Писательницу Памелу Трэверс в нашей стране как-то не жалуют. Несмотря на фантастическую популярность ее героини, супер-няни Мэри Поппинс. Мэри Поппинс никогда не станет старой. Она – лучший друг. Именно такую няню, воспитательницу, учительницу и просто подружку из мира взрослых представляют себе дети. Во все времена, в любых странах.

Мэри – безупречный образец для подражания, у нее изящные манеры, она подчеркнуто земная женщина, казалось бы. Хрустящий от крахмала передник, начищенные до блеска туфельки, аккуратная прическа. Но ее взгляд «устремлен за грань». Дети обожают взрослых, видящих немного дальше домохозяйства и мировых проблем, умеющих взглядом достучаться до небес. Памела Трэверс создала идеальный образ няни строгой, но справедливой, крепко стоящей на земле, но подчиняющей себе волшебные силы.

Книга чудесная, а найти ее сложно. Мало издают. Может быть, дело в авторских правах. А ведь у Трэверс есть и другие книги, в том числе о Мэри Поппинс. Фильм-мюзикл с Натальей Андрейченко в главной роли стал культовым и тоже вечным, в нашей стране уже и не представляют себе другую Мэри. А в театре драмы с 2009 года идет спектакль «Мэри Поппинс, до свидания!» Спектакль необычный и очень спорный. Честно скажу, что мне он абсолютно не понравился, но это всего лишь одно мнение. По замыслу режиссера на сцене почти нет декораций, таким образом, передается ощущение полета, свободы. Декорации – это зонтики, большие и маленькие, вверху – звездное небо. В спектакле используются песни, известные публике по фильму, и новые, написанные Дунаевским в начале текущего века. Также в спектакле присутствуют неожиданные герои – на первый план выходят звери. Собачья пара покажет несколько эксцентричных номеров – дружба и любовь разбалованной собачки и ее бродячего друга.   

Справедливости ради – о позитивном впечатлении. Это актер Василий Бичев в роли Мистера Гуда – взрыв настроений, немного стиляжная манера. И в итоге свой собственный Мистер Гуд, отличающийся от привычного, очень сильного образа рассеянного романтика из фильма (актер Лембит Ульфсак в роли «мистера Эй»). Мистер Гуд получился обаятельно нелепым и неслабым одновременно, он задорно-игривый, любознательный, а своим рок-энд-рольным, шаловливым драйвом напоминает Валерия Сюткина.

 

 

А вот сама Мэри (актриса Ольга Мальчикова) совсем не в теме. Она выглядит суетной, хохотливой девушкой, простоватой, путающей слова и глотающей окончания. Что-то с дикцией. Няня Мэри – простушка?.. Похожа на Любовь Орлову (которую, впрочем, простушкой никак не назовешь). Эдакая «рубаха-девушка». Более того, Мэри Поппинс в принципе появлялась на сцене неактивно, чаще для того, чтобы сводить сердца и руки. «И вы - дружите, и вы любите друг друга, и вы, вы!» (рядом шептались тетушки: «сводня какая-то!») Сначала няня свела собак, бродячую и любимую домашнюю. Оставьте, говорит, влюбленных в покое, а вы, говорит, собаки – лучше приступайте к делу! Зал напрягся. Вокруг собак на сцене собралась толпа. Собаки начали танцевать что-то испанское и петь – точно помню строчку «ты моя сосиска в булке». Затем няня свела мраморного мальчика и Джейн Бэнкс, поручив ему ее опекать.

Первый акт более-менее динамично проходит, его «утяжеляют» некоторые песни взрослых персонажей о тяжести воспитания, сложных отношениях между родителями и детьми. Отголосок из другого фильма – про Пеппи Длинныйчулок. А появившаяся Мисс Эндрю окончательно погрузила действие в кисельную пучину. Во втором акте на сцене происходило нечто вроде фильма Рязанова «Гараж». Все стояли кучей и обсуждали. Около часа. Мисс Эндрю строила гримасы, остальные ее вроде бы боялись, она ходила от одного к другому. Комкала сюжет, как ненужную обертку, отпускала странные шуточки. Артисты забыли о зрителях и бесконечно переговаривались между собой, стоя на сцене группками.

Еще два прекрасных персонажа – почтальон (Игорь Кожевин) и Майкл Бэнкс (Иван Виненков), они чем-то похожи. Талантливые молодые актеры с огоньком – и с большими глазами. Если бы еще почтальон не подавал недвусмысленные намеки Мисс Эндрю всем телом (и даже языком – поразительные режиссерские находки для детского спектакля). В конце спектакля няня Мэри, привычно не доведя до конца ни жесты, ни слова, неуверенно повела зонтом, и с неба на зрителей повалились голубые шарики с надписью «Мэри Поппинс, до свиданья!» Чтобы поймать шарик, садитесь ближе к 4-8 ряду (уточняйте в кассе – кассиры точно знают, куда падают шары!). Этот неожиданный подарок весьма оживляет концовку, хотя многие глазастые зрители сразу видят приаттаченные к потолку сетки, набитые шариками.

Все вроде бы здорово – и зонтики, и танцы, даже зажигательный брейк-данс, и ностальгически-щемящая атмосфера в моменты песен. Но от Мэри фонит неуверенностью, излишней простотой, а второе действие затянуто. Больше похоже на самодеятельность с отдельными талантами в составе.

Составьте свое мнение – возможно, оно будет в корне отличаться от этой рецензии. Но маленьких детей, все-таки, на спектакль водить не стоит, он однозначно нацелен на школьников и для преданных фанатов книги/фильма, не обращающих внимания на отвлекающие мелочи. А еще хотелось бы, чтобы за «Мэри Поппинс» однажды взялся наш ТЮЗ. Вот только знакомых песен может не быть – по информации с сайта, Дунаевский редко разрешает драматическим театрам исполнять свои произведения, и наша драма стала единственным - за пределами Москвы - театром, имеющим право работать над этой постановкой.

Дата спектакля: 23 февраля, 13.00.

Длительность 2:30. Цена билетов: 50 - 300 рублей.

Свердловский академический театр драмы, пл.Октябрьская, д.2. Телефон: (343) 371-64-21.

Касса театра работает ежедневно с 10 до 19 часов (перерыв с 13.00 до 13.30 и с 16.00 до 16.20).

 

Этот материал был полезен?