перевод с французского А.Васильковой, Н. Васильковой

Эксмо, 2005 г.

 

Категория: раннее развитие

 

 

Развитие нервной системы происходит в течение первых лет жизни малыша и проявляется в приобретении различных навыков: ребенок учится садиться, ходить, говорить... В этот период у родителей возникает много вопросов о том, как вести себя, что необходимо делать и чего делать нельзя. Воспользуйтесь советами этой книги, чтобы создать вашему малышу условия для гармоничного развития.

 

 

Раньше, лет 20 назад, литература о развитии детей писалась исключительно с высоты родительского взгляда. Ребенок обсуждался как бы со стороны, это удивительное существо с другой планеты предлагалось развивать эмоционально методами отвлечения (яркие игрушки) или отчуждения (пускай проорется), остальные проявления личности – которую никто не спешил признавать – советовали подвергнуть дрессировке. Теперь авторы книг о воспитании все чаще принимают сторону ребенка. Неожиданно оказалось, что у детей до года и старше есть свое мнение, свое представление о себе и окружающих, а главное – право выбора.

На любом этапе самоутверждения у грудного младенца присутствуют реакции, которые волнуют родителей. Ребенок, который реагирует на то, что его оставили в одиночестве, или которому в полгода становится трудно заснуть, вовсе не является ни «гиперактивным», ни «нервным». Годовалый ребенок, продолжающий делать то, что ему запрещают, тоже не является нервным. И тот, который отказывается есть и разбрасывает еду, тоже не нервный. Наконец, в возрасте 15-18 месяцев самоутверждение заставляет малыша вполне сознательно отказываться выполнять просьбы родителей, а тем более – их приказания (и это нормально!). Самоутверждение, т.е. способность сказать «нет», дает ребенку возможность обозначить свое собственное пространство.

Книгу «Моторное и эмоциональное развитие ребенка», написанную французским доктором с непереводимым именем, можно назвать путеводителем по сложному ребенчатому миру. Сначала мне показалось, что в ней чересчур налито, грубо говоря, воды, и ценные факты приходилось вылавливать с закладками. К концу чтения вся книга была украшена частоколом закладок. Автор эмоционально, но уверенно склоняет читателя к главному – уважению и вниманию к собственному ребенку. В книге преподаются азы информации по развитию органов чувств ребенка: слух, кожная чувствительность, ощущение равновесия, обоняние, вкус, зрение. Какова роль родителей в развитии этих чувств, и что такое рефлексы.

С самого рождения единственным способом высказывания для новорожденного является плач. Этот плач нередко становится источником тревоги для родителей, но у ребенка далеко не всегда он выражает страдание. Понемногу по тональности плача мама научится распознавать различные просьбы малыша. Поэтому плач следует воспринимать как средство общения. К 2-месячному возрасту, малыш начинает произносить «аю», «аре», «агу». В 3 месяца эти звуки он будет издавать все чаще, иногда в ответ на обращение. (...) В 4 месяца ребенок начинает петь, главным образом на все лады распевая «а-а-а-а». В 5 месяцев он издает крики, которым сам сильно удивляется. В 6 месяцев малыш модулирует звуки и может ради забавы выталкивать или выдувать через губы овощное пюре. В 8 месяцев появляется звукоподражание, как правило, это слоги «ма» или «па». К 10 месяцам или к году малыш будет говорить непонятные слова, в 12-18 месяцев он может начать произносить простые слова, а потом соединять их. В 18-20 месяцев  ребенок способен сказать фразу из 2-3 слов…

Так и хочется воскликнуть: какие добрые французы. Некоторые наши врачи считают, что ребенок с девяти месяцев вовсю должен называть своих родственников. Все помнят случаи, когда ребенка, не достигшего года, направляют к логопеду –  плохо говорит! Это отголоски старых методов: раньше детский лепет на непонятном языке не особо уважали и не привязывали его к развитию в принципе.

Интересно было узнать, в каком возрасте малыш должен делать то и это, когда исчезают архаические рефлексы (приобретенные во внутриутробном периоде) и появляются намеренные (осмысленные).

Из-за того, что в течение долгого времени беременности ребенок пребывал в материнской утробе в согнутом положении, он и после рождения сохраняет эту позу. Его конечности находятся в гипертонусе сгибания (они согнуты, и их трудно выпрямить), но одновременно с этим присутствует и осевая гипотония, т.е. из-за пониженного тонуса позвоночного столба ребенок не может ни держать головку, ни оставаться в сидячем положении.

