Новогоднюю программу в цирке каждый год ждем с нетерпением, по-моему, это одни из лучших новогодних представлений. В прошлом году мы смотрели «Цирк на воде» - необычное, яркое, фантасмагорическое шоу, и в этом году в цирк шли с ожиданием чего-то особенного – могу сказать, что ожидания оправдались полностью!

«Новогодняя шкатулка» - действительно чудесный спектакль, красочный, динамичный, добрый и, что для меня важно, хорошо понятный дошколятам – у наших пятилеток вопросов из разряда «почему так?», «а это кто?» и «куда это он пошел?» по ходу действа не возникло. Превосходные костюмы и декорации сделаны специально для этой программы и с учетом «уральского колорита»,  все номера хорошо вписываются в канву повествования и логически связаны.  Автор идеи этого новогоднего проекта, организатор и режиссер-постановщик - директор нашего цирка,  народный артист России Анатолий Павлович Марчевский.  

Хочу немного рассказать о том, почему шоу уникальное и как оно создавалось - на меня это произвело впечатление, думаю, будет интересно и вам.

Лучший Цирк России

Наверное, вы знаете, что в апреле прошлого, 2012 года, на церемонии  вручения ежегодной премии за выдающиеся заслуги в сфере циркового искусства «Шаривари» в номинации  «Цирк года» победил  Екатеринбургский государственный цирк! Я думаю, что наш цирк еще раз подтвердил свое звание лучшего российского цирка, создав это новогоднее шоу.

Оказывается, специально для новогодних цирковых елок никто оригинальных сценариев не сочиняет – чаще всего в готовую программу «вписываются» Дед Мороз и Снегурочка и несколько клоунских реприз новогодней тематики, декорируется зал, устанавливается ёлка. Мысль  создать для уральцев новогодний спектакль «с нуля», от идеи до воплощения, Анатолий Марчевский вынашивал несколько лет.

Сначала родилась идея, сюжет: поиски волшебной шкатулки, и, как и должно быть в хорошей новогодней сказке, все трудности и преграды герои успешно преодолевают, зло наказано, любовь побеждает, а шкатулка исполняет самые заветные желания. Теперь нужно было скомпоновать программу, подобрать номера под идею так, чтобы каждое выступление поддерживало сюжетную линию: в деревне – «деревенское подворье» с коровами и гусями, в подземном мире – необычные «подземные сущности». Но найти «подходящие» номера это полдела, основная трудность - собрать артистов, выступающих по всему миру в разных гастрольных турах в одно время и в одном месте! Этого момента ждали два года – графики выступлений расписываются на несколько месяцев, на год вперед – а нужно совместить артистов трех цирковых программ.  Ждали, договаривались, согласовывали с Росгосцирком...  Когда стало понятно, что спектакль  состоится, начали подготовку. Делали эскизы, декорации, весь реквизит изготовлен по спецзаказу в Москве, костюмеры приезжали в те города, где гастролировали будущие участники спектакля – снимать мерки… На подготовку ушло полгода, сшито более 150 костюмов -  для каждого артиста, да не по одному. Костюмы, кстати, получились шикарные, красочные, необычные, много мелких деталей, я с большим удовольствием их рассматривала.

Кажется, в этом проекте учтены даже мелочи – да можно ли назвать их мелочами? Значение имеют не только костюмы, трюки и реквизит, но и артистизм участников, свет, звук, декорации, слаженная работа всех участников проекта и искренне желание сделать праздник. По-моему, получилось отлично!

В программе задействовано более 100 животных, лучшие номера отечественного искусства дрессуры: медведи, морские львы, лошади, собаки, кошки, корова, свинья и даже гуси.

Сказка начинается!

Перед нами – русская деревня, а какие бывают в деревне зимние забавы? Ну конечно, горки! Ах, как задорно, как весело катиться с горы на санках-ледянках, и ветер в лицо, и снег за шиворот! Веселые акробаты на роликах под руководством  Владимира Лазукина в аттракционе «Зимние гуляния» в замечательном темпе исполняют сложный трюковый номер, легко взлетая на горку, перепрыгивая друг через друга,  демонстрируют сальто, двойное сальто, стойки на руках и восхищают нас уникальным чувством равновесия.  

