Издательство: Генезис, 2004г.

В преддверие первого сентября родители находятся в состоянии законного мандража. Виновники событий – дети – редко ощущают нечто подобное, расценивая школу как некоторую докуку, изменение привычек в сторону обязанностей – вставать рано да еще эти уроки. Что же чувствует в это время другая сторона – преподаватели школ? Как они готовятся, пишут планы, настраиваются на отражение психологических атак со стороны родителей, директоров, самих детей… Учитель – это серьезно. Люди, отбывающие в школе некую повинность заметны издалека, хорошие учителя на вес золота. Родители мало задумываются о том, что испытывает учитель, находясь один на один с классом – своих забот хватает.

Эту книгу полезно если не прочитать, то пробежать глазами не только специалистам (учителям, воспитателям, школьным психологам и студентам). Родители тоже могут найти в ней немало интересного.

Свободная личность — это ответственная личность. Сколько в человеке ответственности, столько и свободы. Некоторые способы общения просто уничтожают «свободу-ответственность» ребенка.

Учительница (с раздражением): Выйди вон из класса!

Ученик: Почему я?

Учительница: Потому что я так сказала.

В этой схеме общения от ребенка не требуется ответственного отношения к своим поступкам, требуется только послушание. Свобода-ответственность — нечто прямо противоположное послушанию. Она складывается из двух факторов: необходимости самому сделать выбор и самому нести ответственность за последствия этого выбора. Настаивая на своем и угрожая («Если ты не прекратишь, вызову папу в школу!»), учитель не дает ученику возможности сделать выбор. Подчиняясь силе, ученик выходит из такого общения менее свободным и… более безответственным. Менее свободным становится и сам учитель: не случайно авторитарные учителя много времени и сил уделяют процессу оправдания себя. Партнерские отношения с учениками избавляют учителя от необходимости оправдываться впоследствии. Они с самого начала строятся на двух воспитывающих личность правилах:

• ученик всегда выбирает поведение, и учитель помогает сделать выбор осознанным;

• свобода выбора — это готовность самому отвечать за его последствия.

…особенно если ваш ребенок, как вы подозреваете, относится к категории трудноуправляемых детей. Он не тихоня, идущий у коллектива на поводе, не преданный Санчо Панса, служащий лидерам. Он сам – лидер. В книге дается подробный расклад, как нужно общаться с такими детьми в классе. Ведь ребенок-лидер (или хулиган, или не в меру вспыльчивый, ранимый и т.д., вариантов много) «тянет» за собой почти весь класс, его энергетика приковывает к себе внимание, особенно во время учебного процесса.

Дети, которые демонстрируют поведение, направленное на привлечение внимания, и даже властолюбивые дети иногда могут быть вполне обаятельными и симпатичными людьми. Учеников, выходки которых продиктованы местью, обычно симпатичными не назовешь. Они выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют. Это — самый тяжелый случай для воспитания. Кажется, что они всегда готовы провоцировать учителя. Этих учеников можно распознать даже по речи, которая полна таких эпитетов в адрес другого, как «подлый», «злобный», «жестокий». Когда ваш ученик, маленький еще человек, устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесенные ему обиды, реальные или воображаемые. Такое поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое учитель ответил применением силы. Да, мы, взрослые, можем поставить ребенка на место, ибо мы сильнее и у нас есть система угроз, шантажа и санкций. Однако такой способ реагирования обычно оказывается непродуктивным, ибо в некоторых душах он сеет зерна глубокой обиды, которые прорастают мстительностью. И мы получаем в ответ куда более серьезные выходки учеников-мстителей. Такая выходка может последовать через 2 минуты, через 2 часа, 2 дня, 2 недели, а может, и через 2 года после нанесения обиды, но она обязательно последует, в этом можно не сомневаться. Поскольку невозможно все время ожидать нападения, мы никогда не сможем быть полностью готовы к ней. Подобно Кутузову в 1812 году, ученики-мстители дают учителям — своим противникам — выиграть в нападении, но побеждают их в партизанской войне. Месть ученика не всегда начинается с явной обиды, нанесенной учителем намеренно. Она может быть спровоцирована совершенно случайно.

Учителям приходится делить ответственность за детей, но они не обязаны брать на себя абсолютно все. Все-таки, детей воспитывают дома. В школе к ребенку применимы педагогические системы, в них очень мало живой психологии, но учителю волей-неволей приходится быть неплохим психологом, развязывая различные ситуации. Он знает, что одно слово, сказанное невпопад, один упущенный жест может привести к «взрыву», и выстраданный урок пойдет насмарку. Хороший учитель умеет держать внимание класса. Хорошим учителем быть очень непросто.

