Как часто можно слышать фразу: «Ради ребёнка», но всегда ли данная жертва оправдана?

Честны ли мы перед собой говоря так?

Нет ли здесь скрытого страха взрослых перед глобальными переменами?

 

Официальная часть выпускного позади. Аттестаты получены, поздравительные речи учителей и родителей произнесены, девчонки перестали изображать важных гусынь, горделиво демонстрируя шикарные вечерние платья, мальчишки оставили пиджаки на спинках кресел, количество вкусностей на столах поубавилось, громко играет музыка, вчерашние школьники, как модно сейчас говорить, отрываются. Ди-джей, оказался такой зажигалкой, что молодёжь танцует, совсем не чувствуя усталости. А ещё в атмосфере кафе царит глубокий всеобщий выдох. Завтра ребята начнут переживать о поступлении в вузы, родители об их дальнейшей судьбе, а сегодня  жирная черта под таким значительным для тех и других периодом, как школьные годы.

Одна из мамочек берёт свой вновь наполненный вином бокал и спрашивает разрешение присесть рядом.  Наши мальчики не были друзьями, но иногда по-товарищески общались, так что мы немного знаем друг-друга.

- Ну, вот и всё, конец всему, - очень трагично произнесла она.

- За концом всегда бывает начало, - не поддержала я пессимистический настрой.

- Да, но иногда бывает полный конец, - категорично и безапелляционно заявила моя собеседница.

Понимая, что превращать вечер в диспут нет никакого смысла, я наполнила свой бокал и мягко так прояснила:

- Говорят, что и после смерти конца не бывает, а вы, Алла, решили сегодня философствовать о глобальном!

Алла отпила глоток, поправила причёску, и с нескрываемым волнением сказала:

- Я всё отдала, чтобы поднять Ромку, чтобы окончил школу, чтобы вырос в семье… - она запнулась, какое-то мгновение помолчала и продолжила уже с неприкрытым отчаяньем в голосе, - а семью так вообще эти годы из последних сил притягивала за уши. Не дотянула, папаша наш вот даже на выпускной не пришёл, улетел со своей молодухой кости на солнце греть. Полжизни, мои лучшие семнадцать лет коту под хвост! Кто я теперь? Одинокая возрастная блондинка?

- Как это коту под хвост? – не сдержалась я. Непроизвольно обернулась, нашла взглядом Ромку. Красавец с широкими плечами. В его неторопливых движениях я всегда видела какую-то основательность, надёжность.

– Разве может Ромка быть коту под хвост? – пришла очередь моего негодования.

- Он может и не под хвост, а в соседний подъезд к своей Анюте. А вот я остаюсь одна с единственным верным другом – телевизором.

Что тут скажешь? На лицо кровоточащая рана недавнего разрыва с мужем, целый букет обид на весь белый свет и чувство глобального одиночества. Сказать, что всё наладится? Но с таким настроением это вряд ли случится в ближайшем будущем. В ближайшем будущем это только ускорит Ромкин уход из дома, раз уж есть предпосылки. Дать пару советов? Но тут и специалисту, при желании,  не на один час работы. А желание, очевидно, всё же есть, иначе Алла не подсела бы ко мне со своим откровением. Вино  не причём - в бутылке, предназначенной на четверых, ещё наблюдается остаток, так что это не та доза. Просто Алла знает, что я уже давно воспитываю сына одна. На родительских собраниях всегда была с высоко поднятой головой, на каблуках и с сумочкой в тон к наряду. А сегодня я и «наш папаша» улыбаемся, искренне радуемся успехам сына, сидим рядом. На мне элегантное платье, мой бывший муж специально для выпускного купил новый костюм. Я знаю, что мы красивая пара, хоть и очень бывшая, а в нашем прошлом совсем другая история, пусть и не менее болезненная.

- Ты сутулишься, расправь плечи, - ошарашиваю я своей фразой и резким переходом на «ты» не только Аллу, но и саму себя. Вот тебе и искусство дипломатии! Второй бокал я так и не пригубила, так что и в моём случае на вино не спишешь.