 

 

На арене появляются приказчик Хлыст (Тагир Такшантов), Никита (Сергей Блохин) и «деды», «старики» - замечательные коверные Виктор Сильченко, Алан Бутаев, Константин Анищенко, Сергей Просвирнин и Сергей Просвирнин-младший.  Атмосфера веселья нарушена, грубый и деспотичный приказчик Хлыст отправляет Никиту за волшебной шкатулкой. Никита убегает, и в погоню за ним бросаются «полицейские»- жокеи на лошадях под руководством Натальи Александровой-Серж.

 

 

Наталья Александрова-Серж - представительница старейшей цирковой династии, в цирке работали её отец, дед, прадед. Впервые Наталья вышла на арену в 1964 году, девятилетней девчонкой. С 1976 года возглавляет свою труппу – она единственная в истории цирка женщина, которая руководит группой жокеев-наездников!

«Специфика жанра такова, что артистов надо готовить что называется “с младых ногтей”, с детства - чтобы овладеть всеми тонкостями, секретами мастерства, требуется не один год упорной, тяжелой работы. И потому у Натальи Серж в номере помимо основного исполнительского состава всегда есть ученики. Зато освоившему жокейскую работу артисту подвластны многие жанры циркового искусства – ведь он и наездник, и акробат, и эквилибрист». (Источник)

Чтобы выступление было блестящим, наездник должен понимать лошадь, предугадывать, что она может сделать в следующий момент: даже малейшее, незаметное глазу зрителя изменение темпоритма движения лошади может нарушить тонкий механизм трюка. И это изменение наездник должен мгновенно почувствовать и успеть скомпенсировать.  “Наездник и лошадь должны быть единым целым. Если жокей не чувствует лошадь, а лошадь – его, то трюка просто не получится” – это одна из первейших основ, которую с самого начала внушает она своим ученикам».

Жокеи выступают в стремительном темпе, работают без страховки и  исполняют сложнейшие трюки, относящиеся к классу «ультра-си»: сальто-мортале, двойные и тройные прыжки, сальто-мортале с одной лошади на другую, прыжки с манежа на спину скачущей лошади. Один из трюков я видела впервые: прыжок (курс) четырех человек на идущую карьером лошадь. Удивительная легкость и чистота исполнения – артисты будто взлетали на спину лошади!  А еще нам с дочкой понравились лошади-тяжеловесы, першероны, могучие, с мохнатыми ногами – очень славные!

Угадайте, чем может заниматься Василиса? Она пасет гусей! Забавные «Дрессированные гуси» под руководством Алии Такшантовой – следующий номер программы. Дрессированные гуси – большая редкость в цирке, несмотря на то, что эти птицы умные и неплохо дрессируются. Я с удовольствием посмотрела экзотический для современного цирка «гусиный» номер, птицы вальсировали, преодолевали барьеры и катались с горки. Всего на арену вышли более двух десятков гусей, но не сразу, а в несколько заходов – не все птицы хорошо ладят друг с другом, поэтому и выступают, и содержатся они группами в несколько особей.

 

 

Действие развивается, все работает на идею, подчеркивает сюжетную линию спектакля! Перед нами настоящее «Деревенское подворье», выступают дрессировщики Владимир и Людмила Артемьевы со смешанной группой животных. Умнющая свинья сортирует по цвету мячики, красные – налево, желтые – направо! Баран ловко проводит шарик через проволочный лабиринт. А еще медведь, коза, и единственная в мире дрессированная корова!

 

 

В номере «Кошачьи забавы» пушистые красавицы Валерии Чугуновой ходят на передних лапках, исполняют трюки на параллельных брусьях, прыгают через обруч, показывают номер «кошечка на шаре». Знаменитый трюк «жонглирование огнем» исполняет кошка-эквилибристка, она ловко крутит лапами горящий факел. За каждое хорошо исполненное выступление - маленькое поощрение, лакомый кусочек.

