Изд-во ПИТЕР, 1996 г.

 

 

Предпраздничное настроение не предполагает заумных бесед и тягостных раздумий, поэтому поговорим о легком – об игре. Вопрос «чем занять ребенка» для всех родителей актуальнее, чем «быть или не быть». Такой же вечный. От собственных мыслей на этот счет устаешь больше, чем от игр. Книга «400 способов занять ребенка» - это не только хороший сборник развивающих игр для детей от 2-х до 8-ми лет. Это еще и способ поднять настроение: почему-то у меня чтение книги вызвало гомерический хохот периодами и глупое хихиканье в отдельных местах. Может, погода шалит или воображение перед праздниками слишком бурное. Но это же весело! Значит, книжка нужная. К примеру, читаем о возможных занятиях ребенка во время поездки.

Выгляните в окно и посмотрите на окружающий мир критическим взглядом. Каждый раз, когда кто-нибудь из вас заметит нечто, портящее красоту пейзажа, или вредное для здоровья, объявляйте: «Загрязнение» — и объясняйте, что именно. Это может быть замусоренная улица, удушающие выхлопные газы грузовика, дымящая фабрика. Обсудите причину загрязнения. Сравните степень загрязненности в районах, через которые вы проезжаете.

Вам бы пришло в голову? Живо представляются печальные лица взрослых, скорбно размышляющих о тщете всего сущего, плохой экологии, жизнь не удалась… Проезжаем ВИЗ, машину заволокло смогом, проезжаем центр – пробка. Выхлопные газы, некультурная речь усталых водителей льется в окно. Ребенок увлеченно чертит графики ухудшения экологической ситуации. Если без шуток, эта игра замечательно учит ребенка подмечать социальные проблемы в нужном свете. Игра полезная, ребенку наверняка понравится быть «правильным», полезным гражданином общества.

Кто увидит первым?

Пусть дети придумают свои дорожные правила. Например, если вы видите кафе, надо сказать «кофе». Если вы пересекаете железную дорогу — поднять обе ноги, а если увидите собаку — залаять. Смысл в том, что каждый раз надо первым верно выполнить правило. Тот, кто раньше всех наберет десять очков, выигрывает игру. В случае, если все реагируют одновременно, каждый получает очко.

Тоже интересная игра, правда, на ходу поднимать обе ноги не очень удобно, да и небезопасно. Лучше пусть это будут руки, иначе куча-мала неизбежна: поднятые ноги соседа по машине так и хочется схватить.

В часы пик вы с ребенком можете оказаться в потоке быстро движущихся машин и вам необходимо внимательно следить за дорогой. Это одна из игр, которая предназначена для той нетипичной ситуации, когда ребенок хочет поговорить с вами, а вы не можете. Отправляясь в путь, возьмите фломастер, а лучше два, разных цветов, и нарисуйте на пальцах вашего ребенка рожицы — улыбающуюся, недовольную и удивленную с открытым ртом — три на одной руке и две на другой. Пусть ваш ребенок даст имя каждой «кукле» и познакомит их между собой. Спросите его, может ли он рассказать им сказку, спеть песенку и как-то развлечь их, пока вы будете ехать по оживленному участку дороги.

Данное упражнение – рисование рожиц на пальцах – относят к арт-терапии, его часто используют психологи в общении с ребенком. Попробуйте поиграть с «пальчиковыми человечками» дома, увидите, как ребенок с удовольствием концентрирует внимание и проявляет сообразительность в игре с эмоциональными пальцами-рожицами. А еще, если вы вдруг поссорились с ребенком, этот метод поможет помириться: пусть прощения просят пальчики.

Уничтожь пыль

Вы уже знаете, как бороться с привидениями и разбросанными вещами. Теперь пришло время «победить» пыль, ведь ребенку так нравится карабкаться по креслам и диванам и ползать под ними. Дайте ему пылесос, и пусть он шарит «страшной рукой» по всем закоулкам, собирая пыль под столами, кроватями и в других недоступных уголках, в то время как вы убираете все остальное.

«Страшная рука» - это сильно. Нехитрые методы помогут обучить ребенка порядку: дети любят играть, а значит, прибираться нужно с игрой.

Из канцелярских скрепок получаются прекрасные игрушки. Еще лучше, если у вас есть цветные скрепки. Покажите ребенку, как, соединяя их друг с другом, можно смастерить ожерелье для себя, сестры, бабушки или своей подруги. Скрепки — отличный строительный и дизайнерский материал для игрушечных трасс и шоссе, по которым проносятся машины из спичечных коробков. У вас нет машин? Тогда возьмите ластики и соедините их распрямленными скрепками. Когда ребенку надоест это занятие, пусть он на бумаге выложит из скрепок какую-либо композицию, а затем обведет ее карандашом. Потом надо снять несколько копий с этого рисунка, чтобы ребенок мог раскрасить их в разные цвета: один — в голубой, другой — в розовый, а третий — в солнечно-оранжевый.

Эх, в нашем детстве не было разноцветных скрепок, а бусы из них и правда выглядят привлекательно. К тому же, они прекрасно развивают мелкую моторику.

