МАМИНА ШКОЛА Олеси Жуковой

 

«Развиваем до рождения» В.К. Сергеева

 

«Наш малыш!», методики для развития детей до года

 

изд-во АСТ, 2005

 

 

 

 

Серия «Мамина школа» Олеси Жуковой, известного педагога, ведущего специалиста Санкт-Петербургского НИИ уха, носа, горла и речи, старшего преподавателя кафедры логопедии Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга - это небольшие яркие книжки, выпущенные в помощь будущим и состоявшимся мамам. Их удобно брать с собой в дорогу, они легко умещаются в сумке в противовес огромным подарочным томам, посвященных теме «мать и дитя». И эти книги порою гораздо информативнее, поскольку содержат только нужную информацию, а не заполняют бумажное пространство бесконечными травниками или устаревшими выжимками из книг прошлого века. В конце концов, такую книгу легко держать в одной руке, когда вторая занята непосредственно ребенком. Серия включает методички для беременных: пилатес, йога, рекомендации по приданому для ребенка; сборники колыбельных и потешек, первые буквари, методики для раннего развития.

К примеру, книга В.Сергеевой «Развиваем до рождения». Ее можно назвать сборником упражнений для общения, внутриутробного развития и даже обучения малыша, который еще не родился, но уже хочет, чтобы на него обращали внимание.

Последние исследования ученых выявили очень интересные факты. Оказывается, примерно с 50-го дня беременности ребенок способен воспринимать зрительные картины, которые видит его мама, а также связанные с ними эмоциональные переживания. Известный американский психолог С.Гроф и его коллеги проводили специальные сеансы, в ходе которых память пациентов возвращалась в период внутриутробного развития. Участники этих сеансов не только описывали картины, которые видели их матери в период беременности, но и вспоминали, какие эмоции вызывали те или иные из них. Такой феномен объясним с научной точки зрения: все дело в удивительных свойствах сетчатки глаза. Она способна не только воспринимать внешние сигналы и передавать их в мозг, но и воспроизводить образы, возникающие в сознании.

В книге содержится календарь беременности по неделям, календарь имен с их значением, советы опытных мам, списки необходимых вещей для роддома, и тех, что понадобятся после возвращения домой ребенку и маме. Особый интерес вызывает раздел мифов о беременности, такое ощущение, будто попадаешь в форум «беременность и роды» и читаешь самые популярные темы за неделю

Мифы и реальность.

«Живот кругленький – родится девочка, «огурцом вперед» - мальчик.

Частота совпадений невелика. Пол ребенка не влияет на форму живота матери. Форма живота во время беременности зависит от многих факторов: размера ребенка, расположения плаценты, особенностей строения органов женщины.

Женщина выглядит хорошо – будет мальчик, плохо – девочка («дочки красоту отбирают»).

Увы. Примета «работает» далеко не всегда. На внешность больше влияют самочувствие женщины, ее питание, наличие отеков. А это, как вы понимаете, с полом ребенка не связано.

Нельзя сидеть нога на ногу, качать ногой – ребенка задавишь (или в пуповине запутается).

Поза «нога на ногу» действительно очень неудачна во время беременности. Конечно, ребенка вы не задавите. Однако в этот момент пережимаются сосуды, нарушается кровообращение, малышу не хватает кислорода.

Нельзя вязать спицами и крючком – ребенок в пуповине запутается.

Никакой связи между этими вещами нет – вяжите на здоровье!

«Тянет» на острое, копченое и соленое – родится мальчик, на сладкое – девочка.

Связи между полом и гастрономическими пристрастиями мамы в медицине пока не найдено.

Тянет внизу живота – угроза прерывания беременности.

Не всегда. Матка – мышечный орган. Мышцы могут растягиваться, «привыкать» к новому состоянию, реагировать на ваше эмоциональное состояние. Угрозу может определить только врач!

Не бойтесь показаться мнительной.

Очень грамотные статьи, составленные в свете рекомендаций ВОЗ и современных исследований, помогут в вопросах грудного вскармливания и необходимости контакта с мамой в первый год жизни.

Миром ребенка, его вселенной является его мать. Это утверждение остается справедливым и после рождения ребенка. Что происходит с чувствами и желаниями малыша после рождения? Он попадает в другой мир, где есть другие звуки, свет, другие ощущения тепла и холода, он вынужден совершать действия, на которые раньше не был способен (например, он дышит, сам издает звуки).

Что же осталось неизменным? Периодически он попадает почти что в прежнее состояние: ему становится тесно, тепло, он слышит знакомые звуки, и когда он сосет, то чувствует знакомый вкус и запах околоплодных вод. Только тогда он чувствует себя в состоянии комфорта и безопасности. Эти чувства окружают его тогда, когда он находится на руках у матери или лежит рядом с ней.

Возможно, именно поэтому многие малыши с первых же дней отказываются спать в кроватке. Будьте готовы к такому повороту событий. Что делать вам? В первую очередь – определиться.

Подумайте, как вам будет проще и спокойнее: настаивать на своем, выслушивая крики малыша, ходить по комнате, укачивая чадо на руках, отдавать малыша на ночь папе или бабушке, спать вместе с ребенком. Ищите свои варианты.

Конечно же, вам придется хоть от кого-нибудь услышать, что «не нужно приучать ребенка к рукам», «плач развивает легкие», «не бери к себе в кровать – задавишь ребенка, это негигиенично»… Вы хотите сохранить здоровую нервную систему себе и ребенку? Не тратьте силы на споры и оправдания, просто выслушайте и забудьте.

Некоторые главы книги вызывают скептическую улыбку, к примеру, комплекс упражнений для обучения ребенка грамоте (рисование букв на животе). Но все эти милые занятия в комплексе: слушанье музыки, рассматривание красивых картин, безусловно, помогают маме больше концентрироваться на своем ребенке, посылая ему свою любовь, а в этом деле все средства хороши.

Замечательно, если вы любите слушать музыку, особенно классическую – польза от общения с лучшими образцами музыкальных произведений общеизвестна. Можно посещать консерваторию или пополнять домашнюю фонотеку записями произведений Моцарта, Баха, Вивальди. Музыку можно давать слушать малышу, прикладывая динамики проигрывающей аппаратуры к животу беременной мамы. Некоторые специалисты считают, что любимые музыкальные инструменты малышей – это флейта, гитара, арфа.

Еще несколько книг из «Маминой школы» рассказывают о развитии малыша в определенные периоды времени до года. Календарь развития по месяцам, рекомендации по выбору игрушек, соответствующих данному возрасту. Какие навыки и таланты должен развить малыш, и как ему в этом помочь: массаж, игры, потешки и песенки

Топ ногой, топ другой,

Я большой уже такой,

И шагают сами

Ноги прямо к маме.

***

Как на этой на неделе

Прилетали две тетери:

Походили – пощипали,

Походили – поклевали.

Посидели-посидели

И обратно улетели.

Прилетят в конце недели

Наши милые тетери.

Мы тетерок будем ждать,

Дадим им крошек поклевать.

Стишки сами подсказывают, что можно делать с ребенком: где ножками потопать, где пощипать или поклевать, а уж как это будет выглядеть, любая мама наверняка придумает сама. А полезные книги из «школы Олеси Жуковой» помогут ей в этом нелегком, но приятном труде: воспитании умного, самого лучшего в мире ребенка.

 

 

 

 

Метки:
Этот материал был полезен?