Помните, что в школе, помимо традиционной формы отчетности в виде нудных ежедневных домашних заданий были особо изощренные пытки в форме работ, выполняемых в классе... В  высоких духовных сферах русского языка и литературы к ним относились изложение, диктант и сочинение...

Диктанты были самым скучным времяпровождением... Помните это, проговариваемое нудным размеренным голосом училки по слогам, набившее оскомину: «Наступила зима... точка... землю накрыло белым пушистым одеялом... белым пушистым одеялом... точка... пусто и холодно в лесу... точка... лишь одинокий заяц-русак... Петренко, не вертись! ... повторю... заяц-русак... торопливо снует меж сосенок... точка...».

Если русичка была добрая, она старалась голосом выделять верное правонаписание сложных слов и запятые интонацией... В противном случае оставалось полагатьсz на свою врожденную грамотность или отсутствие оной... Опять же всегда оставался вариант списать у соседки (соседа).

Другое дело - изложение. Здесь списать было гораздо сложнее. Горе тому, кто обладал плохо развитой слуховой памятью. Прочитанный пусть даже несколько раз текст начисто ускользал от восприятия. Дай бог, чтобы в памяти остались хоть ключевые моменты - из серии кто, с кем, когда и что делали. С деталями было совсем глухо. И почему-то их красочное додумывание отнюдь не приветствовалось...

Другое дело - сочинение. Здесь вы были вольны сочинять все, что вашей душе угодно. Полный простор для творчества. Опять же, если тема была более-менее адекватной. А то понапишут на доске вроде бы пять тем и все, как назло, по произведениям, которые ты не читал, либо читал, но нифига не помнишь... В этом случае всегда спасало так называемое «сочинение на свободную тему»... Настоящее подспорье для истинных графоманов и любителей попереливать из пустого в порожнее...

Самым хитовым сочинением всех времен и народов было сочинение на тему «Как я провел лето». Наверное, такое сочинение в своей жизни хоть раз писал каждый из нас. А некоторым повезло писать его каждый учебный год. Особого рода счастливчикам выпадало писать его аккурат первого сентября, если на этот день в школьном расписании значился урок русского языка и литературы...

На самом деле учителю было глубоко по барабану, как ты провел свое лето... Ему (то есть ей) просто тупо хотелось отдохнуть и не заморачиваться в первый же учебный день объяснением нудных орфографических правил. И под эгидой проверки твоих прошлогодних знаний («а ну ка, дети, посмотрим, все ли вы забыли за лето?») и живым псевдоинтересом к твоей внешкольной жизни («Всему классу и мне очень интересно, где вы побывали этим летом!») она торжественным голосом объявляла: «А сегодня дети мы всем классом пишем сочинение на тему «Как я провел лето!»...

Самая засада в том, что обычно за сочинение ставили две оценки — за содержание, и за грамотность. И если ты написал отличное сочинение по смыслу, не факт, что ты написал его без ошибок...

Особого рода педагогическим изощрением были различные формы работ. Они подразделялись на «проверочные», «самостоятельные» и «контрольные» работы. Отличия среди этих видов работ были небольшими и в большинстве своем были связаны с объемом. Если проверочная работы была рассчитана на 15-20 минут, то хорошая самостоятельная или контрольная занимала весь урок. Самая засада во всех этих работах были варианты. Традиционно первый вариант начинался с крайнего ряда  у окна. Далее второй вариант и так далее по очереди. Списать у своего варианта было трудно, но можно... Поэтому особо опытные и не ленивые учителя давали по три варианта. Возможность списать стремилась при этом к нулю, но при этом самим учителям прибавлялось работы по проверке...

Самые догадливые пытались писать не свой вариант, тупо списывая у соседа, но это годилось только для случаев с учителями с плохой памятью... Вообще для подсказок и списываний в ход шли различные ухищрения.

Во-первых, конечно, записки... Эти летающие по классу белые голуби надежды, либо украдкой передаваемые за спиной комочки бумаги... Согласно школьному этикету при обнаружении училкой записки застуканный на месте разведчик должен был ее съесть. Накрайняк порвать... Но на такую наглость отваживались немногие бойцы. Исходя из размеров записки и качества бумаги ее просто было тупо трудно проглотить без воды... Для девочек же это было вообще неэстетично, давясь, жевать комок бумаги... Поэтому улика покорно отдавалась в руки правосудия и уж в зависимости от его (правосудия) настроения и степени порядочности, записка либо уничтожалась прилюдно, либо прочитывалась и путем графологической экспертизы ее автор оставался после уроков для выяснения дальнейших отношений...

Во-вторых, азбука по типу азбуки глухонемых. Для каждой буквы был придуман свой способ изображения с помощью жестов. Такой способ передачи был безусловно информативен, но был очень  затратен по времени и требовал крайней осторожности. Потому что сидеть на уроке, размахивая руками и отсаватьяс при этом незамеченным было практически невозможно.

Самым популярным после проведения контрольных работ  времяпровождением было сравнивание ответов. Весь класс делился на группы согласно своим вариантом и громко выкрикивая свои ответы, либо окончательно разочаровывался в своих умственных способностях, либо оглашал окрестности радостными криками. Равнение обычно шло на отличников, но случалось и так, что и эти небожители ошибались, и тогда при раздаче проверенных тетрадок некоторые были приятно удивлены...

И все же, как бы мы ни любили их в детстве, именно благодаря этим работам мы научились грамотно излагать свои мысли, концентрироваться и выбирать правильные варианты решения...

Метки:
Этот материал был полезен?