Начало истории: Герой нашего времени - особый ребенок. Часть 1 и Герой нашего времени - особый ребенок. Часть 2

За свою спортивную карьеру 24-летний уроженец Нижнего Тагила и воспитанник детско-юношеской спортивной школы Орджоникидзевского района Екатеринбурга Артем Арефьев завоевал уже четыре паралимпийские медали, в том числе три золотые. Он дважды выигрывал чемпионаты мира и пять раз - чемпионаты Европы. А еще стал победителем Всемирных игр для спортсменов с ДЦП и установил семь рекордов континента, планеты и Паралимпиад в беге на 400, 800 и 1500 метров.

С Артемом мы говорили о многом. И хотя целью интервью был материал на спортивную страницу газеты для школьников, я просто не смогла оставить совсем уж «за рамками» невошедшую в основную статью часть беседы. Так что сейчас, специально для umama – фрагментарно, «картинками» - снова пообщаемся с чемпионом планеты.

Корр. – Артем, ты рассказывал, как неприятна процедура прохождения допинг-контроля. Читать интервью будут в том числе и дети. Если провести некую параллель из Олимпийского стадиона в наши реалии, к детскому, молодежному допингу, в роли которого выступают сигареты, пиво, другие алкогольные напитки, наркотики, в конце концов, - что думаешь об этом явлении?

Артем Арефьев: Наркотики, пиво и прочее – навязаны рекламой, которая говорит, что это хорошо, что это обязательно, что праздник без этого не праздник. Всё это правда действует на психику, расслабляет, дает ощущение, что всё отлично, человек в забытье впадает. А я ни на каких праздниках ничего такого не употребляю, потому что понимаю, что это всё временно. Те, кто пьют, они думают, что снимают стресс: «Я выпью, всё станет хорошо, проблемы исчезнут, я обо всем забуду». Да куда они денутся? Они останутся, просто временно уйдут на второй план, а потом вернутся». Напиваться – это не выход. Хорошее настроение можно создать себе другим путем, есть куча других способов себя развлечь.

Стрессовая ситуация, когда человеку действительно плохо и тяжело – Артем знает, что это такое. У него свой способ борьбы с такой напастью. Просто надо заняться любимым делом. Погружение в это гарантированно избавит от стресса. Для Артема одним из таких выходов стали физические нагрузки. После тяжелой тренировки проблемы, конечно, не исчезнут, но появится ясность в их решении. «Голова работает лучше, по полочкам всё раскладывается», - поясняет Артем.

Артем считает, что ему очень повезло, когда 12 лет назад он встретил своего Тренера. Только вот желающих заниматься спортом детей-инвалидов пока мало. В екатеринбургской СДЮШОР №19 уже есть отделение для инвалидов, это большой шаг вперед. Но пока свои умения могут показать не все. Нет, например, профессиональных гонщиков на колясках. Раньше – были, но спорт этот не из дешевых. Профессиональная гоночная коляска сравнима по стоимости с подержанной иномаркой – около 200-300 тысяч рублей. Нужны спонсоры, частные средства. А их в инвалидном спорте практически нет. Нет пока и энтузиаста или тренера, который хотел бы заняться колясочниками Екатеринбурга.

Борис Геннадьевич Дворников, тренер Артема – как раз такой энтузиаст. В основном он занимается со слабослышащими и глухими детьми, но согласен взять к себе и других. Любой желающий может ходить на тренировки, тренер будет его консультировать. Он может работать и со слабовидящими, снова побороться с ДЦП - лишь бы дети и родители приходили. Но пока немногие решаются прийти. Не так давно к ним на тренировку пришли родители с 12-летней девочкой. Артем тоже когда-то начал в этом возрасте и тоже с этим диагнозом – детский церебральный паралич.