Все игры и занятия в книге систематизированы по сезонам и специфическим условиям: сборник зимних игр, летних, игры на пляже.

Используйте холодный день, чтобы помочь ребенку стать «ученым-экспериментатором», изучающим эффекты воздействия солнечных лучей. Дайте малышу два стаканчика — лучше пластмассовые, но сойдут и бумажные. В каждый из них налейте подкрашенную в разные цвета воду — примерно полстакана. Потом посоветуйте ребенку поставить во дворе один стаканчик на солнечной стороне, а другой — в тень, и чтобы он почаще проверял, в каком стаканчике вода начнет замерзать быстрее. Сколько времени потребуется каждому стаканчику, чтобы вода в нем замерзла? Замерзает ли вся вода одновременно или есть некоторая разница между верхней частью стаканчика и дном?

В более теплую погоду ваш маленький экспериментатор может сделать обратный опыт. Накройте стаканчики с подкрашенной водой пластмассовыми крышками и поставьте их в морозильник. Когда вода замерзнет, вынесите стаканчики на улицу — один на солнце, а другой в тень. Понаблюдайте, как быстро начнет таять в них вода.

Помню, как в детстве мы любили экспериментировать, какие только физические опыты не ставились. Нужно передать бесценный опыт младшему поколению: вспоминайте фокусы со спичками, с сохраненным в морозилке снегом, все, чем баловались, будучи школьниками, когда еще компьютер и сто телевизионных каналов не манили пуще улицы.

Когда на улице слишком холодно, чтобы ребенок мог там попрыгать, а прыгать вашему непоседе просто необходимо, сделайте «снежные горы» дома. Положите подушки на пол там, где посвободнее, чтобы ребенок не мог поранить себя или поломать что-нибудь вокруг. Накройте их белой простыней и объявите их личными снежными горами вашего малыша. Каким-нибудь сказочным заклинанием превратите ребенка в снежного барса, и пусть он попрыгает с одной горы на другую. Понаблюдайте, сколько времени потребуется «барсу», чтобы разрушить горы. Потом пусть он снова построит их.

Соседи будут просто счастливы, слушая, как холодными зимними вечерами по потолку прыгает барс. Но разве это главное?

Эта сказка поможет занять детей на дне рождении.

С группой детей можно сыграть такую сценку как, например, «Большая Черепаха и Заяц»:

Жил когда-то заяц — это такой зверек вроде кролика (поставьте указательные пальцы над головой, изобразив ушки зайца), и большая-пребольшая черепаха — как маленькая, но совсем большая (согните руки и опуститесь на четвереньки). Заяц бегал очень-очень быстро. (Согните руки и быстро по очереди выставляйте вперед кулаки.) А черепаха бегала очень-очень медленно. (Медленно, по очереди двигайте согнутыми руками, выставляя вперед кулаки.) Однажды заяц сказал черепахе: «Давай побежим наперегонки!» (Поставьте руки рупором, как бы имитируя спортивную команду.) На старт… внимание… марш! (Поставьте указательный и большой пальцы в положение «ружье вверх», при слове «марш» поверните руку указательным пальцем вперед.) Вот бежит заяц. (Быстро перебирайте кулаками.) А вот ползет черепаха. (Медленно перебирайте кулаками.) Вдруг заяц остановился. Он посмотрел вокруг, но не увидел большую черепаху. (Поставьте руку надо лбом козырьком, как бы пытаясь разглядеть, где черепаха.) И заяц решил вздремнуть под деревом. (Закройте глаза и притворитесь, что спите, можно даже похрапеть.) И вдруг… он проснулся. Он сказал: «Я забыл про соревнования! Лучше мне поторопиться!» (Быстро перебирайте кулаками.) А большая черепаха тем временем, ни разу не останавливаясь, все шла вперед. (Медленно перебирайте кулаками.) Большая черепаха выиграла соревнование и пришла первой. (Сожмите руки над головой, как это делают чемпионы.) Заяц ужасно рассердился. (Сделайте злое лицо и положите руки на бедра.) А большая черепаха была очень счастлива. (Гордое, улыбающееся лицо.)

Кстати, об арт-терапии, это незатейливое упражнение как раз оттуда.

Пусть ребятишки, заполнившие ваш дом, превратятся в деревья. Подскажите детям, каким частям дерева соответствуют части тела. Ноги могут быть корнями, тело — стволом, руки — ветками, пальчики — листьями. Вы можете изображать какое-либо явление природы, а дети должны реагировать на него. Вы можете быть ветром, солнцем или дождем. А время от времени вы изображаете лесника с топором в руках, который собирается срубить дерево. Когда вы кричите «Бревно!», остановившись перед каким-то «деревом», это «дерево» должно падать.

Книгу можно скачать из электронных библиотек - к сожалению, неизвестно, переиздавалась ли она. Вполне возможно, что она есть и в бумажном варианте, поскольку в форуме издательства «Питер» было немало просьб об этом.

Метки:
Этот материал был полезен?