Сегодня, мои маленькие любители прекрасного, мы будем вспоминать с вами уроки ИЗО. Будем вспоминать об этом волшебном предмете, в названии которого незыблемо прописаны три заглавные буквы. Зачатки ИЗО мы получали на уроках труда в начальной школе. Пока наши художественные способности активно развивались под присмотром классного руководителя, наше художественное самосознание вовсю готовилось к переходу на следующий уровень – к урокам ИЗО…

Раньше альбом для рисования  требовался только для уроков внеклассного чтения. Ну помните была такая фишка – типа читаешь книгу, а потом рисуешь иллюстрацию к прочитанному.  Не перессказ, нет, а именно иллюстрацию. При том, при всем, что не все дети метили в живописцы, а некоторые рисовали на уровне мастеров наскальной живописи.

Видимо, на тот момент в стране остро стоял дефицит художников-иллюстраторов и в Министерство образования была заслана правительственная депеша с ЦУ. Как бы то ни было, бедные дети были вынуждены оформлять свои впечатления от прочитанного в художественном виде. А чтобы училка примерно представляла себе, что именно изображено на картинке, ее нужно было подписывать с указанием автора и названия произведения.

Меня всегда интересовал вопрос, каким образом учитель оценивал эти работы? Очевидно, учитывался целый ряд факторов. С одной стороны, картина могла быть выполнена достаточно профессионально с художественной точки зрения (особенно, если к творчеству прикладывали руку старшие члены семьи, не обделенные талантом к изобразительному искусству!), однако, с другой стороны, она могла никак не раскрыть  сущность произведения. Так, например, изображение одинокой березки с голыми ветками никак не раскрывало сущность целого леса из рассказов Бианки.

Размяв свое перо и фломастеры в альбоме для внеклассного чтения, советский школьник был готов к серьезной живописи. В качестве первой серьезной работы, естественно, фигурировал натюрморт.  В качестве объектов натюрморта выступали, как это принято, фрукты и овощи из воска. В худшем случае – из пластмассы. И каждый фрукт или овощ имел характерную особенность – следы зубов множества поколений юных художников. И хотя все дети уже достаточно взрослые, чтобы понимать, что овощи и фрукты ненастоящие, соблазн куснуть и убедиться на личном опыте побеждает здравый смысл.  

Как щас помню, в качестве моего первого натюрморта фигурировали тушки огурца и помидора. Причем принести их нужно было в свежем, так сказать, виде, из дома. Тем самым было нарушено единое композиционное пространство нашего класса, ибо самым забавным в оценке работ по натюрморту, я считаю, это сравнивать то, как разные люди видят один и тот же предмет. На сей раз эксперимент был сорван, потому что все, естественно, принесли томаты и огурцы разной формы и конструкции. Как говорится, кто брал для салата, кто для себя… Главное было еще правильно расположить томат и огурец в пространстве относительно друг друга и в правильном световом ракурсе…

Другим ярким воспоминанием с уроков ИЗО – это папье-маше. Кто придумал это издевательство, до сих пор неясно. Видимо, в стране также остро не хватало художников-изготовителей кукол… Для создания полноценного папье-маше необходимо было пройти несколько стадий подготовки.

На первом этапе нужно было сварить клейстер. Сварить клейстер это - дело непростое. Надо было правильно рассчитать пропорции воды и крахмала. Обычно клейстер получался либо очень жидким, либо с противными комочками. Поэтому после того, как в доме кончался крахмал, а вся кухня была загажена испачканными кастрюлями, на кухню врывалась мама и быстро варила клейстер искомой консистенции.

Второй этап подразумевал собой поиск натуры. Оптимальной моделью для папье-маше была какая-нибудь пластмассовая игрушка без особых выпуклостей и впуклостей. Причем надо было учитывать, что данный предмет в ближайшее время никому не понадобится, поскольку его участие в проекте подразумевало полную занятость на несколько дней.

На третьем этапе готовим газеты. Много газет! Подразумевалось, что любая уважающая себя советская семья живо интересуется печатным органом и выписывает массу свежей и полезной прессы. Так вот эту самую прессу после прочтения необходимо было уничтожить. Поскольку специальные машинки для уничтожения документов тогда еще не были в свободном доступе, то газеты тупо рвали руками на мелкие кусочки. Кусочков должно было быть очень! много.

Моей первой моделью для папье-маше был розовый пластмассовый зайчик. Так вот, берем, значит, тушку зайчика и обмазываем его клейстером. Далее на клейстер кусочками накладываем газету методом нахлыста. До тех пор, пока розовое тельце зайчега не скроется под печатным словом. Далее делаем второй слой. Потом третий. Потом… Вобщем до тех пор, пока не кончатся рваные газеты. Но не увлекайтесь слишком!  Далее оставляем мумифицированное тельце зайчика в теплом и сухом месте и ждем, когда газета и клейстер схватятся намертво.

Предпоследний этап самый опасный! Острым ножом разрезаем фигурку зайчика таким образом, чтобы получились две равные бумажные половинки. Здесь главное не увлечься и не расчленить оригинал. Далее соединяем две половинки с помощью клея.

Ну и последний этап -  раскрашиваем получившуюся фигурку по технологии хохломской росписи. Для этого ставим перед собой исходник и прорисовываем все детали. В идале должен получится клон вашей модели. Полученные фигурки могут быть использованы как деталь декора, для украшения интерьера ваших престарелых родственников или, если исхитриться и проткнуть где-либо незаметное отверстие и вставить туда нитку – в качестве елочной игрушки… А можно понаделать их несколько и устроить представление кукольного театра...

Желаем вам творческих узбеков, мои маленькие любители прекрасного и до новых встреч!

Метки:
Этот материал был полезен?