Изд-во: «Росмэн», 2005 г.

 

Проблемы с детским сном существуют у 99% детей. Потому что входят в ряд возрастных особенностей. На минутку представьте, что вас лишили всей ответственности сразу: не надо ходить на работу, заниматься поиском денег, варить обеды, мыть полы и общаться с ненужными людьми. Большинство людей радостно воскликнет: тогда я буду весь день – спать! Поначалу – да. А потом вы поймете, что спать совсем не хочется, поскольку мир наполнится удивительными, а главное – необременительными удовольствиями. ТОЛЬКО удовольствиями. И вы станете детьми. Дети воспринимают мир, как собрание впечатляющих приятностей. Зачем от них отдыхать?.. В книге Сюзан Готтлиб информация хорошо структурирована. Это «плюс». Введения в возрастную психологию весьма увлекательны, они во многом объясняют, почему дети того или иного возраста не хотят спать.

Заметную роль в возникновении проблем, связанных со сном, играет в этом возрасте способность ребенка контролировать окружение, замечать чье-либо отсутствие, т.е. фактор расставания. Нежелание ложиться спать наблюдается более чем у 50% детей 1—3 лет, поскольку отход ко сну означает не что иное, как расставание их с родителями. Малыши опасаются, что за время сна мир, который они так ценят, изменится. Это справедливо даже в том случае, если дети живут в спокойной, стабильной обстановке. Ведь ограниченные мыслительные способности ребенка еще не позволяют ему заглянуть в будущее, в завтрашний день. Поэтому каждый вечер, укладываясь в постель, он совершает прыжок в неизвестность. Дети не хотят покидать дневной мир, место их триумфов и достижений. Они не желают отстраняться от интересных событий, происходящих в доме. Кроме того, малыши в возрасте 1—3 лет болезненно воспринимают ультиматумы: им не нравится, когда приказывают ложиться спать. В задачу их самоопределения входит приобретение собственной точки зрения, отличающейся от родительской. Если ребенок почувствует, что для домашних его отход ко сну имеет большое значение, собственные принципы заставят его решительно воспротивиться. Распространенным проявлением подобного детского сопротивления является синдром «зова из-за двери». Ребенок неоднократно вскакивает с постели, находя для этого многочисленные причины. 

Как правило, от книг-советчиков мы не ожидаем сюрпризов. «Ага», скажет многомудрый читатель – «поди, опять скажут про темную комнату, необходимость ритуалов перед сном, поглаживание по спинке…» Ну да. В стотысячный раз. Но, кроме этого, в данной книге есть сотни мелких замечаний, наверняка упускаемых всеми в повседневной жизни. Например: часто ли вы торопитесь отправить ребенка спать, смазывая необходимые ритуалы. Давая ему понять, что вы хотите от него поскорее «избавиться». Пугаетесь ли вы, чувствуя нарастающее раздражение (ребенок заражается им моментально), когда ребенок вдруг начинает методично биться головой об стену или раскачиваться как болванчик.

Дошкольники способны задавать до 400 вопросов в день. Они умеют распознавать уста­лость, голод или озноб, могут выслушивать объяснения и правильно отвечать на поставленные вопросы. Их речь становится понятной не только близким родственникам, но и всем взрослым. Основной принцип мышления детей этой возрастной группы — эгоцентризм. Они наблюдают за перемещени­ем луны по небу, уверенные, что она движется вслед за ними. Вера в анимизм побуждает их после падения пинать «противную дорожку», которая ушибла их. Дошкольники с трудом понимают, что другие люди могут не всегда раз­делять их точку зрения. Развивается ощущение собственного «я». Ребенок при­числяет себя к определенному полу и отождествляет со­ответственно с одним из родителей. Дети этого возраста продолжают исследовать принцип контроля над окружением, но более утонченным спосо­бом, чем малыши 1—3 лет. Они по-прежнему нуждаются в твердых и постоянных напоминаниях со стороны роди­телей о рамках поведения. Кроме того, дошкольники успешно распознают непоследовательность. Почувствовав ее, они начинают агрессивную борьбу за совершение сдел­ки, пытаясь манипулировать окружающими. Это благо­приятный период для объяснения ребенку сущности по­ступков и их последствий.

Кстати, о битье головой. Такие книги нужны, чтобы испуганные родители поняли: эти проявления – нормальны. Ребенок до года стучится головкой, чтобы снять напряжение от зубных толчков. Ребенок постарше имитирует укачивание, успокаивая себя раскачиванием тела во все стороны. Многие мамы наверняка замечали, что ребенок около и постарше года очень часто, засыпая или готовясь ко сну, начинает мотать головой, методично размахивать руками (намеренно задевая мать) и ногами. Все те же укачивания. К неврологу бежать не надо.

Страхи у детей 6—10 лет гораздо в большей степени, чем у дошкольников, базируются на реальности. Дети хорошо знают, что под кроватью нет никаких чудовищ, однако одержимы страхом перед обстоятельствами, при которых их близким может быть нанесен вред. Когда родители вечером куда-нибудь уходят, дети изводятся, опасаясь, что мама и папа попадут в лавину, автокатастрофу, упадут с моста... Они не могут заснуть, не убедившись, что родители благополучно вернулись. Положение еще более осложняется в семьях, где кому-либо из домашних по долгу службы приходится часто бывать в дороге. Не меньшую проблему в середине детства представляют ночные кошмары. Они могут быть одним из проявлений внутренней борьбы с естественной агрессивностью. Возникают кошмары и после просмотра триллеров. Когда дети часто бывают вне дома, с друзьями, родители не в состоянии проследить, сколько времени они проводят перед телевизором. В чужих семьях дети могут получить доступ к разрешенным в этом доме передачам. В компании сверстников ребенок может быть вынужден смотреть те программы, которых сам он обычно избегает. Поэтому лучше проверить, что ваши дети смотрят в гостях. Родители должны насторожиться, заметив вспышки ночных кошмаров после того, как ребенок переночевал у друга. Следует выяснить, как они развлекались. При этом можно поговорить с ребенком о том, что не стоит поддаваться настояниям сверстников, и объяснить ему, как действовать в другой раз, если ситуация повторится. В школьном возрасте еще не забыты ночные страхи. Обычно они возникают у примерных детей, которые никогда не доставляют родителям беспокойства.