- Прости, – срочно реабилитируюсь я, - и если не возражаешь, давай все-таки на «ты». Знаешь, у меня есть предложение, пойдём, пригласим своих мальчиков на танец!

Изумлённая Алла, не проронив ни слова, уверенно кивнула. Мы встали из-за стола, и как в хорошо спланированном экспромте, ди-джей объявил медленный танец.

Наши мальчишки сидят небольшой компанией, о чём-то болтают и громко смеются. Парни всегда уступают девчонкам в танцевальной выносливости, вот и сейчас на какое-то время предпочли общение танцам. Сын увидел, что я направляюсь к ним, понял моё намерение, стремительно встал, подошёл и, улыбаясь, протянул руки.

- Сынок, мне так приятно с тобой потанцевать! Мы так  давно не танцевали! Мы вообще танцевали с тобой где-нибудь?

Даже на каблуках я только макушкой достаю до его плеча. Чтобы слышать мои нескончаемые вопросы он наклоняет голову, и очень искренне произносит:

- Мамочка, спасибо тебе!

Всеми клеточками своего тела, всеми частицами души я впитываю его слова, смакуя каждый звук. Мальчишки не часто говорят такое, потому что они мальчишки. А для меня это важно. Даже ругаясь с сыном, мы всегда оставались на одной волне, всегда чувствовали боль другого, вместе учились компромиссам. Не знаю, как и когда это произошло, но я понимаю, что мой мальчик повзрослел  и даже имеет неплохой для своего возраста багаж жизненной мудрости.

- Мамочка, я видел сегодня это в первый раз! Мама, я никогда этого не видел, понимаешь? – взволнованно произнёс он.

- Не видел что? – растерялась я.

- Я никогда в жизни не видел как вы с папой танцуете! Никогда, понимаешь?

Услышанное было настолько для меня неожиданным, что я моментально вошла в ступор. Мы разошлись, когда сыну было три года. Обиды с годами притупились, и сейчас между нами дружеские отношения. Последние лет шесть один из летних месяцев сын проводил на море в новой семье бывшего мужа. В прошлом году он вернулся оттуда с единственной фразой: «Мам, вы с папой такие разные!». И я прекрасно знаю, что он любит и меня, и отца, и в то же время понимает абсурдность нашего совместного бытия. А теперь танец! Такая сентиментальная мелочь вдруг оказывается для него важной.

- Сыночек, но увидел же! – возвращаюсь я к нашей беседе, - хорошо, что на выпускном, а не на твоей свадьбе. Я лукаво улыбаюсь, намекая на его роман с Ириной. -  Сегодня хороший вечер. Я счастлива! И я не хотела бы по-другому. Можно я поцелую тебя, сынок? Я горжусь тобой!

Я, действительно, горжусь сыном и я счастлива. В начале вечера, когда для детей началась развлекательная программа, мы родители организовали себе свою. После тоста директора и классного руководителя говорил мой бывший муж. Он красиво (что всегда хорошо умел делать) поблагодарил администрацию и всех педагогов за наших детей, за то, что принимали участие в их жизнях, а потом неожиданно обратился ко мне и поблагодарил за сына. Все восхищались его тёплой речью. Завуч восторженно прокомментировала: «Надо же какой молодец!». А потом он пригласил меня танцевать. И это не показательные выступления. Точно знаю, он был искренен в каждом своём проявлении, и я  благодарна ему за сказанные слова, но внутри меня всё ровно. Прожить эти годы по-другому, прожить их с ним, я бы не хотела.

- Мам, я тоже тобой горжусь! – прервал мои мысли сын. - Будешь ещё танцевать или пойдёшь?

- Пойду, - улыбнулась я.

Возвращаясь к родительскому столу, я видела, как Алла после танца ещё о чём-то говорила с Ромкой. Потом медленно подошла, села на своё место, посмотрела на меня, грустно улыбнулась и отвела взгляд. Я налила себе минералки и решительно направилась к ней:

- Можно теперь я присяду?