Часто мы можем прекратить «плохое» поведение учеников, действуя неожиданно. Когда мы что-то неожиданно «выкидываем», мы как бы говорим: «Я все вижу и знаю, что ты делаешь, но не собираюсь играть в твою игру». Игра требует по меньшей мере двух участников. Когда же учитель отказывает в игре, лучше делать это необычным способом. Скажем, короткие вспышки хохота лучше, чем что-либо другое, могут разрядить атмосферу в классе. Чем больше юмора в вашем классе в момент нарушения поведения, тем быстрее оно прекратится. Вот некоторые конкретные приемы данной стратегии. Выключите свет. Это старый испытанный способ, который учителя используют давно. Когда кто-то из учеников или весь класс стал неуправляемым, просто поверните выключатель, подождите тишины несколько минут. Нет необходимости в очередной раз читать обвинительную речь или лекцию о том, что ученики плохо себя ведут, ведь они и сами прекрасно понимают, что нарушают правила поведения. В этой ситуации молчание дает больший эффект, чем громкие слова. Используйте музыкальные инструменты. Учителя музыки часто исполняют аккорд или несколько аккордов на пианино в момент нарушения поведения. Вместо пианино может быть использован любой музыкальный инструмент, и не только на занятиях по музыке. Начните говорить тихим голосом. Известны результаты социологического опроса учеников разных классов. На вопрос «Что вам больше всего не нравится в школе?» большинство учеников ответили: «Учителя, которые орут». Учительские крики не уменьшают уже существующий беспорядок и сильно снижают самоуважение и внутреннюю свободу учеников. Когда мы начинаем говорить тише, ученики, наоборот, прислушиваются и обращают на нас внимание, а это отвлекает их от нарушения поведения. Когда мы говорим спокойно, они тоже говорят спокойно.

В книге даны упражнения для тренингов во внеклассное время, так же в ней приводится масса советов, которые пригодятся людям, желающим открыть собственные школы или курсы. Например, должен ли ученик компенсировать порчу имущества. Или как стимулировать тягу к знаниям и уверенность в себе простыми наглядными пособиями. Кстати, этот совет пригодится и родителям – что висит у ребенка в комнате на стенах? Может, уговорить его повесить вместо плакатов «с мрачными рожами» хотя бы карту мира…

Плакат с «заклинаниями-девизами». Очевидно, что дети, постоянно демонстрирующие поведение, направленное на избегание неудачи, внушают себе: «Я не смогу этого сделать», «Это слишком трудно», «Я никогда не сделаю правильно». Помогите ученикам изменить внутреннюю речь. «Ты сможешь, если будешь думать, что сможешь! — говорит мудрый учитель своему ученику. — Повторяй это каждый день, особенно в отношении того, что у тебя плохо получается». Можно повесить в вашем классе перед глазами учеников плакаты с такими «заклинаниями» (внутренними девизами): «Я смогу это!» «Пробуй - и результат обязательно будет!» «Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!» «Я могу стать таким, каким я хочу быть». Ищите два «плюса» на каждый «минус». Введите правило: когда услышите, что ученик негативно высказывается о себе и своей учебе, вслух скажите о его работе не менее двух позитивных утверждений. Этот прием помогает ученикам обращать внимание на те слова, которые они говорят себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный. Поначалу ученики чувствуют некоторую неловкость, когда слышат о себе хорошее, но… «к хорошему быстро привыкаешь». Одно условие: реплики учителя должны быть предельно конкретными.

Наверное, каждый из нас может вспомнить своего самого нелюбимого учителя. Почему же он был нелюбим? Чаще всего, благодаря раздраженному тону и негативной (недовольной, осуждающей) нотке в разговорах.

Одному султану приснился страшный сон. Ему приснилось, что у него один за другим выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил султану: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, ты одного за другим потеряешь всех своих родных». Толкование разгневало султана. Он повелел бросить прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты переживешь их всех». Султан был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивлялись этому. «Ведь ты не прибавил ничего к тому, что сказал твой бедный предшественник, как же случилось, что он был наказан, а ты награжден?» — спрашивали они. Толкователь снов отвечал: «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и в том, как сказать». Как видите, во все времена позитивное отношение к фактам и людям не только гуманнее, но и выгоднее отношения пессимистического. В деле воспитания детей позитивный подход является единственным, позволяющим «увидеть свет в конце туннеля». Овладение навыком позитивной речи может привести к тому, что учитель сдвинется с позиции «красного карандаша» и почувствует себя более эффективным в вопросах воспитания.

И самое, пожалуй, важное.

Не избалуем ли мы учеников своим вниманием? Не избалуем. Ни вниманием, ни принятием, ни утверждением, ни признанием, ни своими теплыми чувствами избаловать невозможно. Избаловать и испортить ребенка мы можем тремя способами.

Мы портим его, когда:

- видим, что он нарушает правила поведения, и не реагируем подходящим образом,

- делаем для него слишком много того, что он сам мог бы сделать для себя,

- «вытаскиваем» его из неприятной ситуации, в которой он оказался по собственному выбору.

Все виды поддержки полезны, если они совершаются грамотно. Удваивая, утраивая, учетверяя дозы, мы все равно не рискуем нанести вред воспитаннику. Усиление всех видов поддержки — лучшая педагогическая реакция на поведение ученика в ситуации стресса. Что бы ни явилось причиной стресса — болезнь, разрыв с любимым мальчиком или девочкой, развод родителей, — мы немедленно должны ответить удесятеренными «инъекциями» всех видов поддержки. Некоторые учителя говорят, что как раз те ученики, которые нуждаются в поддержке больше других, не могут ее получить от нас, так как все время доставляют нам неприятности. Но чья это проблема? Трудность, возможно, существует для нас, действующих педагогически в целях повышения их самоуважения. Сначала мы испытываем трудности, но потом замечаем, что дело идет легче, и в конце концов обнаруживаем, что наши усилия оплачены улучшением поведения ученика.

Книга будет хорошим подарком для вашего любимого преподавателя и намеком для нелюбимого. Остается надеяться, что любимых всегда будет больше, и наше смутное время не разгонит, не испугает и не спрессует людей, верных своему нелегкому, но уважаемому труду.

Метки:
Этот материал был полезен?