Музей природы – это старейший отдел свердловского областного краеведческого музея, расположенный в старом беленом здании над Исетью сразу за водонапорной башней. Большинству из нас с детства помнятся скелеты мамонта и широкорогого оленя, выставленные в одном из залов музея... 

В конце 1870 года несколько екатеринбуржцев, умнейшие и образованные люди своего времени, учредили Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ) и при нем – краеведческий музей, «который мог бы дать ясное понятие о явлениях в нашем крае» (Е.Клер, инициатор создания УОЛЕ; сведения об истории создания общества и музея, его коллекциях и работе можно найти здесь: http://www.uole-museum.ru/). За долгие годы работы музея здесь собрана богатая естественно-историческая коллекция, которая насчитывает около 60 тысяч музейных предметов. В здании у Плотинки выставлены не все из них, часть предметов находится на хранении или реконструкции в музейном фонде, но экспозиция музея природы обширна и интересна детям всех возрастов, да и их родителям тоже.

Купив билеты и натянув на ноги и ножки бахилы, вы попадаете в залы музея, хотя вернее – в зальчики, замкнутые в круговой лабиринт. Освещены лишь экспонаты, остальное пространство затенено, отчего создается вполне уютная, хоть и чуточку мрачноватая загадочная атмосфера, вполне отражающая особенности уральского климата, здесь хочется затихнуть и медленно бродить между окаменелостями и чучелами.

На входе, прежде всего в глаза бросается модель Солнечной системы: «Мама, смотри, вон пояс астероидов между Юпитером и Марсом, они все правильно сделали!» - макеты планет с детальным рельефом разных цветов, их окружают спутники, а на маленькой Земле можно рассмотреть материки, океаны и снеговые шапки полюсов.

У подножия макета – небольшие стеклянные пирамидки, скоро в них появятся куски метеоритов, упавших на территории Свердловской области.

Направо открывается панорама со «среднестатистической» свердловской полянкой конца лета: пожухлая трава, кусточки, грибок, камушки… А кто заметит бурундука? жука? оску? Смотрители подскажут, кого еще забыли разглядеть.

Налево уходит лента иллюстрированной истории Земли от древнейшей палеозойской эры, с картами планеты для каждой эпохи, с изображениями вымерших животных, окаменелостями и слепками, с комментариями о том, какие геологические преобразования происходили в Уральском регионе в каждый период. Конечно, просмотреть всю эту ленту сможет только школьник или студент, но и малыши получают немалое удовольствие, разглядывая отпечатки трилобитов и древние аммониты, а родители быстро пробегают глазами по подписям и рассказывают детям, как страшно давно все это было, когда планета еще была покрыта водой и только потом на поверхность выступили островки, как рыбы выходили на сушу… и так далее, пока ребенку будет интересно слушать.

 

 

Затем следует зал с самыми известными музейными экспонатами: скелет мамонта (и фото уральского крестьянина с лопатой, который его выкопал – таки, на огороде), скелеты широкорогого оленя и пещерного медведя (предложите ребенку угадать, чей это скелет – потому что не сразу скажешь, что это – знакомый по картинкам мишка-давишка). Черепа древних бизонов и оленей, челюсти, бивни и «локон» мамонтовой шерсти почти метровой длины. Все это будоражит воображение и наводит на разные интересные мысли. Под такое сопровождение ребенку можно раскрыть многие-многие темы, на свой вкус: о ледниковых периодах и потеплениях, об образовании осадочных горных пород и раскопках древностей, о строении скелета и прочей анатомии, о появлении смышленого человека, который начал пользоваться инструментами и шить себе одежду из шкур (Энгельс с его рукой и трудом в переложении для детей). Конечно, рассказать на детском языке, в терминах, приспособленных к уровню понимания трехлетки или пятилетнего, но суть-то в том, что сталкиваясь с удивительными, поражающими воображение явлениями, ребенок лучшим образом впитает и запомнит всю информацию, которой вы, как соусом, сдобрите его экскурсию. Главное здесь, пожалуй, – не переусердствовать: «Папа, с кем это ты сейчас разговаривал?»

