Первые уроки труда в начальной школе… Именно в начальной, где весь класс сидит вместе и нет разделения на мальчиков и девочек. Причем, в то время, как мальчики якобы занимаются настоящим «мужским «трудом, а на самом деле строгают очередного Буратину под предводительством вечно бухого трудовика, девочки строгают салатики на уроке не «труда», а домоводства, чтобы потом этим самым салатиком накормить мальчиков. Так девочек с детства готовят к роли истинной советской женщины – матери и хозяюшки.

Нет, до этого времени еще далеко. Ну а пока весь класс вместе. И урок называется «труды». Именно так, во множественном числе. Труды. Видимо их несколько. Ну, про пуговицы мы уже писали. Еще вспоминаются зайцы. В смысле мягкая игрушка системы «заяц». Подразумевается, что каждый ученик должен сшить своего зайца независимо от пола и вероисповедания. Естественно, что заяц шьется в несколько этапов. Поэтому созданию этой твари посвящено аж несколько уроков труда. Для этого велено принести из дома белую хлопчатобумажную ткань, вату и, конечно же, иголки с нитками. Тоже, разумеется, белые.

Заяц состоит из нескольких запчастей. Самая засада в том, что когда уже запчасть набита ватой, ее надо аккуратно зашить, соединив края особым потайным стежком. Эта фигура высшего пилотажа доступна только моей маме. К слову сказать, с детства я не отличаюсь любовью к вышиванию на пяльцах, изготовлению одежек для кукол и прочей милой девичьему сердцу дребедени. Хотя, признаюсь, в классе у нас были и настоящие девочки. Которые шили этого треклятого зайца сами. Своими пусть неумелыми, но прилежными руками. И даже пара мальчиков тоже шили. Остальным мальчикам и мне это делали мамы. Дома, вечером, после тяжелого трудового дня…

Нет, конечно же, на уроке мы изображали бурную деятельность, кололи себе пальцы иголками и получали свои законные оценки. Особенно хорошо, помню, мне удавалось набить ватой ту или иную деталь. Самая хитрость тут была, как в анекдоте про еврея и заварку: главное было не жалеть вату. Иначе та или иная запчасть выглядела так, словно бедный заяц всю жизнь провел на островке не жрамши, в ожидании деда Мазая… Плотно же набитый ватой заяц выглядел здоровым и упитанным – ну прямо-таки прадедушка современного Кроша из «Смешариков»! 

Еще на уроках труда мы занимаемся чеканкой. Чеканка – это жесть! В полном смысле этого слова. Для чеканки нужно всего-навсего шариковая ручка, кусок картона и плотная фольга. Фольгой плотно оборачиваем картон с одной стороны и потом шариковой ручкой (лучше непишущей)  путем нанесения точечных ударов создаем рисунок, какой угодно душе. Вообще с фольгой надо было быть поаккуратнее. Она, собака, рвалась от усердия и вся чеканка шла коту под хвост. Мне лично папа с завода тырил какие тонкие листы жести. Буквально толщиной с альбомный лист. Вот на ней выдавливать рисунок было одно удовольствие. Да и цвет она имела благородный медный, в отличие от пошлой серебряной фольги.

Как правило, чеканку изготавливали к праздничным датам. Например, к 23 февраля. Тогда на ней изображалась голова красноармейца в буденновке, сверху летел самолет и шла витиеватая надпись: 23 ФЕВРАЛЯ. Или: «С ПРАЗДНИКОМ!». А основной текст писался шариковой ручкой на обратной стороне нетленного произведения. Подозреваю, что к концу начальной школы у моего папы и брата скопилась отличная коллекция одинаковых по смыслу и содержанию чеканок.

К 8 марта обычно делалась аппликация. Она представляла собой самодельную открытку с букетом цветов с красиво отогнутыми бумажными лепестками. Как вариант – художественно расписанная бумажная прихватка. Или просто цветок из бумаги – вариации на тему неведомого тогда нам оригами. Словом, что-то такое женственное или полезное в хозяйстве.

А к чему, собственно говоря,  делались все эти поделки? Ну, во-первых, чтобы привить детям право не только на отдых, но и на труд. А во-вторых… Было у нас в школе в культмассовом секторе такое понятие как «ярмарка труда». Такое вот социокультурное явление.

Выглядело это так: назначался особый день. И надо было принести любые свои поделки. Вышивку, рисунок, поделку из дерева, что-то испеченное собственными руками – вобщем все, что подсказывала вам ваша больная творческая фантазия. Тут каждый мог показать, на что он способен в этой жизни – выпиливать лобзиком, выжигать по дереву, готовить или вышивать козликом… Ну а у кого руки росли не из того места, тупо приносили очередное изделие с уроков труда. Поэтому иногда на импровизированных партах-развалах можно было наблюдать по несколько криво сшитых зайцев или одинаково заточенных чеканок.

В этот светлый день на большой перемене специально обученные люди (как правило, сами же школьники) продавали всю эту байду своим же сотоварищам. К сожалению, я не помню сейчас принципы ценообразования в этой рыночной структуре, но в общем, за вполне приемлемые деньги можно было отхватить себе какую-нибудь ненужную в хозяйстве вещь или просто поесть домашнего печеньица. Поскольку в этом деле фигурировали явные товарно-денежные отношения, можно считать, что по тем временам таким образом советским детям подпольно прививали навыки рыночной экономики.

Мероприятие сие было обязательным. Кто не приносил ничего, получал двойку по трудам или даже по ИЗО и, естественно, замечание в дневник. Их наказывали и предавали анафеме. Один раз сей казус приключился и со мной. Не записав задание в дневник, я благополучно про него забыла. И в то время как мои одноклассники наслаждались покупкой всякой дряни, я любовалась на «кол» по ИЗО, «двойку» по трудам, и по поведению «неуд» в своем дневнике.

И тогда и сейчас мне кажется это слишком суровой карой. Наверное, я не тщеславна…

 

 

Метки:
Этот материал был полезен?