Хочу напомнить, что кошки очень умны, сообразительны и легко обучаются. Зато артистки из них весьма капризные – независимый кошачий характер непредсказуем, случается, нет у пушистой артистки настроения – так ведь даже выходить на арену может отказаться! Для страховки от такого случая в труппе обычно нескольких кошек обучают одному и тому же трюку, чтобы была замена закапризничавшей звезде. К чести наших дрессировщиков, такие случаи нечасты, ведь при обучении животных никакого насилия не применяется – опытные дрессировщики наблюдают за животными, стараясь подметить их склонности и увлечения. Для кошки, которой нравится прыгать и кувыркаться, будет придуман прыжковый номер, а кошку, которая не боится высоты и с удовольствием балансирует, научат лазить по шесту и кататься на шаре. Наверное, вы и сами это замечаете, ведь все наши  домашние любимицы такие разные!

 

 

От «стариков»-коверных красавица Василиса узнает, что Никита исчез, попал в подземный мир Владычицы Всевласты (Майя Артемьева), и пускается на поиски, выручать суженого.

 

 

Идет она лесами-болотами, не пугается зверей диких, чудищ лесных страшных… на медведе грозном в путь отправляется…

 «Лесные медведи» - подопечные Надежды Такшантовой, которая занимается  дрессурой медведей с 1982 года. В этом номере выступают две бурых медведицы и  самый крупный в российском цирке, почти трехметровый,  медведь Яков – серьезный, грозный - ведущий артист медвежьей труппы. Яша в цирке с самого рождения, уже больше 20 лет они работают с Надеждой вместе.

 

 

А еще у артистки на воспитании есть пара маленьких медвежат, которым только предстоит стать яркими цирковыми звездочками. Как я узнала, эти малыши – жертвы браконьерства, их мама-медведица погибла, и егерям пришлось искать для месячных медвежат новый дом, ведь такие крохи не могут выжить в дикой природе самостоятельно. К сожалению, подобные случаи нередки, наличие у медведицы маленьких детенышей не останавливает браконьеров, и хорошо, что этим маленьким мишкам посчастливилось обрести дом и заботливых друзей. 

Сейчас малышам уже по полгода, с ними можно сфотографироваться в фойе цирка, во время антракта – две фотографии будут стоить 400 рублей.  

Нам повезло попасть за кулисы и посмотреть, как живут медведи. Здесь они на своей территории – встретили негромким, но строгим предупредительным рычанием. Мы, как гости, вели себя вежливо и корректно, ближе полутора метров к клетке не приближались – двигается медведь стремительно и лапу на метр сквозь прутья клетки вытянет запросто! Маленькие медведики, как дети, смотрят с любопытством, Яков солиден, ведет себя с достоинством, когти продемонстрировал – внушительные, длиной с мой палец и гораздо толще.

Кормят медведей в основном рыбой, фруктами, овощами, медведиц балуют – угощают печеньем. И любят – хоть и разговаривает с ними Надежда строгим голосом, но в интонациях, во взгляде – тепло и любовь к своим грозного вида питомцам. И они это, конечно, чувствуют, потому и выступают на манеже не по принуждению, а с видимым желанием и даже каким-то удовольствием.

Подземное царство Владычицы Всевласты

В Подземный мир Василиса попадает через сказочный мрачный лес с живыми деревьями. Очень колоритные деревья! Отличные костюмы, артисты на ходулях, на джамперах, они пытаются задержать девушку, пугают, «ветками» ей путь преграждают… 

 

 

А Владычице скучно в подземных чертогах, царстве самоцветов, и велит она своим придворным показать ей «мир волшебный и диковинный, зверей необычных».

