Досье: Инна Ефимкина,1966 г.р., капитан милиции. В органах внутренних дел с 1991 года. В ГИБДД работает с 2000 г., начинала работать инспектором по пропаганде Железнодорожного отделения ГИБДД, с 2007 г. – начальник отдела пропаганды городского ГИБДД. У Инны Геннадьевны две дочери и двухлетний внук.  

 

Ребенок-пешеход: внимание на дорогу!

U-mama: Инна Геннадьевна, вы уже начали рассказывать внуку о правилах безопасного поведения на дороге?

И.Е.: Да, с рождением внука я все переживаю заново. И уже сейчас, несмотря на то, что ему всего год и одиннадцать месяцев, я обращаю его внимание на светофор, когда мы переходим через дорогу, крепко держу его за руку. Роль и положительный пример родителей и близких здесь очень важна. Что касается перевозки в автомашине, то только в детском автокресле. Это для меня закон. Ведь ребенку необходима более высокая степень защиты, чем взрослому и мы должны об этом помнить!

U-mama: Что можно посоветовать родителям, которые хотят воспитать «правильного» пешехода?

И.Е.: «Воспитание ребенка следует начинать за двадцать лет до его рождения – с воспитания его матери» (Дюпанлу). До того, как дети начинают самостоятельно передвигаться по улице, они несколько первых лет находятся в сопровождении родителей: вначале в детской коляске, затем за руку и рядом с родителями. Родители провожают детей в детский сад и обратно, а в первые месяцы и в школу. И времени вполне достаточно, чтобы сформировать у ребенка все необходимые навыки поведения на дороге. Но когда родители, торопясь, бегут с ним через проезжую часть или выскакивают из-за стоящего транспорта, то сами, своим личным примером, обучают детей неправильному поведению. Если ребенок видит, как вы нарушаете правила движения, он тем более сделает это и без вас. Кого же тогда винить, если ребенок, находясь один на улице, попадает под колеса автомашин? И почему всегда в таких ситуациях виноват водитель?

Совет родителям: путем экспериментов и наблюдений попробуйте оценить, к какой категории пешеходов относится ваш наследник. Готов ли он самостоятельно ориентироваться в дорожной обстановке. Если нет, то пора брать его не только за руку, но и заниматься воспитанием. Объясняйте, рассказывайте, убеждайте, воспитывайте личным примером. Не надо надеяться на учителей и милицейских пропагандистов. Сами активно включайтесь в профилактику. Не забывайте при этом, что вы теперь выступаете перед ребенком в роли непререкаемого авторитета. «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома» (А.С.Макаренко).

U-mama: На что необходимо обращать внимание ребенка, чтобы максимально обезопасить его? Как научить стабильному безопасному поведению?

И.Е.: Прежде всего это не просто! Надежное поведение обеспечивают только привычки, а их нельзя создать словами, типа «будь осторожен», «переходи на зеленый». Только повседневная тренировка движений, с личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, когда ребенка еще водят по улице за руку, может создать привычки.

Навык наблюдения: ребенок должен научиться видеть предметы, скрывающие машины. Пустынную улицу ребенок должен видеть как улицу обманчивую, потому что именно на таких улицах дети часто выходят на дорогу.

Навык сопротивления спешке: при переходе полное спокойствие, никакой спешки. Этот навык надо тренировать у ребенка на личном примере родителей.

Навыки переключения на улицу: бордюрный камень тротуара – граница. Научить ребенка замечать эту границу: замедлить движение, остановиться, выдержать паузу для переключения в связи с переходом в опасную зону.

Навыки переключения на самоконтроль: на проезжей части надо следить за собой, участвовать в движении, в оценке обстановки не только глазами, но и мыслями. Не отвлекаться те 10-15 секунд, которые требуются для перехода улицы.

U-mama: Что делает ГИБДД для формирования у детей культуры поведения на дороге?

И.Е.: В школах мы выступаем с лекциями, выезжаем со специальными программами по правилам дорожного движения для начального, среднего и старшего звена. Если первоклашкам мы преподаем какие-то азы, то в старших классах даем информацию и по велосипедам, и по скутерам, по административной ответственности, которая наступает с 16 лет. Обязательно посещаем школы перед каждыми каникулами, это делает и районный инспектор по пропаганде, и личный состав ГИБДД.

U-mama: На форуме было задано много вопросов по поводу нанесения разметки и установки «лежачих полицейских» на дорогах, проходящих около школ. Есть ли смысл родителям обращаться к вам с подобными просьбами?

