Автор: Все статьи автора добавить в библиотеку

Великий пост - время печальное и одновременно радостное, потому что это – путь к Пасхе, активное ожидание самого большого и торжественного Праздника. Великий пост – не просто самый долгий и самый строгий пост в году. Он совершенно уникален – и предварительной подготовкой, и особым настроением, и специальным великопостным богослужением, и вполне ощутимым изменением ассортимента продуктовых магазинов – именно потому, что постящихся перед Пасхой в разы больше, чем перед Рождеством или Успением.

Зачем нужен пост?

Понятие поста присутствует практически во всех религиозных традициях. Если говорить о традиции библейской, то о необходимости поста мы читаем буквально на первых страницах Ветхого завета: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него» (Быт., 2, 16-17). Заповедь эта – при всей своей простоте и необременительности - человеком была нарушена, что повлекло за собой катастрофические последствия.

При дальнейшем знакомстве с Библией можно видеть, что необходимость поста возникает у людей или при подготовке к важным, решающим событиям, или как выражение скорби и покаяния, или как средство достижения полноценного общения с Богом. Безгрешный и Совершенный Иисус Христос тоже постился сорок дней, прежде чем выйти на проповедь. Он же неоднократно указывал на то, как и когда нужно поститься, говоря о посте как о само собой разумеющейся практике.

Великий пост в том виде, как он существует сегодня, сложился в первые века христианской Церкви из двух разных традиций. Предпасхальный пост продолжительностью в сорок дней изначально возник как период подготовки людей, собирающихся креститься на Пасху (тогда Таинство Крещения совершалось не в любой день недели, а только по праздникам). Крещёные же христиане постились перед Пасхой только одну неделю – Страстную седмицу. А потом стали поститься вместе с оглашенными – из любви и солидарности, потому что вместе поститься легче, чем по отдельности.

В настоящее время Великий пост - это общецерковная подготовка к Пасхе, как участие в постном сорокадневном опыте Христа, как соборность с остальными христианами, как добровольная жертва Богу. Каждому постящемуся даётся сила для борьбы с собственными страстями и обретения внутренней независимости. Пост – это призыв, требующий ответа и усилия.

Подготовка к Великому посту

Великий пост, в отличие от многих событий в нашей жизни, никогда не случается неожиданно. Приготовление к Великому посту длится почти целый месяц, и выражается в том, что каждое воскресенье (в церковно-славянском языке воскресенье обозначается словом «неделя» - день, когда «не делают» мирских дел) во время Литургии читаются фрагменты из Евангелия, посвященные отношениям человека с Богом. Тем самым создаётся особый настрой, обpащается внимание на важность Поста и объясняется его значение. По сюжету читаемых евангельских отрывков подготовительные воскресные службы получили специальные названия.

«Неделя о мытаре и фарисее» - читается притча о необходимости смирения и том, что гордость, тщеславие и самодовольство легко сводят на нет все наши усилия по соблюдению поста и исполнению закона (Лука, 18, 10-14). Накануне этого воскресенья – в субботу вечером - впеpвые откpывается специальная книга богослyжений Великого Поста - Тpиодь Постная. До начала поста двадцать один день.

«Неделя о блудном сыне» – читается всем известная притча о возвращении сына в отчий дом (Лука, 15, 11-32). Звучат молитвы о полyчении смиpения как начала истинного покаяния. До начала поста четырнадцать дней.

«Неделя о Страшном Суде» – читается притча о том, что каждый из нас будет судим по закону Любви: «так как вы сделали это (помогли, или же наоборот – не помогли) одномy из сих бpатьев Моих меньших, то сделали Мне» – говорит Христос людям (Матф.24, 31-46). Воскресение, когда читается «Пpитча о Стpашном Сyде» иначе называется мясопyстным, так как в течение следyющих семи дней – масленицы - пpедписывается воздеpжание от мяса.

Днём раньше, в сyбботy мясопyстнyю, открывается череда великопостных Вселенских родительских суббот: «Перед началом и в дни Великого поста перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: "Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!". Это - молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Анастасии Цветаевой, "тут только есть верующие и неверующие. Там - все верующие". Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром» - так говорит о родительских субботах о.Андрей Кураев.

В эту первую вселенскую родительскую субботу Цеpковь совеpшает поминовение всех усопших от Адама до наших дней. Заyпокойная слyжба этого дня называется так: "Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших". Она слyжит обpазцом для всех дpyгих слyжб поминовения yмеpших и совеpшается еще во втоpyю, тpетью и четвеpтyю сyбботy Великого Поста.