Далее приводится информация, благодаря которой понимаешь: гипертонус – это не болезнь. Это естественное проявление, и ребенок сам способен с ним постепенно справиться. Поневоле вспоминаются посещения участкового невропатолога, слово «гипертонус» всегда звучит как диагноз, часто для его лечения с месячного возраста выписываются таблетки.

Интерпретация действий ребенка нередко оказывается ложной, когда мать или отец в той или иной ситуации обращается к собственному опыту. А еще чаще это происходит с бабушками и дедушками, которым непременно хочется, чтобы малыш их узнавал и улыбался им: не в силах дождаться, пока малыш до такого «дозреет», они порой довольно агрессивно требуют от него ответа, отчего он, бедняжка, не понимая, что происходит, принимается плакать. И все ожидания бабушек и дедушек оказываются напрасными.

Нужно принять, что быть рядом с ребенком означает быть готовым что-то ради него сделать, действовать в его интересах. Не всегда совпадающих с собственными родительскими интересами.

Автор книги подробно и очень увлекательно отвечает на самые животрепещущие вопросы: что такое задержка развития речи, как опознать глухоту на ранней стадии, когда ребенок должен начинать ходить. Целые статьи отведены проблеме сосания большого пальца (тема-хит в разделе «детки до года» - «сосет палец!») и пустышке. Оказывается, предлагая пустышку, родитель лишает ребенка того самого права выбора. Взрослого человека раздражает тот факт, что у его чада появилась «вредная» привычка, ведь палец нельзя отнять и дать в другое время, палец принадлежит ребенку, это его собственный палец!  Когда хочет, тогда и сосет. Непорядочек! Срочно заменить пустышкой, ведь пустышку всемогущая мама может взять в удобный для нее момент. Не то, что противный палец…

В ответ на каждую свою просьбу, воспринимаемую как проявление неблагополучия, а в особенности на плач по любому поводу, ребенок ПРИВЫКАЕТ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ СОСАНИЯ. Но ведь развитие ребенка показывает не только его собственную эволюцию, но так же и эволюцию его родителей. Поэтому надо помнить, что злоупотребление пустышкой (которая вырабатывает лишь два понятия – «удовольствие» и «неудовольствие») никоим образом не способствует тому, чтобы ребенок, развиваясь, постепенно научился справляться с трудностями определенного рода. В чем это выразится реально? Младенец будет по-прежнему плакать в ожидании кормления, он не сможет засыпать, потому что не чувствует себя в безопасности, создаваемой благодаря тому или иному ритуалу.

Возможно, автор немного утрирует, но в целом он прав: ощущение благополучия нельзя заменять только удовольствием. Ребенок должен постепенно взрослеть и привыкать к «взрослым», осознанным ритуалам (отвлеклись – поиграли – искупались - сделали массаж – сон, и т.п.)

И о реакции сопротивления: обучившись новому, ребенок практически всегда начинает сопротивляться повтору, включается так называемый механизм сопротивления. Например, научился ходить – и опять пополз, всю неделю плачем реагировал на попытки взрослых стимулировать самостоятельную ходьбу. Лучшая реакция родителей: немного подождать, и ребенок обязательно пойдет сам. Расцвет реакции сопротивления приходится на приучение к горшку. Французский доктор дает немало советов, как избежать трудностей в приучении к опрятности, какие ошибки совершают родители, стремящиеся поскорее выдрессировать свое дитя.

Совершенно очевидно, что ребенок в «возрасте противоречия» (18-20 месяцев) с трудом может мириться с жизнью по приказу.

Чего следует избегать: превращать приучение к опрятности в неразрешимую проблему, сурово приказывая ребенку садиться на горшок тогда, когда вы этого захотите. Постоянно твердить малышу об опрятности и привлекать к этому внимание всей семьи. В трудный для малыша момент, когда он сидит на горшке, окружать его многочисленными зрителями. Приучать к горшку годовалого ребенка или ребенка в возрасте до года. Это не приучение к опрятности, а дрессировка! В таком возрасте малыш будет делать все рефлекторно, поскольку его нервные пути еще не созрели. И даже если он сделает «пи-пи», когда вы станете лить воду, или «а-а», когда вы уберете подгузник, это не будут сознательные действия.

Если родителей чрезвычайно волнует проблема опрятности, то для ребенка согласиться расстаться с выходящими из его тела «продуктами», отдать «свое» - это проблема зрелости.

После книги остается впечатление, будто поговорил с приятным, адекватным доктором, который считает, что ребенок на многое способен сам, но родителям ни в коем случае нельзя оставаться в стороне. Они, как и их дитя, тоже должны заново учиться чувствовать. Слышать. Говорить. Ощущать. Проходить всю радугу чувств заново вместе со своим ребенком.

Метки:
Этот материал был полезен?