Авторы: Е.Л.Иванова, Н.А.Гусева

Издательство: Азбука-классика, 2008 г.

Ох, уж этот детский сад! Дети такие разные, а проблемы, возникающие с началом адаптации к детскому саду, как будто одни и те же. Плач при расставании с мамой, плач в группе, наличие «детей-хулиганов», обижающих дитя – и болячки, преследующие ребенка в первые месяцы. У кого-то адаптация проходит почти незаметно, а кому-то достается по полной программе.

Сложное время привыкания малыша к детскому саду принято делить на три этапа:

- Первый этап начинается, когда ребенок приходит в детский сад, и продолжается около двух месяцев. В это время от ребенка требуется безусловное принятие правил жизни в детском саду. И главное из них: делай то, что тебе говорят.

- Когда правила почти усвоены, наступает второй этап адаптации. Малыш начинает понимать, что в детском саду он может удовлетворять не только свои потребности в еде, безопасности, сне, он также может играть, общаться с другими детьми и взрослыми, реализовывать интересы в музыкальном, трудовом и речевом развитии.

- И наконец, на последнем этапе ребенок начинает творчески развиваться внутри заданных образовательным учреждением правил. Сам придумывает игры, выбирает, что именно ему интересно в той или иной деятельности: какой вид конструирования, художественного творчества (аппликация, рисование, лепка и т.д.).

Наиболее сложный и даже опасный с точки зрения возможной психологической травмы – первый этап. Он требует напряжения всех адаптивных возможностей маленького человека.

Книга профессиональных психологов начинается с азов: что такое чувство стабильности, и почему ребенок-двухлетка придает ему большое значение в своей жизни. Приводится забавный пример, наверняка знакомый всем мамам: повторяющиеся вопросы. «Где папа?» - «На работе». Через пять минут: «А где папа?» - «На работе, я же сказала!», раздраженно парирует мама. Но через минуту вопрос будет тот же, а ответ еще более раздраженный… Зачем дети так часто повторяют одно и то же? Это и есть подкрепление чувства стабильности. Защищенности, предсказуемости мира. Сначала ему было хорошо в животе у мамы. Потом ему было хорошо и спокойно у нее на руках возле груди. А потом… все? Ну, уж нет. Психологи называют возраст до трех лет неудачным для поступления в детский садик. Слишком велико еще желание ребенка чувствовать защиту. Слишком рано для социализации, как деструктивного события, меняющего жизнь.

Настроение ребенка определяется настроением окружающих его людей. В подготовительный период важно помнить: если мама начинает озвучивать свое беспокойство, она закладывает тем самым в сознание ребенка негативный образ. Переживая за ребенка, мама восклицает: «Почему ты не ешь сам? Вот отдам тебя в детский сад, останешься голодным – никто кормить тебя там не будет! Тогда живо возьмешься за ложку!», «Убирай игрушки сам! Вот пойдешь в детский сад, там тебе спуску не дадут». Каждый из взрослых членов семьи пытается найти свой способ справиться с внутренним напряжением. Охваченные тревогой родственники начинают собирать всевозможные факты, сплетни и слухи о том, какие опасности могут подстерегать ребенка в детском саду. Между тем ребенку может транслироваться совершенно иной настрой родственников: «Детский сад – это школа жизни, все туда ходили. Да, возможно, тебе там придется трудно, но другого способа нет».

В книге охвачены все вопросы, возникающие у родителей при выборе детского сада. Сначала идет подробный разбор возрастных особенностей детей в 2, 3-4 и 5 лет. Чего ждет ребенок от мира в определенном возрасте, что он должен уметь, в чем ему помочь, какие навыки желательно закрепить и каким образом. Далее о непосредственном выборе ДОУ: муниципальные, ведомственные и частные садики, их плюсы и минусы. На что обратить внимание, какие вопросы задать. Какие обязанности существуют у персонала ДОУ: от заведующей до нянечек, за что они несут ответственность. Много мелких практических советов: как предотвращать конфликты со сверстниками, как разыгрывать дома ситуации, наиболее часто возникающие в садике.

