попытки «развить» одаренность являются бессмысленными. И никакой ребенок еще не стал гениальнее после посещения кружков или специализированных школ, куда его с гордостью определяют родители. Если ребенок с детства музыкален – не факт, что музыкальная школа поможет ему стать великим композитором. Нужен индивидуальный подход: возможно, учеба на дому. А самое главное - чуткое отношение к таланту, ведь одаренные дети еще и ранимые дети.

Надо сказать, что хотя идея существования общих способностей долгое время была предметом чуть ли не «кровопролитных» споров между учеными, да и сейчас еще, стала безусловной, тем не менее, учителя, да и многие родители воспринимают ее, что называется, «сходу». Ведь учитель на своем каждодневном опыте каждый раз убеждается, что дети, как правило, бывают либо вообще «умные», «толковые», «сообразительные», «способные» (здесь в смысле именно высокого уровня способностей), либо не очень то умные, не очень-то толковые и сообразительные. И хоть полного соответствия всех способностей почти не существует, все же ученик, блистающий в истории, может быть плох в математике не столько по причине неспособности к ней, сколько в силу полного к ней пренебрежения. Идея общих способностей помогает понять то известное обстоятельство, что яркие способности редко встречаются поодиночке. Не случайны выдающиеся рисунки Пушкина. Не случайно, что, по отзывам современников, он был одним из умнейших людей своего времени, что признавал и вовсе не восторженный царь. Не случаен музыкальный и дипломатический талант Грибоедова или, из другого времени, блестящие способности историка у Ландау. Не случайно, что выдающийся спортсмен Ю. П. Власов стал хорошим писателем. С этой точки зрения и великий Леонардо, и Гете - не исключения, а наиболее яркое выражение существования именно общих способностей.

После прочтения книги у меня сложилось впечатление, что Виктория Юркевич, зав. Лаборатории и психологии одаренных детей в Московском городском психолого-педагогическом университете, побоялась дать истинное определение одаренности, ограничиваясь намеками и вопросами в пустоту, а так же туманным выражением «это – что-то еще». Одаренность – это умственная «сверх» активность, высокие познавательные способности и… что-то еще. Возможно, подразумевались выражения, не слишком подходящие формату книги – божья искра, дар небес. Что-нибудь такое «не выразимое словами».   

Попытки понять, что же делает одаренного ребенка именно одаренным, что же отличает его от обычных детей, делались, естественно, много раз. Искали различия во всем. Часто считали, что основой повышенных способностей является память. Особая, чрезвычайно развитая память и позволяет одаренному ребенку показывать чудеса, она и делает его одаренным. Разумеется, память у одаренного ребенка практически всегда превосходная, но все же дело не в ней. Оказалось, во-первых, что память большинства самых обыкновенных детей становится просто превосходной, когда они имеют дело с чем-то, что их очень интересует. К примеру, самая ленивая девочка, ничего не помнящая из того, что говорится на уроках, вдруг приобретает замечательную память, когда речь заходит, скажем, о модах из "Бурды", которая оказалась у нее в руках всего лишь на пару часов. Мальчишка-двоечник тоже прекрасно помнит любую деталь из понравившегося ему ковбойского фильма. Есть еще одно обстоятельство. Память - одна из наиболее тренируемых психических функций. И хотя приемов развития памяти великое множество, тем не менее главный

- как можно больше запоминать. Одаренные дети с большим увлечением занимаются умственной деятельностью и охотно и много запоминают. Как видим, различия в памяти между одаренными и обыкновенными детьми хотя и есть, но, очевидно, вторичны. Дело не в памяти. Главное, что объединяет всех, таких разных "вундеркиндов" , и что резко отличает их от обыкновенных детей - так называемая умственная активность.

Интересное наблюдение: самые «трудные» в обучении – это дети, обладающие  нестандартным видением, нешаблонным мышлением. Их тоже относят к одаренным. Они видят иную реальность, учителя боятся даже представить – какую. Никто не знает, что с ними делать и как воспринимать, наибольшее количество конфликтов возникает между учителями и – не хулиганами и ленивцами, а детьми, мыслящими нестандартно. Их родителям предъявляют странные претензии: ваш ребенок все время врет, переиначивает слова учителя, не желает решать задачи по указанной схеме. То есть он их все-таки решает, но по-своему. И сочинения пишет не о том. Жаль, что в школе не предусмотрена работа психологов, порою, необходимая. Только психолог может помочь установке здорового контакта между педагогом и одаренным, особенно – нестандартно мыслящим ребенком. Ведь одаренным детям очень трудно в школе.

