Сборник упражнений для общения, внутриутробного развития и даже обучения малыша, который еще не родился, но уже хочет, чтобы на него обращали внимание.
...
МАМИНА ШКОЛА Олеси Жуковой
«Развиваем до рождения» В.К. Сергеева
«Наш малыш!», методики для развития детей до года
изд-во АСТ, 2005
Серия «Мамина школа» Олеси Жуковой, известного педагога, ведущего специалиста Санкт-Петербургского НИИ уха, носа, горла и речи, старшего преподавателя кафедры логопедии Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга - это небольшие яркие книжки, выпущенные в помощь будущим и состоявшимся мамам. Их удобно брать с собой в дорогу, они легко умещаются в сумке в противовес огромным подарочным томам, посвященных теме «мать и дитя». И эти книги порою гораздо информативнее, поскольку содержат только нужную информацию, а не заполняют бумажное пространство бесконечными травниками или устаревшими выжимками из книг прошлого века. В конце концов, такую книгу легко держать в одной руке, когда вторая занята непосредственно ребенком. Серия включает методички для беременных: пилатес, йога, рекомендации по приданому для ребенка; сборники колыбельных и потешек, первые буквари, методики для раннего развития.
К примеру, книга В.Сергеевой «Развиваем до рождения». Ее можно назвать сборником упражнений для общения, внутриутробного развития и даже обучения малыша, который еще не родился, но уже хочет, чтобы на него обращали внимание.
Последние исследования ученых выявили очень интересные факты. Оказывается, примерно с 50-го дня беременности ребенок способен воспринимать зрительные картины, которые видит его мама, а также связанные с ними эмоциональные переживания. Известный американский психолог С.Гроф и его коллеги проводили специальные сеансы, в ходе которых память пациентов возвращалась в период внутриутробного развития. Участники этих сеансов не только описывали картины, которые видели их матери в период беременности, но и вспоминали, какие эмоции вызывали те или иные из них. Такой феномен объясним с научной точки зрения: все дело в удивительных свойствах сетчатки глаза. Она способна не только воспринимать внешние сигналы и передавать их в мозг, но и воспроизводить образы, возникающие в сознании.
В книге содержится календарь беременности по неделям, календарь имен с их значением, советы опытных мам, списки необходимых вещей для роддома, и тех, что понадобятся после возвращения домой ребенку и маме. Особый интерес вызывает раздел мифов о беременности, такое ощущение, будто попадаешь в форум «беременность и роды» и читаешь самые популярные темы за неделю
Мифы и реальность.
«Живот кругленький – родится девочка, «огурцом вперед» - мальчик.
Частота совпадений невелика. Пол ребенка не влияет на форму живота матери. Форма живота во время беременности зависит от многих факторов: размера ребенка, расположения плаценты, особенностей строения органов женщины.
Женщина выглядит хорошо – будет мальчик, плохо – девочка («дочки красоту отбирают»).
Увы. Примета «работает» далеко не всегда. На внешность больше влияют самочувствие женщины, ее питание, наличие отеков. А это, как вы понимаете, с полом ребенка не связано.
Нельзя сидеть нога на ногу, качать ногой – ребенка задавишь (или в пуповине запутается).
Поза «нога на ногу» действительно очень неудачна во время беременности. Конечно, ребенка вы не задавите. Однако в этот момент пережимаются сосуды, нарушается кровообращение, малышу не хватает кислорода.
Нельзя вязать спицами и крючком – ребенок в пуповине запутается.
Никакой связи между этими вещами нет – вяжите на здоровье!
«Тянет» на острое, копченое и соленое – родится мальчик, на сладкое – девочка.
Связи между полом и гастрономическими пристрастиями мамы в медицине пока не найдено.
Тянет внизу живота – угроза прерывания беременности.
Не всегда. Матка – мышечный орган. Мышцы могут растягиваться, «привыкать» к новому состоянию, реагировать на ваше эмоциональное состояние. Угрозу может определить только врач!
Не бойтесь показаться мнительной.
Очень грамотные статьи, составленные в свете рекомендаций ВОЗ и современных исследований, помогут в вопросах грудного вскармливания и необходимости контакта с мамой в первый год жизни.
Миром ребенка, его вселенной является его мать. Это утверждение остается справедливым и после рождения ребенка. Что происходит с чувствами и желаниями малыша после рождения? Он попадает в другой мир, где есть другие звуки, свет, другие ощущения тепла и холода, он вынужден совершать действия, на которые раньше не был способен (например, он дышит, сам издает звуки).
Что же осталось неизменным? Периодически он попадает почти что в прежнее состояние: ему становится тесно, тепло, он слышит знакомые звуки, и когда он сосет, то чувствует знакомый вкус и запах околоплодных вод. Только тогда он чувствует себя в состоянии комфорта и безопасности. Эти чувства окружают его тогда, когда он находится на руках у матери или лежит рядом с ней.
Возможно, именно поэтому многие малыши с первых же дней отказываются спать в кроватке. Будьте готовы к такому повороту событий. Что делать вам? В первую очередь – определиться.
Подумайте, как вам будет проще и спокойнее: настаивать на своем, выслушивая крики малыша, ходить по комнате, укачивая чадо на руках, отдавать малыша на ночь папе или бабушке, спать вместе с ребенком. Ищите свои варианты.
Конечно же, вам придется хоть от кого-нибудь услышать, что «не нужно приучать ребенка к рукам», «плач развивает легкие», «не бери к себе в кровать – задавишь ребенка, это негигиенично»… Вы хотите сохранить здоровую нервную систему себе и ребенку? Не тратьте силы на споры и оправдания, просто выслушайте и забудьте.
Некоторые главы книги вызывают скептическую улыбку, к примеру, комплекс упражнений для обучения ребенка грамоте (рисование букв на животе). Но все эти милые занятия в комплексе: слушанье музыки, рассматривание красивых картин, безусловно, помогают маме больше концентрироваться на своем ребенке, посылая ему свою любовь, а в этом деле все средства хороши.
Замечательно, если вы любите слушать музыку, особенно классическую – польза от общения с лучшими образцами музыкальных произведений общеизвестна. Можно посещать консерваторию или пополнять домашнюю фонотеку записями произведений Моцарта, Баха, Вивальди. Музыку можно давать слушать малышу, прикладывая динамики проигрывающей аппаратуры к животу беременной мамы. Некоторые специалисты считают, что любимые музыкальные инструменты малышей – это флейта, гитара, арфа.
Еще несколько книг из «Маминой школы» рассказывают о развитии малыша в определенные периоды времени до года. Календарь развития по месяцам, рекомендации по выбору игрушек, соответствующих данному возрасту. Какие навыки и таланты должен развить малыш, и как ему в этом помочь: массаж, игры, потешки и песенки
Топ ногой, топ другой,
Я большой уже такой,
И шагают сами
Ноги прямо к маме.
***
Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать,
Дадим им крошек поклевать.
Стишки сами подсказывают, что можно делать с ребенком: где ножками потопать, где пощипать или поклевать, а уж как это будет выглядеть, любая мама наверняка придумает сама. А полезные книги из «школы Олеси Жуковой» помогут ей в этом нелегком, но приятном труде: воспитании умного, самого лучшего в мире ребенка.