В.Христолюбова
Сохранить здоровье ребенка. Как?

 

Издательство: Питер, 2009 г.

Детские болезни и методы их лечения – это набор знаний, требующий грамотного подхода. Но вот, что иногда получается: ребенок заболевает, и вся ответственность за его состояние перекладывается на доктора. Это неправильно. Никто не знает конкретного ребенка лучше его родителей: они выучили все его привычки, особенности физиологии. Приходит абсолютно чужой человек – и берет это знание на себя. А ведь у детей как личностей с тонкой душевной организацией температура может подниматься не только от вирусов, но и от нежелания идти в детсад. Участковый врач не в силах просчитать ВСЕ причины болезни, он «сканирует» симптомы и выдает список лекарств. На то он и врач.

Родители со своей стороны выступают едва ли не лучшими докторами: в их руках не только выздоровление малыша, но и способы недопущения болячек. Профилактика болезней начинается не с поиска средств, повышающих иммунитет. Это определенный образ жизни с самого рождения: от воспитания до закаливания. Это ежедневный труд, который вовсе не сложен, а даже приятен. Об этом должна была повествовать данная книжка. Увы, не сложилось. Текст выглядит хаотическим набором терминов и их значений с редкими, но пафосными вкраплениями «от автора». Главы о роли каждого члена семьи навевают образ партийного работника, воспитывающего нерадивое семейство тезисами, заранее выписанными из книг «дорогого Леонида Ильича».

Обучая игре, следите, чтобы ребенок привыкал к новым определенным правилам. Скажем, рядом играет другой малыш – его нельзя обижать, нельзя разрушать его постройку и бросаться песком, наоборот, следует поделиться с ним своими игрушками. Так воспитывают доброжелательность, общительность. Если же воспитать эти качества удается с трудом, чаще представляйте вашему ребенку возможность играть рядом с детьми постарше, которые уже умеют находиться в коллективе, а кроме того, всегда могут постоять за свои права. Очень важно научить ребенка доводить игру до конца. Обычно мы не задумываемся над этим и чаще всего неожиданно для детей бесцеремонно прерываем игру, а они, заигравшись, не слышат распоряжений и не подчиняются им. Взрослые горячатся, насильно оттаскивают малыша от играющих. Все заканчивается капризами, слезами, нежеланием есть или спать. Помните: резко прервать игру малыша очень трудно – он настолько вживается в роль, что выйти из нее в одно мгновение не может. Целесообразнее переключать его на новое дело или занятие через продолжение той же самой игры; здесь, безусловно, понадобится выдумка. За самостоятельность в игре обязательно похвалите ребенка, но в меру.

Книга «Сохранить здоровье ребенка» - это сборник рекомендаций: что нужно сделать, чтобы ребенок не болел. Приучать к домашнему труду, вовремя хвалить (в меру!), кормить здоровой пищей, закаливать, создавать благоприятную атмосферу в семье. Она не содержит конкретных методик, зато в ней есть гороскопы, описания типов личности… жаль, что нету кроссворда!

В России закаливание издавна было массовым. Примером этого могут быть деревенские бани с парными и «снежными» ваннами. Однако в наши дни данный способ поддержания здоровья, к сожалению, утрачивает свою популярность. Более того, многие родители из опасений простудить ребенка уже с первых дней его жизни занимаются пассивной защитой от простуды: укутывают его, наглухо закрывают форточки, и т.д. Такая «забота» о детях не создает условий для их адаптации к меняющейся температуре окружающей среды. Наоборот, она влечет ослабление их здоровья, что неизбежно приводит к частому возникновению простудных болезней. Закаливание – это система оздоровительных действий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья факторам. Такая устойчивость может быть достигнута только в результате систематической тренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации. Что происходит в организме при закаливании? Прежде всего, тренируются нервные окончания, чувствительные к температурным воздействиям. Одновременно природные факторы – солнце, воздух и вода – действуют на сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки. Под действием холода просветы кожных и подкожных сосудов сужаются, за счет чего увеличивается кровенаполнение во внутренних органах. В результате теплоотдача уменьшается, а теплопродукция возрастает. Поэтому даже длительное воздействие холодом не изменяет сколько-нибудь заметно температуру тела закаленных людей.

И далее идет перечисление мер, которые необходимо предпринять, укрепить и приумножить. От такого стиля безнадежно веет прошлым. Но, может быть, кому-нибудь захочется скоротать с этой книгой вечерок памяти «Пионерской зорьки».

Книга на сайте издательства: http://www.piter.com/book.phtml?978549807180

А.Соколов
Об аллергии у ребенка от 0 до 3 лет

Издательство: Питер, 2010 г.

