И снова здравствуйте, мои маленькие любители природы! Сегодня мы с вами будем вспоминать уроки природоведения. В те далекие времена, когда слово «биология» было для вас лишь набором букв, а учебник по анатомии, стыренный у старшего брата, считался чем-то вроде современной порнушки, приобщиться к природе в начальных классах можно было посредством уроков природоведения.

 

 

Только вслушайтесь в это волшебное слово – ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. Очевидно в Министерстве  образования подразумевалось, что пылкие сердца юннатов будут биться сильнее от осознания того, что они (сердца) отныне вправе «ведать природой». Что там Бианки и Пришвин с их слюнявыми рассказами! Отныне ты сам – творец и повелитель самой Природы. Звучит гордо! Настоящий юннат просто обязан был вести так называемый «Календарь природы». Самыми важными сведениями в этом календаре было ежедневные отметки о состоянии погоды и направлении ветра.

Как сейчас помню, проснувшись поутру, первым делом смотришь в окно. Потом открываешь свой календарь природы и либо закрашиваешь половинку круга, либо нет. Незакрашенный кружочек сообщал нам о том, что за окном ясная погода. Если на улице до кучи светило солнце, оно также схематически отмечалось на календаре. Наполовину закрашенный кружок обозначал облачность. Состояние типа «пасмурно» обозначалось, если мне не изменяет память, полностью  заштрихованным кружком. Что характерно, в системе координат календаря природы не было полностью закрашенного кружка. Очевидно, он приберегался для обозначения такого рода явлений как полное затмение солнца или, например, Апокалипсис.

Еще в календаре обязательно отмечалось направление ветра. Стрелкой. Определить направление ветра можно было двумя способами. Способ первый. Послушать радио «Маяк» до сигналов точного времени или дождаться прогноза погоды после программы «Время»… Второй способ был более трудоемким. Необходимо было, как минимум, одеться, взять компас  и выйти на улицу. Кроме этого необходимо было обладать стратегическим запасом слюны. На улице было нужно, изящно послюнявив указательный палец, подставить его ветру строго вертикально. И почувствовав, с  какой именно стороны пальцу будет холодно, срочно замерить эту сторону компасом.

Также в календаре отмечались осадки при их наличии. Несколькими синими каплями (похоже на современную рекламу прокладок и памперсов!) изображался дождь, а снежинка, соответственно, играла роль снега.

Особой графой в календаре природы было описание различных природовенческих опытов. Ну знаете, что-то типа, прорастить лук у себя на подоконнике. Или фасоль в марлечке. И вот каждый день ты должен был писать в своем календаре отчоты.

Типа:

«День 1. Посадили семечку. Полили. Видимых изменений нет

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

День 7. Марлечка начинает потихоньку гнить. Мама сказала, что убирать не надо – копра это отличное удобрение.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

День 13. В квартире стоит ужасный запах. Папа сказал, что к черту эти опыты и он немедленно выбросит эту дрянь в окно.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

День 18. Поменяли марлечку и фасолину. Очевидно, предыдущая была неурожайная.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

День 25. Наконец-то проклюнулся зеленый росток! Опыт удался!»

Ну вот что-то в этом роде…

В любой уважающей себя советской школе был живой уголок. Наша же школа не сказать чтобы не уважала традиции советского животноводства, однако в силу компактности здания и отсутствия свободных помещений, просто не имела физической возможности приютить под своей сенью пару- тройку кроликов, попугайчиков и непременный атрибут всех живых уголков – ежа. Поэтому наблюдать за живой природой мы были вынуждены дома.

Задание в календаре природы звучало следующим образом: «Найди какое-либо домашнее животное и понаблюдай за ним. Опиши его повадки. Чем оно питается, какой у него режим? Нарисуй это животное». Ладно, если таковое животное дома имелось. А что было делать тем бедным детишкам, родители которых явно ни разу не жертвовали копеечку в WWF? Им приходилось либо тупо списывать у однокашников, изменяя, скажем имя  Бобик на Шарик, либо получать несправедливые «двойки». Помнится один умный мальчик у нас в классе  в своем календаре природы реально описал тараканов. И получил «5» за находчивость и «2» за само задание :)

Ну и наконец, последние приятные воспоминания об уроках природоведения – это так называемые «выездные» уроки. На таких урок весь класс скопом выгуливался в парке дворца молодежи и тупо собирал листья, ветки, шишки и желуди для гербариев и уроков труда. Такие уроки приносили особую радость детям. Вместо того, чтобы сидеть в пыльном классе можно было дышать свежим воздухом, прятаться в кустах, валяться в куче листьев и опять таки собирать листья, ветки, шишки и желуди. А уж что там при этом рассказывает учитель, вобщем-то и неважно! Свобода!

 

 

Берегите природу! До новых встреч!

Метки:
Этот материал был полезен?