Узнать, что ребенок обижает других детей, заметить, как неожиданно он изменился и стал агрессивным: кусает и бьет других – сюрприз не из приятных. С подобными ситуациями сталкиваются многие родители. Почему ребенок начал кусаться? Причин может быть несколько.

Ребенок переживает сильный стресс. Сейчас ваш сын привыкает к новому для него образу жизни. Смена образа жизни – это стресс. В ситуации стресса одни дети плачут, замыкаются в себе, другие становятся неуправляемыми, агрессивными. В любом случае изменения в поведении ребенка служат призывом о помощи.

Ребенок охраняет «свою территорию». В 2-2,5 года малыш считает себя центром Вселенной. Из этого следует: «Все, что есть вокруг меня, привлекает меня, должно безраздельно принадлежать мне» (а кому же еще?). В детском саду ваш сын столкнулся с новой для себя ситуацией – есть не только он и помогающие ему взрослые, но и другие дети. Для малыша потребность в заботе со стороны «своего взрослого» - одна из ключевых, и в большой группе детского сада именно эту потребность труднее всего реализовать. Приходится бороться за «свою воспитательницу», а еще за игрушки, книжки, возможность побыть одному или в приятной компании. Эта ситуация ставит ребенка перед необходимостью постоянно быть начеку: вдруг кто-то отнимет что-то необходимое? «Лучшая защита – нападение», - может подумать ребенок, обнаружив, что укусить конкурента – верный способ избавиться от него и к тому же привлечь внимание воспитателя.

Например, интересный совет в рамках знакомства с детским садом: походить по нему с ребенком «черепашьими шагами». Это подойдет детям тревожным, стеснительным. Для них очень важна неторопливость в изучении нового места, этим и предлагают заняться: медленно и последовательно изучить всю группу от раздевалки до туалета. А вот, какой «приемчик» предлагают использовать для мягкой разлуки.

«Ключ от квартиры». Собираясь в детский сад в первый день, возьмите какой-нибудь старый ключ, положите его ребенку в руку и скажите, что вы не сможете без ребенка (у которого ключ от квартиры) попасть домой. Это очень мощный успокаивающий прием. Для ребенка мучительны мысли о том, что его забудут в детском саду. С ключом он обретает уверенность, что этого не случится. Забрав малыша из детского сада и подойдя к квартире, не забудьте попросить ключ и сделать вид, что вы именно им открываете дверь. Передача ключа ребенку каждое утро станет чем-то вроде ритуала, режимным моментом, гарантирующим безопасность.

Очень ценный совет – научить ребенка концентрироваться на своих ощущениях. Это поможет ему «слышать» сигналы своего тела и вовремя докладывать о проблемах. Важно, чтобы диалог об ощущениях проходил в позитивной манере, ведь дети легко перенимают тревожный тон. Не «ты плохо себя чувствуешь, у тебя что-то болит, ты мерзнешь?», а «животик пустой или сытый? Тяжелый или легкий? Носик холодный или теплый!», и так далее. Все в форме игры и без упора на негатив. Известно, что большинство детей заболевают не от реальных вирусов и бактерий, а от излишней тревоги родителей за самочувствие этих самых вирусов и бактерий. Столько внимания к возможной болезни, столько почестей – ну, как не заболеть-то!

Книга небольшая, в ней все «по верхам», но схвачено главное: нужно постоянно выводить ребенка на диалог, учить проговаривать свои мысли. Например, «проговаривать» драки. Когда малыш озвучивает свои желания, ему многие из них перестают казаться интересными – вроде систематических нападений на понравившуюся жертву. Безусловно, это ценное пособие для всех, кто еще подбирает садик или проходит первые этапы адаптации. Но если ребенок уже давно ходит в детсад и у него какие-то проблемы возникают – в этом случае нужны другие книги, более специфические и глубокие.

Метки:
Этот материал был полезен?