И.Е.: Возле каждой школы будут установлены знаки пешеходного перехода. У большей части школ города знаки пешеходного перехода уже установлены. В комитете по транспорту Администрации города все заявки имеются. Требуется только время. Также поставлен вопрос и с установкой «лежачих полицейских».

U-mama: Как принимается решение, нужен ли «лежачий полицейский» на конкретном участке?

И.Е.: «Лежачий полицейский» - средство принудительного снижения скорости. Оно устанавливается перед пешеходными переходами и на участках дорог, где водители игнорируют дорожные знаки, ограничивающие скорость. Если на определенном участке дороги постоянно под колеса автомашин попадают пешеходы или часто бьются машины из-за несоблюдения скорости, то рассматривается вопрос об установлении такого средства. Но «положить» такого полицейского можно, руководствуясь ГОСТом (учитываются геометрические параметры дороги, не проходит ли здесь маршрут общественного транспорта и др.). Установить «полицейский» там, где просто хочется родителям, невозможно. Перед многими школами установлены дорожные знаки: ограничение скорости «40». И по правилам дорожного движения водитель обязан снизить скорость и без «лежачего полицейского».

U-mama: По правилам – да. Но в действительности так происходит далеко не всегда. Как вы воздействуете тех, кто игнорирует правила? На форуме много жалоб от пешеходов на таких водителей.

И.Е.: Мы постоянно сталкиваемся с взаимным недовольством: водители жалуются на пешеходов, а пешеходы – на водителей. Замкнутый круг: никто не хочет никому уступать дорогу. Ведь пешеход считает, что он всегда прав. Но все-таки дорога – это рабочее место водителя. И пешеходы не должны об этом забывать. Мы не можем везде сделать переходы, лишь бы пешеход переходил дорогу, где ему захочется. Возле школ, конечно, пешеходный переход необходим. Должна быть безопасная зона для детей вне зависимости от того, большой там поток транспорта или нет. Но когда мы создаем специально для пешехода безопасную для него зону, а он ее игнорирует и переходит улицу вблизи этой зоны в неустановленном месте, то это безобразие. С другой стороны, если пешеход вступил на проезжую часть в зоне пешеходного перехода, наступает его преимущество, и водитель обязан остановиться. А вот здесь – позор водителю!

U-mama: На форуме требуют повышения штрафов. Нынешние 100 рублей вряд ли могут заставить водителей и пешеходов строго соблюдать правила… Кстати, штрафуют ли пешеходов?

И.Е.: Мы согласны с повышением штрафов! Сейчас пешеходов за нарушение ПДД штрафуют на 100 рублей. Чтобы наложить штраф, у пешехода при себе должен быть документ, удостоверяющий личность, потому что протокол заполняется на основании этих данных. Если нет документа, оштрафовать пешехода мы не можем, и просто выносим предупреждение. Таких пешеходов, которые имеют с собой удостоверение личности, очень мало. Поэтому эта мера недейственна. Пока пешехода лично не коснется травмоопасная ситуация на дороге, большинство так и будет нарушать правила.

 

Ребенок-пассажир: пристегните ремни!

U-mama: Ребенок в автомобиле: ведете ли вы статистику несчастных случаев с маленькими пассажирами, не пристегнутыми ремнями безопасности?

И.Е.: Ведем, и статистика неутешительная. Последний случай, произошедший месяц назад. Ребенок сидел в салоне автомобиля на коленях у мамы, за рулем находился папа. Произошло лобовое столкновение, причем не по вине водителя этой машины. Родители остались живы, а вот ребенок умер через 7 дней, ему было всего 1 год и 9 месяцев. А все из-за того, что не соблюдались простые правила безопасности. При столкновениях сила удара огромна. Ребенок по инерции может даже вылететь через лобовое стекло, потому что возрастает сила тяжести, это законы физики! А мамы думают, что им удастся удержать своего ребенка… У нас увеличивается свой вес, плюс еще вес ребенка. Пусть он весит всего 8 кг, но при сильном ударе его вес увеличится в 5-7 раз, и он станет весить 50 кг! И никогда мама ребенка не удержит!

U-mama: Вопрос с форума: можно ли возить ребенка в слинге, если пристегнута мама?

И.Е.: Нельзя. Существует некое жизненное пространство в автомашине. И его нельзя нарушать. Если мамочка сидит на заднем сиденье и ребенок находится в слинге, то это пространство нарушается. Оно уменьшается. В случае ДТП, в лобовое стекло ребенок не вылетит, но мама вполне может придавить его своим телом.