Есть одаренность, проявляющаяся в способности к обучению, к овладению уже имеющейся культурой. Это - "школьная одаренность", не вызывающая сомнений у учителей. Как правило, она сопровождается быстротой умственной деятельности: быстрым схватыванием и усвоением, быстрым обобщением часто огромного материала. Все этим счастливчикам дается быстро, легко и весело. Увы, большинство учителей и родителей такой одаренностью и исчерпывают само представление об этом явлении. К сожалению, даже многие профессионалы-психологи до сих пор склонны зачислять в одаренные только тех, кто опережает сверстников в умственном развитии, кто обладает незаурядными способностями к обучению (особенно школьному). Такие дети действительно одарены. Но есть ведь и другие, чью одаренность никто не хочет замечать, более того, ее каждый день уничтожают и в школе, и в семье. О чем же идет речь? О самом главном качестве, о котором учителя много говорят, но мало кто из них его в своих учениках терпит, и уж совсем мало таких, кто его в своих учениках воспитывает.

Наверное в чем, автор, без сомнения – прекрасный специалист, несколько перегибает. К примеру, она рассказывает о своем посещении семьи, куда ее пригласили для помощи подростку. Там же она увидела младшего сына, трехлетнего мальчика, поразившего ее своей апатией, вот, что она пишет почти дословно: «не пытался сорвать с меня длинные серьги и кулон на цепочке». Психолог была весьма озабочена низкими познавательными способностями малыша, который только «стоял, смотрел на меня и улыбался» и настоятельно попросила родителей сводить ребенка к психоневрологу. Как-то однобоко получилось и не проницательно, этот пример из книги царапает категоричностью по отношению к ребенку, который, может быть, всего лишь хотел спать.

Людей, не любящих умственный труд, не так уж мало. И надо сказать, что диагностика умственной лени, как и любого другого качества личности, - дело весьма сложное и не имеющее арифметически простых действий. Сама по себе хорошая успеваемость школьника не может служить свидетельством интенсивной познавательной потребности. Есть немало хорошо успевающих учеников, у которых одно желание - лишь бы не получить плохой отметки. А специфическая умственная лень отличников! По наблюдениям многих учителей, некоторым отличникам свойственна своего рода "машинообразность" деятельности, когда все едино, ни к чему нет интереса, а есть тренированное умение "делать" хорошие отметки.

Еще один интересный факт: у одаренных детей наблюдается диспропорция в увлечениях, их умственная активность, посвященная какому-то одному направлению, подавляет другие интересы. Обычно, дети любят все: кататься на велосипедах, смотреть мультфильмы, одновременно поедая ириски, тут же общаются с друзьями и запускают самолетики из окна. На этом фоне одаренный ребенок выглядит немного одержимым, он как будто бы уже завоевал себе отдельное пространство в жизни и не распыляется на мелочи.

Основные жалобы мам и пап одаренных детей однообразны: не хочет гулять, не хочет развлекаться, хочет только решать задачи, читать книги, причем не развлекательные. Мама шестилетнего мальчика жалуется, что сын ночью под одеялом включает фонарик, чтобы читать серьезную книжку по биологии, которую изучают в старших классах специальных школ. Уже довольно давно у меня в практике был случай, пожалуй, наиболее ярко характеризующий это поразительное стремление к познавательной деятельности. Ко мне обратились по поводу странностей одного одаренного ребенка. Дело в том, что он, идя по улице, все время что-то шептал, чуть ли не разговаривал сам с собой. Вероятность патологий у одаренных детей несколько выше, поэтому я сначала насторожилась. Но все оказалось гораздо интереснее и, я бы сказала, нормальнее. Мальчик, кстати сказать, классический «вундеркинд» со всеми вытекающими отсюда чудесами, как оказалось, занимался на улице разработкой не больше не меньше как теории чисел. Глядя на проезжающие машины, он брал за основу номерной знак, затем полученное число возводил в куб простым перемножением, затем еще что-то делал с этим числом, например извлекал квадратный корень, с тем, чтобы вернуться к исходному числу, с которого начал. Ну, а так как по ходу дела приходилось в уме выполнять довольно сложные вычисления, он иногда что-то шептал – «Помогает удержать в голове», – объяснил он. Его никто не заставлял выполнять такие сложнейшие вычисления, да еще в уме. Ему хотелось, ему было интересно. Это и есть настоящая познавательная потребность – бескорыстная, ради интереса как такового.

В последней части книги – тесты и задачи, помогающие определить уровень одаренности. Книга легко читается, автор много рассуждает, заставляя задумываться вместе с ним. Чего не хватает книге: очень уж специфичен авторский взгляд, одаренность рассматривается сугубо с точки зрения науки - педагогической психологии. Отсюда ощущение поверхностности. Тем не менее, книжка полезная, и особенно она полезна будущим или настоящим учителям и родителям, гадающим, куда определить подающее смутные пока надежды дитя – а главное, надо ли.

Метки:
Этот материал был полезен?