Элиза Прати. Времена года

Издательство: Махаон, 2006 г.

Возраст: от 3 лет

Энциклопедии для маленьких детей «переходного» возраста нынче в большой цене. В том смысле, что их трудно найти. Есть совсем лялечные энциклопедии, где все очень просто: вот кукла, вот ботинки, вот снежинка. Когда ребенку исполняется 2-3 года, его уже не устраивают примитивные рисунки. Что-нибудь посложнее бы, поинтереснее. А нету. Все остальные энциклопедии предназначены – по уровню подачи материала – уже для пятилеток и старше. Конечно, выпускают немало развивающих пособий вроде «школы гномов», но иногда хочется купить ребенку именно энциклопедию: солидную книжку с яркими иллюстрациями.

Энциклопедия «Времена года» вышла в серии «Познакомься это…» нашего любимого издательства «Махаон». Это издательство детей любит и уважает, хорошие книжки выпускает. Книга компактная и не толстая, подходит для обучения трехлеток и старше. Иллюстрации в ней напоминают учебники природоведения советского периода. Такие же теплые, будто раскрашенные карандашами или запечатленные на фотоаппарате «Смена». На разворотах представлены городские виды – как они меняются в очередной сезон. Можно подолгу рассматривать каждый разворот и делать логические выводы: например, весной птенцы вылупились в гнезде, осенью они выбрались из гнезда и учатся летать, на зимней картинке это же гнездо будет пустовать под снежной шапкой. Соответственно сезону меняются и ландшафты, одежда на людях, их занятия. Можно познакомиться с набором одежды для каждого сезона, и узнать, чем занимаются звери и птицы в лесах, как чувствуют себя растения в горах и полях, как меняются их потребности. Есть и маленькие стишки, и экскурсы в, собственно, природоведение.

Книга сделана с любовью, ее приятно взять в руки, с ней легко работать.  Конечно, по своему стилю она предназначена для младших школьников, но все стихи, картинки и задания достаточно простые.

Осень вступила в свои права. Город окутан туманной дымкой. Дождь случит по крышам и тротуарам. Редкое солнышко больше не согревает. Листва с деревьев в парках и скверах почти облетела, а трава пожухла. Фонтаны отключили до весны. Немногие птицы, оставшиеся на зиму, кружат вокруг домов, залетают на балконы, садятся на подоконники, выпрашивая хлебные крошки, или прячутся в ветвях хвойных деревьев. За ночь лужицы затягиваются тонкой коркой льда, которая звонко хрустит под ногами, когда ты утром идешь в школу. После уроков долго гулять уже не хочется. На улице так сыро и промозгло, что хочется поскорее попасть в домашнее тепло и выпить горячего чая с печеньем или с ароматным яблочным пирогом.

 

 

Закрой глаза и попытайся представить, какую симфонию могла бы исполнить осень – то есть самые типичные для этого времени года звуки. И ты услышишь: шуршание сухих листьев, барабанную дробь дождя и града, завывание ветра между домами и в ветвях деревьев, потрескивание дров в печи, переливы школьного звонка, прощальное курлыканье улетающих на юг журавлей… И другие особенные звуки, которые связаны в твоем воображении с этим временем года.

Андрей Усачев. Жили-были ежики

Издательство: Самовар, 2007 г.

Возраст: от 3 лет.

Андрей Усачев в представлении не нуждается, а представляли мы его здесь: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=1109. Уникальность усачевского слога – в том, что его сказки понятны детям практически любого возраста. «Собачку Соню» любят и трехлетки и школьники, а истории про ежиков могли бы заинтересовать самых маленьких, но некоторые типичные для книг Усачева формулировки для «взрослых детей» подвигают эту книжку чуть дальше по возрасту.

Ежики не просто коротают время в лесу, они работают. Папа работает доктором, мама шьет на машинке, а дети, ежик Вовка и ежика Вероника помогают родителям и налаживают контакты с общественностью. Вероника периодически вредничает, а Вовка стойко сносит ее капризы. Как любой мальчишка, он вечно попадает в истории, благодаря своей любознательности. Насобирать полный мешок жуков и принести их домой, ободрать сосновую смолу и проделывать с ней различные опыты – как это типично по-мальчишески. В книге добрые яркие иллюстрации – к сожалению, не на каждой странице. И, как и во всей «самоварской» серии «сказка за сказкой» - крупный шрифт. Когда ребенок подрастет, он может учиться читать по этим же книжкам. Кроме художественной ценности сюжет имеет ценность познавательную, ребенок узнает много интересного о лесной флоре и фауне. Выражаясь конкретнее: обычно авторы книг о зверюшках приближают характеры и жизненные ситуации «под людей», адаптируют для понимания. В книжке Усачева все ближе к природе, и особенности жизни ежей, хомяков и лягушек – истинно природные, лесные.

Домой Вовка и папа притащили две полные корзины. А Вероника принесла два гриба: масленок, к которому она прилипла, и мухомор. Упрямая ежиха все-таки подобрала его на обратном пути! Дома грибы высыпали на лавку и разложили по кучкам: свинушки – жарить, рыжики – солить, маслята – мариновать, а белые и подберезовики – сушить. Папа хотел подвесить грибы на бельевую веревку, натянутую между двумя березами. Но мама сказала:

- Будем сушить старым ежиным способом. Надевайте грибы на меня!

Папа попытался ее переубедить, однако Ежиха была непреклонна:

- Так делала еще моя бабушка.

Мама вынесла из дома табуретку и уселась на солнышке. А Вовка и Вероника принялись накалывать ей на иголки грибы. Сначала мама стала похожа на елку с игрушками, а потом на грибной пенек… Некоторые соседи ее даже не узнавали.