А тем временем, за пределами стадиона, инвалидов-спортсменов, да и просто инвалидов, ждут совсем не олимпийские, но зачастую совершенно непреодолимые препятствия. Екатеринбург еще очень далек от того, чтобы быть городом для всех. Далеко за примерами ходить не надо. Артем показывает двор своего дома: у подъезда есть съезд для колясок. Но он слишком крутой, чтобы колясочник мог одолеть его. Перед бордюрами нет пандусов. Выходим на улицу - общественный транспорт не приспособлен к поездкам инвалидов, нет низкопольных автобусов со специальными откидывающимися крышками или подъемниками. Метро недоступно из-за крутых лестниц. Эскалатор вообще не преодолеть. Лифты, доставляющие пассажиров с поверхности прямо к посадочному перрону  поездов, – реальность за границей, а у нас - фантастика.

Правда, Артем уже видел идеальный город - олимпийскую деревню, настоящий  Город инвалидов. Во время Паралимпиады там было много колясочников, и они чувствовали себя полноправными участниками уличного движения - наравне с ходячими спортсменами. Всё было приспособлено для всех. Для слепых – специальные дорожки, для колясочников - пандусы и лифты. «Порой колясочники чувствовали своё превосходство: летит он со скоростью 20 км в час, а ты идешь со скоростью 5 км в час», - вспоминает Артем и жалеет, что у нас такое – невозможно: «Надо помнить, что колясочник - это такой же человек, с такой же головой, только по стечению обстоятельств лишенный возможности передвигаться на своих ногах. К сожалению, сегодня наше общество устроено так, что инвалид любой категории чувствует себя ущербным среди здоровых людей, инвалиды не могут работать, учиться, развлекаться наравне со здоровыми. Человек на коляске даже лестницу преодолеть не может без помощи».

У Артема сейчас две ставки - спортсмен-инструктор в СДЮШОР №19 Орджоникидзевского района и в столичном центре олимпийской подготовки. Он убежден, что спорт – это одно из самых мощных средств реабилитации инвалидов. Спорт помогает выжить в среде, где инвалидов не понимают, благодаря спорту инвалид доказывает, что он ничем не хуже слышащих, ходячих и зрячих, а зачастую и превосходит их. Артем снова вспоминает колясочников и советует посмотреть на их соревнования: «Сразу проникаешься уважением к ним, когда видишь, как они разыгрывают приз на длинных дистанциях. Это не менее интересно, чем заезд велосипедистов или «Формула-1». Причем «Формула-1» – это ведь машина, а тут – живая сила. 42 км 195 метров – за 1 час 26 минут! Да, инвалиды передвигаются на колесах, но коляски-то приводятся в движение руками!».

Надо помогать инвалидам, создавать условия, чтобы они могли беспрепятственно передвигаться по улицам, нужна социальная реклама, нужны спонсоры – снова и снова повторяет Артем. Он болеет за других, не за себя – сам он уже заработал для себя новую отличную квартиру, обставил ее, в редкие свободные минуты может заниматься своим хобби. Увлечений у Артема много. Это и музыка (классическая, инструментальная, джаз, рок 60-70-х годов, нью-эйдж), и фотография (хороший фотоаппарат купил после того, как на первой своей Олимпиаде в Афинах убедился, что «мыльница» - вещь бесполезная), и компьютер (домашний собрал сам, после Пекина купил еще и ноутбук – учеба у пятикурсника напряженная, приходится заниматься и во время сборов и соревнований), и чтение (философская и техническая литература).

Кстати, паралимпийцев и обычных олимпийцев уравняли в премиях за призовые места только в этом году. Раньше инвалиды за свои достижения (на тех же дистанциях, в тех же дисциплинах) получали в разы меньше. Теперь справедливость восстановлена. Награда за золото-серебро-бронзу, соответственно, - 100, 60 и 40 тысяч евро. Есть и наградные от областных властей.

Но Паралимпиада бывает раз в четыре года. За ее рамками есть только рабочие ставки и президентская стипендия. За победы на Чемпионатах Мира и Европы – российских инвалидов по-прежнему не награждают. За установку мировых и европейских рекордов – ничего не дают.