U-mama: Еще с форума: можно ли перевозить ребенка в автокресле на переднем сиденье?

И.Е.: Да, можно. Но есть одно очень важное правило: у малыша не должно быть подушки безопасности, или его подушку необходимо отключить! Детское автокресло не может противостоять толчку, который происходит при раскрытии подушки.

U-mama: Изменилось ли что-то в поведении, в сознании водителей с введением новых правил перевозки детей? Больше ли стали ездить с автокреслами?

И.Е.: Сознание водителей-родителей, безусловно, изменилось. Ведь лучше потратиться на кресло, чем на лекарство. Во всем мире давно пользуются ремнями безопасности. И это как само собой разумеющееся: сел в автомобиль и пристегнулся! Везешь ребенка – посади его в кресло! Ведь это не способ содрать с вас денег на штрафах, а безопасность вашей жизни. В случае аварии человека ростом ниже 135 см не смогут защитить ни стандартные ремни безопасности, ни автомобильные кресла. При ДТП ребенок из-под обычного ремня выскальзывает. Подушка безопасности, настроенная на пристегнутого взрослого, при срабатывании может покалечить, а то и убить малыша. Попытки удержать младенца на руках при столкновении обречены на провал. Во время удара авто о препятствие на скорости 50 км/ч вес любого пассажира мгновенно возрастает (в 5-6 раз). В реальной жизни при таких перегрузках чадо на руках не удержать. Детское автомобильное кресло помогает избежать до 95% травм и увечий, получаемых в таких ситуациях.

U-mama: Что делать при вызове такси? На форуме жалуются, что городские такси не обеспечивают своих пассажиров детскими автокреслами. Есть ли у ГИБДД механизмы воздействия на перевозчиков?

И.Е.: Водители такси обязаны перевозить детей в соответствии с правилами, то есть в автокреслах. Водитель в случае, если его остановил инспектор за это нарушение, будет оштрафован. Я бы посоветовала родителям при заказе такси интересоваться о наличии автокресел и предупреждать диспетчера о том, что в машине поедет ребенок. Если кресло Вам не предоставили, необходимо обратиться с иском в комитет по защите прав потребителей.

U-mama: Форумчане утверждают, что на практике приходится перевозить в такси детей без автокресел. Можно ли как-то выйти из положения, попытаться обеспечить хотя бы минимальную безопасность? Посадить ребенка на подушку или пристегнуть малыша, например, только нижней частью штатного ремня, пропустив верхнюю часть за спиной?

И.Е.: Можно посадить малыша на сиденье-подушку и пристегнуть ремнем. Здесь важно, чтобы ремень проходил через грудную клетку и вниз через бедра (не через живот) Чем ближе к телу сидит ремень, тем лучше защита. Попытайтесь протянуть бедренную часть ремня под одеждой. Пристегивание нижней частью ремня не правильно, это не удержит ребенка при ударе. Голова по инерции всегда идет вперед, а при сильном ударе – вместе с телом. На неокрепшие шейные позвонки малыша действует чудовищная перегрузка, которой эти самые шейные позвонки, скорее всего, не выдержат.

U-mama: Вопрос с форума: можно ли перевозить 7-летнего ребенка на переднем сиденье в грузовой ГАЗели?

И.Е.: Можно, пристегнув его ремнем безопасности с соблюдением всех требований, описанных ранее.

U-mama: А в маршрутном такси?

И.Е.: Правила допускают перевозку на переднем сиденье детей до 12 лет в детском автокресле. На переднем сиденье может находиться ребенок старше 12 лет, пристегнутый ремнем безопасности. Меня удивляет сам вопрос. Зачем ребенка перевозить на переднем сиденье, да еще в маршрутном такси? Безопаснее дождаться следующей, и через 5 минут вы – счастливый обладатель места в салоне. Я своих детей никогда не посажу рядом с водителем ГАЗели.

U-mama: Кстати, на форуме спрашивают, где в маршрутке наиболее безопасные места, куда предпочтительней садиться с детьми? Есть ли вообще таковые?

И.Е.: Не стоит забывать, что любой автомобиль – это источник повышенной опасности, и даже если он в руках опытного водителя. Все вы, наверное, знаете, что представляет собой салон ГАЗели. Сиденья расположены друг напротив друга, впереди – поручень. По статистике при аварии получают повреждения, даже если они не значительные, две трети  пассажиров.

U-mama: Есть ли какие-то общие рекомендации для перевозки детей в общественном транспорте?