- Везет же этим ежам, - с завистью сказал проходивший мимо Хома. – У них грибы растут возле самого дома!

А когда мама поздоровалась с Зайчихой, та перепугалась и убежала. Так мама просидела до самого вечера, пока солнце не скрылось за березами.

- Ты, наверное, устала, - сказал Вовка, снимая с нее грибы.

- Это, конечно, нелегко, - вздохнула мама, - но так грибы лучше сохнут…

Когда мама вошла в дом, от нее так вкусно пахло, что папа не удержался и поцеловал ее. А Вероника сочинила стишок:

Наша мамочка родная –

Очень вкусная, грибная!

Пахнет наша мама

Прямо как Грибама!

Ирина и Леонид Тюхтяевы. Зоки и Бада

Издательство: Азбука-Классика, 2007 г.

Возраст: от 3 лет.

Если вы мечтаете о какой-то психоделике – вы ее получите, купив ребенку книгу «Зоки и Бада». Есть психоделические вещества, они расширяют сознание. А есть подобные книжки. Кэролл, Туве Янссон, все они писали своего рода психоделику. В издательстве «Азбука» существует серия «Очень прикольная книга», в ней выпущено немало «прикольных» книг, вроде шведской «Мамы Му» или тех же Муми-троллей.

Повествование «Зоки и Бады» течет мерно и неторопливо, через пару страниц вы забудете, в каком вы месте находитесь, а через десять окончательно перестанете отождествлять себя с реальностью. Сказочное чудовище Бада, похожее на Шрэка, но куда тише и душевнее по характеру заводит себе прожорливых существ - Зоков. Зоки любят сладкое, особенно они любят мед и шоколадки, и мало о чем еще думают. Все сюжеты в книжке крутятся возле неспешных диалогов Бады с Зоками – они выясняют отношения, он пытается их воспитывать и пугать, надевая подходящие по случаю рога, они по-своему стараются его любить, подготавливая приятные сюрпризы в своем стиле. Бада может неожиданно сколотить фанерные крылья и улететь пастись на Луну, откуда он будет мрачно, но заинтересованно поглядывать на своих питомцев. А Зоки в редких промежутках между едой пытаются расширить свое сознание и заниматься такими же делами, как все нормальные сказочные существа, но получается у них все равно через мед, шоколадки и другую еду.

Диалоги героев настолько закручены и странны, что остается удивляться, что же во всем этом понимают дети. Не только понимают, но и фанатеют от Зоков и Бады с самого раннего возраста. Любят их и взрослые – «очень прикольная книга» Тюхтяевых украшает библиотеки, ее цитируют, по ней даже научные работы пишут. Это реальность ТА еще. От нее не надо удаляться, как от любого света – света от хороших детских книжек, дарящих ТО самое правильное ощущение детства.

- Вот, бада, полюбуйся,- захныкал Медов, показывая дырку в боку,- насквозь ветром продуло, все из-за твоей зарядки!

- Как бы не так, - возразил бада, взял пластырь и залепил зоку бок, а заодно и рот, чтобы он не болтал ерунду.

- Непедабодично,- пробурчал Медов, отлепляя пластырь со рта,- и вообще... как ты о нас заботишься? Забода какая-то, а не забота! У других зоки в меду купаются.

- Как вы мне надоели,- застонал бада,- лучше бы вас не было.

- А лучше нас и нет,- возразил Мю-одов. - Так что мы у тебя, бада, были, есть и будем есть, - подтвердил Медов.

- Ладно, - решил бада,- одеть вас надо, раз такое дело.

- Правильно, - одобрили зоки,- давай из тебя шубу сделаем.

- С рогами шуба выйдет,- предупредил бада.

- Ты шубу сними, а рога себе оставишь,- разъяснил Ме-одов.

- Да не снимается она,- стал оправдываться бада, - это же шкура.

- Мы от других зоков слыхали, что с бады семь шкур снять можно, - сказал Ми-одов,- а ты жадничаешь.

- Семь?! - изумился бада.- Да что я, шкаф со шкурами, что ли?

- Ну, бадочка, ну отдай хоть штуки две-три...- не отставали зоки и даже стали тянуть его за хвост, чтобы снять шубу.

- Зоки, отпустите хвост! - зарычал бада как шкура неубитого медведя и повернулся к ним рогами.

- Ну, ну, ну, - попятились они, - уж ты сразу в драку. Бог с ней, с шубой, давай шапки сделаем. Вон на тебе сколько шерсти.

- Шерсти дам, - согласился бада,- только и мне что-нибудь оставьте.

- Поровну, всем поровну, - успокоил его Ми-одов. А Ме-одов спросил:

- Ты ушами прясть можешь?

- Могу, - сказал бада и прянул ушами.

- Значит, шерсть нам спрядешь?

- Шерсть вряд ли, - с сомнением покачал головой бада, косясь на Миодова, который приготовил мел, линейку, счеты и приступил к дележу. Зок обошел баду кругом, подергал шерсть, посчитал на счетах ноги. Прибавил хвост, отнял хвост. Пересчитал пальцем зоков. Один раз, второй, третий... Когда наконец получилось десять, он со вздохом сказал:

- Видишь, нас сколько, а ты один, - взял линейку и расчертил баду на четыре части.

- А мне?! - возмутился бада.

- Тебе хвост,- ответил Ми-одов, - из кисточки знаешь, какой теплый помпон выйдет. Бада пошевелил хвостом, хлопнул будущим помпоном муху и смирился.

Метки:
Этот материал был полезен?