Итак, в книге рассказывается о ночных кошмарах, проблеме ночного недержания, лунатизме. И обычных явлениях беспокойства, связанных с повышенной впечатляемостью. Дети очень разные. Одним не дает покоя недолюбленность (как они считают) – к примеру, родители много работают, и воспитание заключается в поглаживании перед сном и пожелании «спокойной ночи, малыш». Такой ребенок захочет пообщаться перед сном, а то и во сне, а то и проснувшись ночью – или рано утром.

Усиление позитивного внимания. Еще один фактор, на который следует обратить внимание в связи с появлением синдрома «зова из-за двери», — качество общения с ребенком днем. Если ему не хватает времени, проведенного с родителями, добавление даже Двадцатиминутной игры с ним вдвоем может иметь огромное значение. Необходимо на время забыть обо всех делах, сесть на пол и поиграть с малышом в выбранную им Игру. Можно также встать немного пораньше и поиграть Утром. Такое начало придает дню особую прелесть. Синдром «зова из-за двери» — впечатляющий пример детской изобретательности. С ним легко справляются родители, разбирающиеся в мотивации ребенка и способные установить ему конкретные и постоянные рамки поведения. Дети, просыпающиеся слишком рано, не в состояние завершить последний ночной цикл сна. Как известно, на протяжении нескольких предутренних циклов преобла­дает быстрый сон. Любые внешние раздражители — сол­нечный свет, пробивающийся сквозь шторы, шум транс порта за окном, шаги кого-то из домашних, уходящего на работу, — могут нарушить его. Случается, что ребенка бу­дит голод или мокрые подгузники. Кроме того, краткие периоды раннего бодрствования наблюдаются между цик­лами сна. Оглядевшись, ребенок замечает, что в комнате уже светло. Поскольку дневной свет у него ассоциируется с наступлением утра, становится трудно заснуть. Еще одна причина ранних пробуждении состоит в том, что некоторым детям продолжительный сон не требует­ся. Они прекрасно чувствуют себя, проспав за ночь мень­ше положенных 9—10 часов.

… другие дети, получив максимум внимания днем от неработающей мамы, все равно спят плохо. Можно только позавидовать их кипучей энергии. Но спать все-таки нужно. В книге есть такая фраза: «Младенчество — чудесный период в жизни ребенка, но в полной мере насладиться им можно лишь в том случае, если всем членам семьи хватает времени как следует отдохнуть и выспаться».

Дети, относящиеся к подобному типу «ранних пташек», после раннего пробуждения должны засыпать вновь. Обследовав комнату ребенка, можно выяснить, что нарушает его сон. Преградите доступ солнечному свету плотными шторами или жалюзи. С помощью монотонно гудящей домашней техники создайте шумовую завесу, заглушающую звуки, доносящиеся с улицы или из других комнат. Малышу будет удобнее, если за ночь ему один раз сменят подгузник. Некоторые родители «ранних пташек» берут их к себе в постель с целью завершения последнего цикла сна. Таким способом устранить ранние пробуждения не удается, зато семья получает шанс поспать лишний часок. Многих радует возможность проснуться всем вместе. Такой подход требует жестких рамок. Взрослые должны решить, в какое время ребенку будет позволено перебираться к ним в постель. Если не установить твердых правил, то благодаря своим естественным склонностям он начнет просыпаться все раньше, чтобы побыть в одной постели с родителями подольше. Если вовремя принять меры, то, в конце концов, ребенок будет спать с родителями всю ночь. Если ребенка будит голод, рекомендуется следующий подход. К моменту предполагаемого пробуждения можно заранее приготовить сок или чашку с сухим завтраком. Но должно выполняться условие: перекусив рано утром, ребенок возвращается в постель. Нужно знать и о последствиях подобных действий: доступность еды будет способствовать ранним пробуждениям. Выход состоит в том, что родителям следует ясно показать ребенку, насколько далеко они намерены зайти, удовлетворяя его аппетит. При отсутствии жестких рамок детские требования будут неуклонно расти.

И снова родители понимают, что воспитание – это самое сложное занятие в жизни. Не установишь жесткие рамки – ребенок начнет манипулировать. Установишь – сядешь на комплекс неполноценности, мол, не слишком ли я строг. Быть требовательным родителем необходимо, иначе мир удовольствий останется таковым, и ребенок не научится осознавать свою долю ответственности перед окружением. Требовательность не равна жестокости: если заставлять ребенка испытывать страдания (давать «проораться», запирать дверь спальной), он не поймет пользу сна, зато столкнется с предательством близких людей. И осознает, что сон – это навязанный побег от жестокости. В него нужно прятаться, чтобы побыстрее все стали вокруг улыбаться и брать на руки. Такой подход лучше не практиковать – все знания, накопленные ребенком в раннем возрасте, обязательно проявятся в дальнейшей жизни.

Метки:
Этот материал был полезен?