В нашей стране лечение аллергии у детей осуществляется с размахом и завидной четкостью. Бороться против него – все равно, что поднять руку на дракона. В принципе «вылечить» аллергию у своего ребенка может любая мама, ибо на участке, а также на приеме у врача-аллерголога ей предложат одну и ту же схему: дайте антигистаминное, ведите пищевой дневник, смазывайте гормональными кремами, а главное, запомните: теперь вы обречены, теперь вы – аллергики, атопики и прочие забавные прозвища. На то, что у кожных высыпаний имеются еще 999 причин кроме аллергии, обратит внимание один врач из сотни. Ах да, еще дисбактериоз. Как же, как же. И его полечим.

Неизлеченная псевдоаллергия может привести к развитию так называемой гиперреактивности иммунной системы и  в результате к истинной аллергии. Когда такое случается? Когда у ребенка, например, в результате неправильного введения прикормов развился до года атопический дерматит, но мама и врач решили, что это аллергия, и начали лечить аллергию, иммунитет. Как в старом анекдоте – искать не там, где потерял, а там, где светлее. Результатом такого лечения может быть, к примеру, развитие к 6-9 годам бронхиальной астмы. Часто аллергию приписывают грудным детям. Наиболее распространенным «виновником» считают молоко. На самом деле аллергия на молоко встречается довольно редко, а причинами дерматитов (высыпаний на коже) у грудничков в 85% случаев являются:

  • раннее отлучение от груди;
  • раннее и резкое введение смесей и прикормов;
  • постоянные запоры;
  • незрелость органов и систем, адаптация к новым условиям жизни – воздуху, микробам, питанию (это связано не с аллергией, а с тем, что маленький человечек не успевает адаптироваться к новой и сложной жизни; ослабленные излишней нагрузкой органы ребенка работают хуже, приводя к изменениям в анализах крови, кала «на углеводы», копрологии и пр).

    Если начать заменять-отменять продукты, смеси, прикормы, назначать диету кормящей маме, вместо того чтобы помочь ребенку залечить пока незначительные нарушения в иммунной системе, поджелудочной железе, то ситуация только усугубится, так как новый продукт – это новая нагрузка на и так слабые системы заболевшего ребенка.

    Доктор Соколов написал книгу, которая вряд ли станет «бомбой» в своей теме, но туман невежества она развеет хотя бы частично. Если не брать во внимание оригинальную точку зрения автора на ввод прикорма, «мало молока» и прочие чисто медицинские советы о том, как отключить голову и победить природу, остальная информация подается в грамотном современном стиле. Доктор объясняет, что же это такое – незрелость ЖКТ, как проявляется недостаток ферментов, какие причины могут быть у сыпи и диатеза, кроме пищевой аллергии. И почему нельзя называть аллергией высыпания, возникающие на фоне прорезывания зубов, запоров и перемены обстановки. 

    Как известно, маленький ребенок отличается от взрослого более сильной реакцией на любой внешний раздражитель. Если брать психику, нервную систему, то родители знают, что малыша может испугать любая ерунда – крик, громкий звук, гром, кадр в детском мультике. Он пугается потому, что мало знает, мало видел. Так же и его органы и системы иногда чрезмерно сильно реагируют на разнообразные раздражители – пищу, укус, шерсть, грязь и т.д. Но это вовсе не аллергия. Это как когда ребенок учится ходить и падает… Ведь родители не ведут его к невропатологу, чтобы поставить диагноз, а спокойно тренируют ребенка в ходьбе и ждут, пока он, его ножки научатся ходить. Потихоньку и постепенно. Так же и с «псевдоаллергенами»… Происходит процесс обучения и приучения. Вспомните, что мы рассказывали о введении прикормов – это же просто обучение и приучение, привыкание, тренировка, а по-научному – выработка толерантности, терпимости. Ребенок учится все детство. Первый укус комара сопровождается волдырем. Но после сотого укуса у ребенка возникает лишь слабое покраснение. Первый раз при встрече с кошкой, кроликом, при поездке на пыльную дачу у ребенка могут возникнуть чихание, зуд, кашель. Но это будет лишь реакция на «грязь», привыкание, а не аллергия.

    Самое главное заблуждение, посещающее молодых родителей – это проецирование на ребенка собственных ощущений, оценка его действий с взрослой позиции. Многие искренне удивляются: почему ребенок пугается шума, почему он кидается вещами и кусает бабушку в преклонные два года, почему он в три месяца «диатезит», а в семь – покрывается шершавыми пятнами – неужели это все БОЛЕЗНЬ? То, что у ребенка еще нет жизненного опыта, и ему необходимо его накопить, подстроиться, адаптироваться как в физическом плане, так и в психологическом, понимают немногие. Книга «Все об аллергии у ребенка» заставляет задуматься не только о причинах диатеза. Она направляет мысль по верному пути: детство – это не диагноз, и действия/эмоции/кожная реакция ребенка – во многих случаях не болезни, а привыкание к жизни. И на это маленький ребенок имеет полное право.

    Книга на сайте издательства: http://www.piter.com/book.phtml?978549807474

  • Этот материал был полезен?