И.Е.: Существует правило: пожилые люди, дети и родители с детьми заходят и выходят через переднюю дверь. Кроме того, взрослые должны пропускать детей вперед. Конечно, все зависит от уровня культуры людей. Все правила безопасности прописаны, нам осталось только их соблюдать.

 

Ребенок-велосипедист: катаемся во дворах!

U-mama: На что обращать внимание ребенка, который уже уверенно и самостоятельно катается на велосипеде?

И.Е.: Покупая ребенку велосипед, помните, что это не просто дорогая игрушка. Велосипед – транспортное средство. К сожалению, дороги нашего города мало пригодны для движения велосипедистов. Безопасным может быть только катание на спортивных площадках, закрытых дворах, на стадионах. Выезжать на дорогу разрешено с 14 лет. Ваш ребенок должен хорошо знать ПДД. Лично мое мнение такое: 14-летний велосипедист – это еще не взрослый человек. Он до конца не осознает всю опасность дороги. На дорогах машинам-то порой места не хватает, а тут еще велосипедисты появляются. Пусть даже ребенок уверенно катается на велосипеде, но порой среагировать на ту или иную опасную ситуацию на дороге он не сможет. Родители должны понимать: если вы купили ребенку велосипед – несите ответственность.

U-mama: Что скажете в отношении скутеров?

И.Е.: Скутеры – это наболевший вопрос. Они приравнены к велосипедам, но развивают скорость до 50 км/ч, а это очень опасно! Машины на четырех колесах бьются, что говорить о скутерах, они ведь очень неустойчивые. Не говоря уже об аварийных ситуациях, которые создают катающиеся на скутерах подростки. По правилам управлять скутером можно с 16 лет.

U-mama: Мне кажется, и шестнадцать – это тоже рано…

И.Е.: В том-то и дело. Я понимаю, что родители очень любят своего ребенка, но не до такой же степени. Маленький он еще, чтобы ездить на скутере! Когда родители покупают своему ребенку такое «развлечение», они должны осознавать всю опасность ситуации. Многие родители просто не видят, как ведут себя на дороге их дети на скутерах: они считают, что им все дозволено. Прав на управление скутером законодательством не предусмотрено. Вот эти «скутерята» и позволяют себе нарушать законы дорог, чем создают реальную угрозу жизни и здоровью других. По инициативе руководства ГИБДД Краснодарского края в Думе рассматривается вопрос о введении прав на управление скутером.

 

Ребенок на дороге зимой: не останемся равнодушными!

U-mama: Велосипеды и скутеры – это все-таки больше летнее «развлечение». А мы наконец-то дождались снега и морозов. Зимой часто приходится видеть детей на сцепках трамваев и на лестницах троллейбусов. Как вести себя нам, случайным свидетелям этой опасной забавы?

И.Е.: Обычно этим забавляется категория детишек из не очень благополучных семей – те, кто большую часть времени проводит на улице. Что можно сделать? Сообщить водителю: он не имеет права двигаться, пока ребенок сидит на сцепке трамвая. Чего нельзя делать, так это пугать детей, когда трамвай или троллейбус уже начал движение, поскольку они могут сорваться и попасть под колеса.

U-mama: Продолжим тему неравнодушия. Традиционная зимняя забава – катание с горок, которые могут выходить на опасные участки дороги. Что мы можем сделать, чтобы уберечь детей – как своих, так и чужих – от несчастных случаев?

И.Е.: Главная проблема – мало горок строят родители во дворах своим детям. И они находят скаты естественного ландшафта, которые порой выходят на проезжую часть. Это очень опасно! Эти наледи иногда даже и сами родители поливают, чтобы ребенок катался. И возмущаются, когда мы приезжаем посыпать такие горки песком. Во дворах часто встречаются неогороженные горки, которые скатом тоже выходят на проезжую часть. В Железнодорожном районе был несчастный случай с подобной горкой: видимость для водителя была закрыта припаркованными во дворе машинами, он ехал по дороге, то есть по своей рабочей территории, и был не виноват, когда сбил ребенка, съехавшего с горки прямо под колеса его автомобиля. Поэтому, прежде всего, стройте безопасные горки детям! Пользуясь случаем, хочу обратиться к родителям. В настоящее время ГИБДД г. Екатеринбурга проводит операцию «Катушка». По телефону 263-19-09 необходимо сообщать нам адреса опасных горок или скатов, чтобы мы выехали и приняли меры.