Необходимость «изобразить» подземное царство дает большой простор режиссерской фантазии. Вот очень зрелищный номер «Кинжалы» под руководством Екатерины Михайловой. Екатерина работает в редком жанре «баланс» - она балансирует, то есть удерживает в равновесии поставленные на острие самые настоящие мечи и кинжалы. Технически номер сложный, и выглядит опасным: сначала Екатерина выполняет акробатические трюки, держа на лбу полутораметровой длины кривую саблю, поставленную на кончик лезвия, а потом поднимается по вертикальной лестнице, зажав в зубах небольшой кинжал,  на кончике которого балансирует стоящий на острие меч. 

 

 

Рядом, так близко, танцуют девушки из шоу-балета, и страшно даже подумать, что будет, если хрупкое равновесие нарушится и тяжелый стальной меч, сверкнув гранями,  соскользнет вниз... Все заканчивается благополучно, и зал, облегчено вздохнув, аплодирует. Полностью оценить всю сложность этого номера, тяжелый каждодневный труд и высокое мастерство артистки, наверное, могут только взрослые и ребята старшего возраста, но понравился он даже нашим дошколятам.

Очень хороши «Дрессированные собачки» Галины Сидоровой – королевские пудели наверняка понравятся детям! Обратите внимание, что даже для собак сшиты специальные сценические костюмы, необычные, немного «неземные» - именно для этого спектакля!

 

 

«Морские львы» под руководством Людмилы Чугуновой – одна из изюминок этого представления. На арену вышли шикарные, лоснящиеся сивучи: огромный самец Иван и три «девочки» - Прима, Тиша и Малыш. Сивучи – животные общественные, живут вместе, Иван – глава семьи и хозяин, своих «девочек» он опекает и защищает. Любимица Ивана – Малышка, у них подрастает годовалая дочка, которая путешествует вместе с родителями, но пока не выступает.

 

 

Сивучи – опасные хищники, сильные и быстрые, живут в северных морях и питаются в основном рыбой. Кормить их не очень сложно, а вот поддерживать комфортные условия обитания непросто, им нужно прохладное помещение и бассейн с холодной соленой водой, как в родной стихии.  Бассейн для сивучей специальный, разборный, и его, конечно, возят с собой – ведь не в каждом цирке есть подходящие условия для этой ластоногой команды.

 

 

Еще раз скажу, что костюмы для этого шоу изготовлены невероятной красоты, просто шикарные! Молодой и талантливый эквилибрист Дмитрий Васильев в своем сценическом костюме  похож на многоцветную фантасмагорическую ящерицу, во время выступления он плавно перетекает из одного положения в другое, замирая в немыслимых позах.

 

 

Музыкальных эксцентриков Сергея и Сергея Просвирниных  вы могли видеть в этом году на Фестивале клоунов. В этой программе они выступают с комическим номером «Жук и гусеница» - колоритнейший, бронзово-зеленый крепкий Жук и стройная изящная кокетка Гусеница играют джаз, бью чечетку и так комичны, что вызвали смех и море аплодисментов у зрителей всех возрастов.

 

 

Конечно, у новогодней сказки должен быть счастливый финал: Василиса находит своего суженого в царстве Владычицы Всевласты, и Владычица великодушно отпускает счастливую пару. А приказчик Хлыст заколдован – иллюзионный аттракцион «Малахитовая шкатулка» Руслана Марчевского превращает его в маленького смешного карлика.  А появление новогодней ёлки было действительно волшебным!

 

 

Большое спасибо артистам и всем, кто принимал участие в создании этого спектакля! Моей пятилетней дочке очень понравилось, и она хотела со всеми артистами сфотографироваться и даже на качели под куполом цирка кататься передумала.

Напомню, что представления будут идти еще 12 и 13 января, в субботу и воскресенье и билеты в кассах пока еще есть. Успевайте!

 

 

Представления в 11-00 и 15-00. Дети до 5 лет бесплатно - без билета, без места (при наличии документа, подтверждающего возраст ребенка)

Продолжительность представления: 2 часа 30 минут (с антрактом), тел. касс: 257-27-83, 251-41-41.

Метки: цирк
Этот материал был полезен?