Источник: https://www.u-mama.ru
Перед системой образования стоят две большие цели: войти в десятку лучших в мире и выстроить систему воспитания.

Перед системой общего образования сейчас стоят две большие цели. Первая - войти в десятку лучших в мире, вторая - выстроить систему воспитания. Эти цели поставлены майским указом президента.

"Суть первой - системные изменения, которые, прежде всего, повысят качество и доступность образования. Вторая цель ставит сразу множество задач: новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, которые должны быть нацелены на подготовку специалистов по цифровым технологиям. Впервые стоит задача создания условий для воспитания, развития и образования детей до трех лет. Нужно создать систему консультационной и методической помощи, грамотно вести работу со способными и талантливыми детьми. В каждом регионе должны появиться центры поддержки одаренных детей", - рассказала министр просвещения Ольга Васильева.

Как попасть в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования? Как измеряется это качество? Основной показатель - позиции страны в международных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS.

PIRLS - исследование читательской грамотности для начальной школы, где принимает участие больше 50 стран. Тут у нас есть серьезные успехи. В последнем исследовании наши четвероклассники показали самые высокие результаты по чтению. TIMSS исследует качество математического и естественно-научного образования в 4, 8, 11-х классах. Результаты у нас тоже хорошие, но надо понимать, что в 11-й класс приходят только самые подготовленные ученики.

PISA оценивает умения 15-летних подростков - математическую, естественно-научную и читательскую грамотность (не важно, в школе или колледже они учатся). И вот здесь дела обстоят хуже. По естественно-научной грамотности мы на 32-м месте, по математической - на 23-м, по читательской - на 26-м. Наши школьники не могут применять знания на практике и рассуждать, давая осмысленный ответ.

Одна из причин - учебники, которые должны быть написаны понятным языком, нацеливать школьников не на сухие знания, а на их использование в реальной жизни. Пока книги от этого далеки. В прошлом году прошла дополнительная экспертиза учебников, которая показала: 30 процентов книг, которые раньше получили положительные заключения, для школ все же не годятся. Есть и хорошие новости: в школу вернутся некоторые учебники, которые раньше не смогли пройти экспертизу, но хорошо зарекомендовали себя у учителей. Например, учебники Людмилы Петерсон.

Будет меняться содержание некоторых школьных дисциплин. В частности, технологии. Ручной труд, конечно, важен, но шитья фартуков и выпиливания по дереву современным школьникам недостаточно. Технологии теперь цифровые, и в курсе "Технология" это надо учитывать. При этом изменения будут вноситься только в основную часть программы, вариативная останется без изменений.

В школах может появиться курс основ духовно-нравственной культуры народов России для учеников с 5 по 9-й классы. Разработка началась, в ней участвуют не только педагоги и психологи, но и представители разных конфессий. Этот курс поможет помочь подросткам найти решение многих психологических проблем, с которыми они сталкиваются.

К сожалению, обострились проблемы с педагогическими кадрами. Молодежь после вузов не всегда готова к работе в школе - мало знаний по своему предмету, психологии, методике преподавания. Педвузы будут учить будущих учителей по-новому. Уже разработаны 42 новые образовательные педагогические программы. Появились 30 онлайн-курсов для учителей, был апробирован модульный принцип обучения будущих педагогов. Появились модули по работе с особенными детьми. Конечно, это не сравнить с полноценным образованием дефектолога, но основы дефектологического знания учителям теперь даются.

В Уральском педуниверситете отработаны новые модели целевого обучения, когда педагог готовится для конкретной школы, где проходит практику. Скоро в школах появятся новые должности для карьерного роста учителей. В том числе будут педагоги-наставники. В университете для них разработали программы педагогических мастерских, и 5 тысяч педагогов уже прошли в них обучение.

Как привлечь в педвузы подготовленных мотивированных абитуриентов? Ректор педуниверситета имени Герцена Сергей Богданов предлагает восстановить систему педагогических классов. В лучших школах, лицеях можно открывать базовые кафедры вузов. По его мнению, в состав педвуза обязательно должны входить детский сад, школа, лицей. Педвузы могли бы активнее участвовать в переподготовке учителей и повышении квалификации.