 

Другие вопросы с форума

Вопрос: Во дворах машины часто паркуются на тротуарах, и с ребенком (в коляске или без) можно передвигаться только по дороге. Кто отвечает за парковки во дворах, за безопасность дворов для пешеходов?

Ответ: Придомовая территория принадлежит управляющей компании, которая должна оборудовать стояночные места. На тротуарах и газонах стоянка запрещена. Наложить штраф может участковый. Во многих дворах, где раньше парковали машины и на тротуарах, и на газонах, сейчас сделаны ограждения. Поэтому эти вопросы надо решать вместе с жильцами дома и обращаться в управляющую компанию.

Вопрос: Школа №103 (ул. Кировградская, 66): планируется ли установка «лежачего полицейского»?

Вопрос: Школа №147 (Теплоходный проезд, 6): можно ли усилить пешеходный переход «лежачими полицейскими»?

Ответ: Отделом ГИБДД г. Екатеринбурга в комитет по транспорту Администрации города для принятия решения направлена данная информация в октябре. За дополнительной информацией обращайтесь в комитет по транспорту по телефону 371-90-99 (Полей Юрий Петрович).

Вопрос: Улица Предельная: только один пешеходный переход на всю улицу на перекрестке улиц Предельная и Городская и ни одного светофора. Улицу ежедневно пересекают дети, идущие в школу и поликлинику. Можно ли что-то сделать?

Ответ: Светофорный объект устанавливается, если исследования покажут, что каждый час в течение 8 часов через данный участок дороги проходит не менее 150 человек. На этом перекрестке светофор установить не представляется возможным, исходя из этих норм.

Вопрос: Можно ли установить пешеходный переход на перекрестке улиц Ленина и Мичурина, который переходят дети, идущие в гимназию №37?

Ответ: В зоне видимости расположены 2 регулируемых пешеходных перехода (ПП) на перекрестках Ленина-Восточная и Ленина-Бажова. Невозможно установить еще один пешеходный переход, так как по ГОСТу расстояние между объектами (ПП) должно быть более 200 м в обе стороны.

Вопрос: Когда решат вопрос с переходом возле школы №77? Дети не могут перейти дорогу на перекрестке улиц Калинина и Кузнецова, нет ни одного знака.

Ответ: Знаки «Дети» есть возле школы. Водители обязаны снизить скорость движения.

Вопрос: Можно ли установить пешеходный переход на участке дороги в районе остановок общественного транспорта «Тбилисский бульвар»?

Ответ: Если в зоне видимости есть светофор или пешеходный переход (200 м), необходимо переходить дорогу только там. Так толкуют нам ПДД. Через каждые 50 метров пешеходный переход не сделают.

Вопрос: Планируется ли установка пешеходного перехода через ул. Победы между улицами Индустрии и Ильича?

Ответ: Не планируется.

Вопрос: Гимназия №39 неоднократно обращалась в ГАИ и районную администрацию с просьбой оборудовать дорожку и установить светофор на перекрестке улиц Циолковского и Союзной, но получила отказ. Что можно посоветовать родителям?

Ответ: Пока не закончится строительство жилого квартала, светофор установлен не будет. Пока детям необходимо переходить дорогу по светофору на перекрестке улиц 8 Марта-Циолковского.

Вопрос: Через перекресток Щорса-Белинского ходят дети в школу №17 и в гимназию №120, а в момент перехода одновременно с пешеходами с двух сторон поворот осуществляют машины со Щорса. Родители высказывают пожелание изменить режим светофоров, чтобы был период «зеленого коридора» для пешеходов аналогично перекрестку Белинского-Декабристов. Реально ли это осуществить?

Ответ: Режим данного светофорного объекта оптимален для исключения заторовых ситуаций движения  по улице Белинского. Водители, осуществляющие поворот, обязаны пропустить пешеходов.

Вопрос: Светофор на ул. Крауля, 44 ( ул. Крауля, 55) регулируется пешеходами, часто не срабатывает кнопка переключения сигнала с нечетной стороны улицы. Куда обращаться в случае поломки светофора?

Ответ: Обращайтесь, пожалуйста, в ЕМУП СМЭП г. Екатеринбурга. Телефон  диспетчера 233-54-93.

Вопрос: Правомерно ли ездят машины по дороге, ведущей к ТК «Современник» на Сиреневом бульваре, 15б, или она является тротуаром?

Ответ: Если с этой дороги есть поворот на основную дорогу без поребрика, значит, это проезжая часть. Если дорога огорожена поребриком, то она является пешеходной зоной.

Метки:
Этот материал был полезен?