Она кивнула.

- Знаю точно – просто не будет! Придется как следует поработать над собой. И делать это надо не ради ребёнка. Дети счастливы тогда, когда счастливы их родители. А если родители несчастны, постоянно хандрят, то их авторитет в глазах детей падает. Дети в любом возрасте считывают фальшь лучше всякого рентгена. И если начинаешь учить их уму разуму, делать так называемые вливания, а сам в подавленном состоянии – ничего кроме протеста не получишь. А ради себя нужно ещё и потому, что жизнь-то не только не закончилась, она как раз сейчас начинается! Мальчика ты вырастила, выучила, воспитала в полной семье с отцом и матерью, и он наверняка не раз видел, как вы вместе танцуете.

Алла посмотрела на меня вопросительно.

- Да, это я так, о своём, извини. В общем, сейчас самое время без угрызения совести заняться собой, своей личной жизнью!

- Обидно, - горестно вздохнула Алла.

- Смысл?

- В каком смысле «смысл»? – не поняла она.

- Смысл обижаться? Я тоже когда-то думала, что простить можно всё что угодно, но простить пьянки, унижения, - я вдохнула, набралась смелости и продолжила, - простить неоднократно, жестоко поднятую на тебя руку – это сверх моих благородных сил.

Алла смотрела с нескрываемым недоумением. Видимо у неё никак не стыковались две совершенно разные картинки того что есть сегодня и того о чём я говорила.

- В каком-то фильме, - продолжила я, - один из героев упорно искал во всём смысл и постоянно повторял фразу: «А смысл? В чём смысл? Какая от этого польза?». И однажды я задала этот меркантильный вопрос себе и своим обидам. Как ни странно, пользы от них не нашла, да и смысла тоже. Разве что на начальном этапе они заставляли двигаться, стимулировали серьёзные поступки. Но и серьёзные поступки, продиктованные только обидами, не самый лучший рецепт. Так что с букетом обид за отсутствием пользы взяла и рассталась. И знаешь, чем быстрее это сделаешь, тем быстрее в твою жизнь придёт что-то новое, то, что принесёт радость.

- Внуки? –  иронично уточнила Алла.

- Внуки и так, и так будут. Нет, я сейчас о твоём женском счастье. Как бы то ни было, в глубине души мы все на это надеемся, этого хотим. Но одного желания мало. Нужны действия. Начать можно с маленьких шагов себе навстречу. Сделай маникюр, сходи на массаж, в театр  с подругой и каждое дело делай с удовольствием. А самое главное, ни при каких обстоятельствах не впадай в уныние. Сдавать свои позиции депрессия будет без особой охоты, но в итоге всё равно капитулирует. Изменится отношение к жизни внутри тебя, вовне незамедлительно случатся свои изменения. Искусство быть счастливой – это труд, но трудиться над этим приятно.

К нам подошёл мой бывший муж.

- Извините, что вторгаюсь, но наш мальчик предлагает пойти домой. Ты не против?

- Конечно, нет. Ещё две минутки и я вся ваша.

Алла взяла в руки сумочку и достала телефон.

- Можно я позвоню, если что?

- Конечно! Пиши номер.

Мы обменялись номерами телефонов.

- Знаешь, Алл, когда бывает трудно, я говорю себе любимую фразу моей подруги «Как Ваше здоровье, бабушка? Не дождётесь!». Помогает моментально! Повышает тонус, поднимает боевой дух, и количество пороха в пороховницах удваивается!

- Я попробую, - пообещала она.

Мы попрощались, и я вышла на улицу. Уже начало светать, веяло прохладой. Мои мальчики опять с пристрастием о чём-то спорили, а я медленно шла за ними и наслаждалась ранним утром нового дня.

Как хорошо! Как хорошо, что у меня есть то, что у меня есть и это, действительно моё богатство! И если бы была возможность чудесным образом отмотать назад плёнку, я бы ничего не изменила в своей жизни ни ради себя, ни ради ребёнка.

Метки:
Этот материал был полезен?