Почти у каждого из нас в жизни наступит тот волнующий момент,  когда Ваш собственный ребенок в первый раз пойдет в школу... Кажется, совсем недавно он был крохотным свертком в руках счастливого папашки. Плакал, пачкал пеленки, улыбался беззубым ртом... А теперь ему уже пора покупать букварь и ранец! Давайте вместе вспомним, как это было... Давайте будем вместе наблюдать, как это будет. Итак... 

"7 лет мне исполнилось еще в марте... До так называемого "выпускного" в детском садике еще далеко, но разговоры о школе активно муссирутся среди воспиток и наиболее продвинутых детей в так называемой "подготовительной группе". На утренниках активно разучиваются слова песни "Первоклашка, первоклассник", "Школьные годы чудесные" и т.п.

Мне повезло, садик у меня был прямо за домом. Во-первых недалеко идти домой, во-вторых, дополняет очков среди сверстников. Во время какого-нибудь спора, когда кончаются все контраргументы, всегда можно важно ткнув пальцем, сказать: а зато вон мой дом! ну что-то типа "А из нашего окна Площадь Красная видна, а из вашего окошка только улица немножко!"...

По идее, планировалось, что и будущая школа будет почти рядом с домом – нынешняя гимназия №116, там где вот уже 6 лет отучился старший брат… Однако, мама решила, что модная по тем временам английская №2 будет куда гламурнее. Это сейчас дети ходят на подготовительные курсы чуть ли не за 2 года. Тогда все было проще и сложнее одновременно. Естественно, требования в пафосной двойке были куда жестче, чем в обычной дворовой школе. Особенно сложно было с английским. Со мной занималась мамина коллега, которая закончила пединститут. Особенно трудно мне давались межзубные «z» и «s» и носовая «n». Ясен пень, в садике таким тонкостям нас не обучали. Вся подготовка к школе сводилась к разучиванию стихов и рисунков на тему «1 сентября».

Самым радостным дошкольным воспоминанием была, конечно, покупка школьной формы и ранца. Как сейчас помню этот ярко-красный артефакт из кожзама с чудесными многочисленными отделениями, рисунком на спинке и ярко-желтым замочком, которым было так приятно щелкать туда-сюда. К ранцу полагались канцтовары…

Я думаю, что у многих нынешних взрослых фанатов канцтоваров, которые готовы скупать  различные ручки, фломзики, ластики и блокнотеги пачками, эта мания берет свое начало именно в чудесных детских воспоминаниях. Когда, затаив дыхание, ты с восторгом разглядывал, а главное щупал яркий пенал, в сотый раз перебирая в нем карандаши и ручки подобно тому, как скупец с дрожью в пальцах перебирает свои богатства… Чудесный запах новой резинки будоражил твое воображение. Цветная бумага казалась разноцветным волшебным миром, полным новых красок и впечатлений. Новой ручкой хотелось что-то черкать постоянно… Даже запах силикатового клея или, сладковатый - клеящего карандаша, напоминал изысканные ароматы и обещал новые приключения в неизведанной стране Знаний.

Особой строкой шла форма. В обычной жизни я с розового детства предпочитала брюки, всеми фибрами души ненавидя все эти платьишки, рюшечки и прочую женскую мутатень… Однако школьная форма меня покорила…

Она не была одеждой в полном смысле этого слова, она придавала мне статус… И этот статус меня манил до такой степени, что я готова была терпеть и платье и фартук. Сама форма была коричневая и, кажется, из сукна. Порой сукно противно покалывало и вообще в нем, особенно летом, было жарковато. Тут конечно напрашиваются всякие неприличные ассоциации по цвету, но оставим их другим… Еще на юбочной части формы были складки. От долгого сидения  даже на мягких детских попках они противно сминались и их приходилось гладить с укусусом. Еще со временем они начинали лосниться и выглядело это так, как будто девичьей попой полировали сиденье парты. 

Особо смешными были именно фартуки – белый и черный. Белый предназначался для торжественных случаев, черный для обыденной школьной жизни. Они напоминали мне мамин кухонный фартук и это несколько снижало торжественность от обряда надевания формы… Но самой засадой были подворотнички и манжеты. Поскольку они были белыми, понятно, что их постоянно надо было менять. А для этого отпарывать и пришивать снова. Подозреваю, что это был спецзаказ советскому Минобразования от Министерства культуры с целью овладевания будущими советскими женщинами и матерьми навыками кроя и шитья с самого детства.

И, конечно же, колготки. Тогда это были еще традиционные советские колготки, которые постоянно сморщивались на коленках и выглядели как нечто, пожеванное коровой и выплюнутое за недостатком вкуса. Цвет колготок зависел от ассортимента ближайшего детского мира, но обычно заботливые мамы старались подбирать их более менее в тон. В зимнее время поверх колготок приличные девушки были обязаны надевать еще одно чудо-произведение чулочно-носочной советской промышленности – гамаши. Гамаши по сути были теми же самыми колготками, но поплотнее. Поэтому они ровно также сморщивались и сползали к коленкам. Еще их было неудобно и неприлично переодевать, потому что для этого приходилось задирать подол формы, ибо беспокоящиеся о будущей репродуктивной функции своих дщерей мамы натягивали их чуть ли не до ушей.

Ну и тем счастливицам (или смотря как посмотреть на это дело), у которых были длинные волосы, полагались банты. Банты обычно были трех цветов: черные, коричневые и праздничные белые. Банты делались так: в магазине тканей покупалась лента (подобно тем, что скупались еще в детском саду для проведения различных культурно-массовых мероприятий), обрезалась нужной длины и края опаливались либо на газовой плите либо спичками.

Так примерно и выглядел среднестатистический портрет и гардероб Человека, который собирался в школу. Психологически его начали обрабатывать еще в детском саду и дома, периодически напоминая что-то типа: «Ай-ай-ай, тебе уже через 2 недели в школу, а ты ведешь себя как маленький!». Или: «Признавайтесь, дети, кто съел все конфеты? В школе не любят обманщиков!». Или: «Вот пойдешь в школу, там тебе никто не будет штаны подтягивать и сопли вытирать. Ну-ка, где твой носовой платок?».

Тем не менее, Школа представлялась этаким Храмом науки, попасть в который было мечтой и свидетельствовало о некой твоей человеческой и социальной значимости. Оправдались ли эти надежды, узнаем позже…"

(продолжение следует...)

 

 

 

 

Метки:
Этот материал был полезен?