Но это о грустном. Гораздо приятнее вспоминать Город Инвалидов, чудо, которым китайцы удивили всю планету. Артем до сих пор не снимает с руки браслет с символикой Игр, который гостям Поднебесной надели еще в аэропорту. Символика и надписи на браслете напоминают о том, что Олимпийские и Паралимпийские Игры - это один большой спортивный форум, одни соревнования, проходящие на одних и тех же сооружениях. Только на Олимпиаде свои достижения показывают здоровые, а  на Паралимпиаде - инвалиды. «Один мир – одна мечта. Все должны жить в мире. Главное – участие, а не победа», - Артем с удовольствием цитирует эти призывы.

Интересно, что общение с китайцами в Пекине для Артема не было в новинку. В начале своей учебы в УрГПУ он жил в общежитии. Можно представить, какие колоритные персонажи встречаются в тамошних коридорах и комнатах, какие там бытовые условия. Обстановка вечного праздника и слабого интереса к учебе была не для Артема. И тут – повезло: «Комендант общежития предложил: «Есть иностранный студент, который тоже не хочет жить с пьянками-гулянками. Может, ты к нему поселишься?» Английский я знаю, в Афинах к тому времени уже был, имел опыт общения с иностранцами, так что – согласился» - Артем вспоминает о своем соседе. Российский спортсмен-физик и китайский студент музыкального факультета ужились хорошо, общаться на ломаном английском было интересно. А домашние задания Артем делал под аккомпанемент репетиций игры на баяне – оказалось, что аккордеон в Китае – дело обычное, а вот баян – редкость, да и екатеринбургское образование в Китае ценят.

Налаживанию контакта помогало то, что оба студента отличались редкой целеустремленностью и упорством. Обычный екатеринбургский день Артема и сейчас такой: учеба-тренировка-дом-домашние и учебные дела. Свободного времени практически нет - только в выходные или праздники.

Корр.: Артем, ну, казалось бы – ты уже столько сделал. Что дальше, что думаешь о своей жизни через 5-10 лет?

Артем Арефьев: В современном мире всё так быстро меняется, что нельзя с полной уверенностью сказать, что будет через 3 – 8 лет. Как говорят: время покажет. Лет 10 назад у меня были одни цели, сейчас я многое переосмыслил, ставлю перед собой другие задачи. Думаю, человеку важно уметь быстро перестраивать сваи планы в зависимости от текущих реалий. Сейчас я учусь на физика: могу стать научным работником или преподавателем. Может быть, после нынешнего пятого курса буду поступать в аспирантуру. Но ведь не исключено, что года через два-три я найду для себя что-то новое, что может вновь круто изменить мои планы. Например, мне постоянно предлагают пойти в инвалидный спорт, стать тренером или управляющим. Спорт инвалидов, если он и дальше будет развиваться как сейчас – это очень перспективное во всех отношениях направление. Ну а если не стану тренером, так может быть, стану лётчиком? Я всегда открыт для нового и интересного. Меня спрашивают все время: «Что тебе еще надо в спорте? Ты же там уже всего добился, у тебя есть все чемпионские титулы, ты заслуженный мастер спорта…». А я говорю: «Мне никто не мешает стать 2-3-5-кратным чемпионом Мира или Европы и так далее. К тому же, это очень интересно – ездить по всему миру, узнавать новое и интересное. Да и вообще, бег – уже мое профессиональное занятие, я его знаю и спокойно делаю свое дело за вполне достойную зарплату. Буду бегать до тех пор, пока это будет для меня актуально.

P.S.: Время от времени я беру автографы у тех, с кем делаю интервью, или с кем просто так или иначе «пересекаюсь». Иногда прошу роспись для себя, иногда для знакомых. Михаил Горбачев, Егор Гайдар, Борис Немцов, Сергей Кириенко, Ирина Хакамада, Татьяна Устинова, Вячеслав Бутусов – знакомым. Себе – режиссер Борис Хлебников («Свободное плавание»), мультипликатор Леонид Носырев («Тигренок на подсолнухе»), поэт и издатель Илья Кормильцев, писатели Владислав Крапивин, Алан Дин Фостер и Мария Семенова. А теперь у меня уже семь листков бумаги, которые я буду беречь – последним стал автограф Артема Арефьева - екатеринбуржца, паралимпийского чемпиона и просто героя.

Метки:
Этот материал был полезен?