Масленица (она же седмица сырная, она же седмица мясопустная – седмицами в церковно-славянском языке называется семидневка, которую мы сейчас называем неделей) - это уникальное время в церковном календаре. Ещё не пост, но уже не совершается Венчаний и появляется ограничение на мясную пищу. Вроде бы веселье и праздник, но в то же время – на фоне поминальной трапезы (а именно таковой являются блины) и под не проходящее тревожное ожидание приближающегося серьезного события. Состояние, как перед экзаменом или дальней поездкой – все время пытаешься вспомнить, всё ли в порядке, всё ли готово. Всё время волнуешься: получится или нет? Подготовка к Великому посту входит в завершающую фазу.

Воскресенье накануне Великого поста называется прощёным, или неделей сыропустной. Официальное же его название – Адамово изгнание из рая, потому что этот день на Литургии читается библейское повествование об Адаме и Еве, нарушивших заповедь поста и послушания Богу, и потерявших первозданную свободу от греха.

Прощёное воскресение подводит итог подготовки к Великому посту. В евангельском чтении звучат слова о необходимости прощать друг друга: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Матф. 6, 14-21). После службы в храме проводится чин прощения: священники и прихожане с земными поклонами просят друг у друга прощения.

Традиция такого рода прощания друг с другом перед Великим постом появилась у египетских монахов, которые на время Великого поста расходились по пустыне в разные стороны, чтобы уединенно совершать молитвенные подвиги и вернуться в монастырь к празднованию Пасхи. Живыми возвращались не все, поэтому прощались с пониманием того, что эта встреча может быть последней. Со временем традиция перешла в общее церковное богослужение, а потом вышла и за пределы храмов.

В эпоху интернета и мобильных телефонов церемония прощания начала приобретать новые странные формы – например, просьбы о прощении в виде рассылки большому списку абонентов. Хочется спросить – если бы этот разговор был последним, мы бы на самом деле ограничились безличной смс-кой? Понятно, что так намного проще – попросить прощения сразу у всех и сразу за все, и так же оптом всех за все простить. Гораздо труднее простить конкретному человеку конкретный проступок. Трудно, но необходимо, если есть желание жить дальше, а не перетирать по десятому разу старую обиду.

Постная пища: как правильно питаться во время поста

Данный период характеризуется самым длительным воздержанием пищи и напитков в христианстве. Что можно есть в Великий пост, в какие дни недели и послабления.

Читать дальше

Великий Пост – это пост с большой буквы

Великий пост начинается с чтения Великого Покаянного канона Андрея Критского, который «задаёт тон» на все ближайшие сорок с лишним дней. Читается канон в вечернее время в храмах - с понедельника по четверг первой седмицы поста, в четыре приема. Каждый постящийся по возможности старается посетить хотя бы одну службу с чтением канона, чтобы пост стал именно состоянием души, а не просто упражнением в вегетарианстве. Смысл и цель богослужений этих первых дней в том, чтобы создать духовное настроение Великого Поста.

Чтение канона, как и остальные богослужения Великого поста с понедельника по пятницу, сопровождается молитвой Ефрема Сирина и земными поклонами. Молитва Ефрема Сирина короткая, но очень выразительная:

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, И не осуждати брата моего Яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Эта простая молитва занимает такое важное место в великопостном богослужении по той простой причине, что в ней перечисляются все отрицательные и положительные элементы покаяния, первые из которых – борьба с собственными ленью, унынием и тягой к празднословию.

Календарь питания по дням недели в Великий пост в 2018 году

Удобный календарь питания (разрешенная и запрещенная пища) на каждый день Великого поста

Читать далее

Еще одна богослужебная особенность Великого поста - это Литургия Преждеосвященных даров. Такие Литургии служатся только в будние дни Великого поста, и сильно отличаются от обычных Литургий, которые можно видеть в храмах по воскресеньям. Это менее праздничная и более строгая служба, во время которой причащают только взрослых - дети Великим постом могут причащаться по выходным и праздничным дням.

Почти все субботы Великого поста (а именно втоpая, тpетья и четвеpтая) - родительские. Так же, как и в субботу мясопустную, в эти дни совершаются усиленные молитвы и служатся панихиды за уже умерших родственников и знакомых, и не знакомых тоже – тех, за кого некому молиться.

По сложившейся традиции Великим постом проводятся Соборования, расписание которых в каждом храме составляется отдельно.