 

 

После «зала скелетов», который неизменно вызывает самые бурные впечатления у посетителей, открывается панорама минералов, встречающихся в Свердловской области, а затем – парад чучел птиц, животных и насекомых, обитающих в области или курсирующих по ней во время миграций. Эта зоологическая коллекция собиралась несколькими поколениями прекрасных мастеров-чучельников, или таксидермистов. И если в самом начале работы музея чучел было чуть больше десятка (некоторые из тех самых предметов, подаренных музею таксидермистом А.И.Гаккелем в 1887 году, – чучело лося-самца и бурой медведицы – и сегодня выствлены в залах музея), то нынче чучел насчитывается несколько сотен. Притом, таксидермисты, с которыми сотрудничает музей, постоянно создают новые чучела и панорамы, порой их даже не сразу успевают подписывать. Есть здесь голова дикого кабана, барсук, выдра, соболь, хорь, разнообразные мелкие грызуны; рысь, накинувшаяся на косулю, лиса, догоняющая зайца, летучие мыши, филин, совы, хищные птицы, чайки, утки и множество других чучел. Большинство панорам снабжено также картинами с изображением животных в природе. Рыбы, обитающие в свердловских реках, в настоящее время выставлены в банках с раствором формалина, из-за чего их не очень удобно (и, чего уж там, не очень приятно) рассматривать, но в ближайшее время таксидермисты, ознакомившиеся с необходимыми технологиями, приступят к созданию рыбьих чучел.

В отдельном зале, расположенном слева от входа в музей, находится экспозиция насекомого мира Свердловской области: жуки и стрекозы, гусеницы и бабочки. Здесь можно детально рассмотреть чешуйки на крыльях бабочки, сравнить размеры насекомых и степень мохнатости разных гусениц, посмотреть на иллюстративном материале историю развития насекомого: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь. Здесь представлены богатые коллекции, собранные весьма и весьма образованными любителями еще в те времена, когда экология позволяла всем этим насекомым привольно жить и размножаться в Свердловской области. В настоящее время видовое разнообразие насекомого мира в нашем крае не столь обширно.

Дети помладше узнают в музейных залах, как выглядит настоящий зайчик зимой и летом, какой длины зубы у волка и какой ширины рога у лося, глядят на «семейство мышонка Пика», норку Суслика, утиное гнездо с цветными яичками и начинают понимать, как звери добывают себе пищу. Дети постарше уточняют свои знания о животных: «А я и не знал, что кабан – такой огромный! Смотри, какая у горностайчика спинка гибкая, а сам он – маааленький, но зубки острые. Летучих мышей почти не видно между этими сталлактитами, спят себе вниз головой, крылышками укрылись». Школьники при желании могут по подписям к каждому чучелу и панораме уточнить место представленных животных в линнеевской классификации и прочесть несколько строк об их образе жизни. Да мало ли что еще можно открыть для себя – например, подивиться на то, что иные чайки бывают покрупнее кур.

Конечно, при первом посещении музея ребенка чаще всего разбирает восторг и он мечется от одной экспозиции к другой, не успевая толком рассмотреть предметы и быстро утомляясь от избытка впечатлений. Но тем музей и отличается от заезжего цирка, что в него можно и нужно приходить время от времени как в образовательный центр: при втором-третьем посещении детка уже не станет возбужденно скакать по залам – и рассмотрит внимательнее те вещи, которые будут интересны на этот раз, а родители расскажут о них что-нибудь новенькое.

При желании, можно заказать обзорную экскурсию по музею: смотритель проведет группу (или одного-двоих детей) по всем залам с рассказом о природе Свердловской области, ее животном и растительном мире, об истории особых находок, ответит на вопросы о тонкостях оформления экспозиций. Если же вы хотите организовать углубленную (или упрощенную) тематическую экскурсию – например, «Доисторический мир» или «Миграции птиц по территории Свердловской области» - то подобрать материал придется самим и, заранее договорившись с работниками музея, провести экскурсию самостоятельно, в сопровождении смотрителя (в этом случае, конечно же, оплачивается только стоимость билетов посетителей).

И напоследок нужно сказать, что без сомнения, Музей природы – как раз из тех музеев, в которых нужно побывать хотя бы раз. Удачных вам прогулок среди камней, чучел и скелетов!

Адрес: ул. Горького, 4, тел.: 371-21-13, 371-45-07.

Рабочие дни: среда-воскресенье, 11:00 – 18:00.

Выходные дни: понедельник-вторник.

Первая среда месяца – санитарный день.

Стоимость услуг:

 

Дети до 5 лет,

студенты ВУЗов дневной формы обучения,

военнослужащие срочной службы,

инвалиды всех групп,

музейные работники:

 

 

 

 

бесплатно

Полный входной билет:

50 руб.

Дошкольники старше 5 лет:

10 руб.

Школьники и учащиеся ср. спец. уч. заведений

20 руб.

Пенсионеры:

25 руб.

Экскурсионное обслуживание:

(принимаются группы до 20 человек, один взрослый сопровождающий детской/школьной группы проходит бесплатно).

250 руб.

Фотосъемка:

100 руб.

Видеосъемка:

200 руб.

 

Метки:
Этот материал был полезен?