Таинство Соборования

Соборование (оно же Елеосвящение) – церковное Таинство, в котором человек очищается от тех грехов, которые не может исповедать. Про уважительной причине, и не потому, что не хочется: например, забыл или просто не осознал, что данный поступок - грех. Таинство Елеосвящения восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа "власть исцелять болезни", "многих больных мазали маслом и исцеляли" (Мк. 6, 13). Наиболее полно сущность этого Таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5, 14-15).

Существует стереотип, что соборуют только безнадежных больных и стариков перед смертью. На самом деле не совсем так. При тяжелой болезни человек соборуется чаще. Логика здесь проста - зачастую причиной наших болезней являются наши грехи, пусть даже не осознанные или давно забытые. Ну а при угрозе близкой смерти смысл внепланового соборования очевиден - каждый хочет войти в вечную жизнь чистым и достойным, поэтому в критическом состоянии человек чаще исповедуется и дополнительно соборуется.

Но и относительно здоровые и благополучные люди время от времени нуждаются в Соборовании. И потому, что абсолютно здоровых людей сейчас вряд ли встретишь, и потому, что уныние или депрессия тоже свидетельствуют о необходимости участия в этом таинстве. По сложившейся традиции все православные христиане старше семи лет стараются собороваться ежегодно. Великий пост - самое для этого подходящее время (назначают общие соборования и во время других постов, но значительно реже). В каждом храме составляется расписание соборований и обычно вывешивается на доску объявлений, или на сайт храма. Записываться на соборование можно заранее, а можно непосредственно перед началом таинства.

По уставу Церкви Таинство Елеосвящения полагается совершать семи священникам (то есть соборно – потому и называется Соборованием), а само чинопоследование Соборования состоит в прочтении семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, рассказывающих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого прочтения и соответствующих молитв каждый соборующийся помазывается освященным маслом (елеем), то есть помазание также совершается семикратно по кругу.

В настоящее время даже в городе мало какой храм может позволить себе такую роскошь, как сразу семь священников на одно Соборование, поэтому обычно при Елеосвящении служат два-три или даже один батюшка. Значимость и святость Таинства от этого не умаляются, но если соборующихся много, то при уменьшении количества священников закономерно возрастает время совершения Таинства – ведь в каждом из семи помазаний священник должен обойти всех и каждому помазать крестообразно с помощью специальной кисточки лоб, щёки, кисти рук (и ладонь, и тыльную сторону) и грудь (свитера с высоким горлом и водолазки – очень неподходящая в этом случае одежда). Сразу скажу, что чем ближе к завершению Великого поста – тем больше народу приходит на Соборование.

Соборование не требует какой-то специально подготовки, но вполне логично сочетать его с исповедью (кто-то предпочитает исповедоваться перед Соборованием, кто-то наоборот – после него). На Соборование обязательно нужно взять с собой маленькое полотенце и/или большую стопку салфеток – чтобы вытирать излишки масла при помазывании, а также купить в храме большую свечу – во время этого Таинстсва все участники стоят с зажженными свечами. Также можно захватить с собой маленькую бутылочку масла – во время богослужения всё принесённое масло будет освящено, его забирают домой и используют как лечебное.

Мой маленький опыт Великого поста

Одна из наших ю-мам делится своим личным опытом Великого поста.

Читать дальше

Атмосфера Великого поста

В дореволюционной России Великим Постом на Руси театры и увеселительные заведения прекращали свою работу, прекращались великосветские приёмы. На улицах звучал особый великопостный звон церковных колоколов. Дома и храмы преображались. Иван Шмелёв в своём знаменитом романе «Лето Господне» ярко и колоритно описывает великопостные изменения в быту, запомнившиеся ему с детства:

«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест - по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется - постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты серые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже  единственная картина закрыта простынею. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, - великопостные.»

Даже в советское время в некоторых семьях сохранялась традиция менять в Великий пост шторы и скатерти на более скромные, убирать цветы-вазочки. В храмах же и сейчас – как и в прошлые века - Великопостное убранство разительно отличается от обычного: яркие праздничные покрывала почти везде заменяются на черные, облачения священников - за исключением суббот и воскресений - тоже черные или фиолетовые. А Великопостные богослужения так же разительно отличаюся от богослужений обычных. Именно в храме – особенно в будние дни – можно почувствовать в полной мере настроение Великого поста.

В жизни всегда есть место подвигу

Конечно, никакой пост не сводится к воздержанию от мяса и молока, потому что это не диета и не вегетарианство. У поста есть определенные цели и задачи, а уклонение от некоторых продуктов – средство для достижения этих целей. Средство необходимое, но не достаточное. В настоящее время не менее важным и нужным будет воздержание от избытка развлекательной информации, атакующей нас со всех сторон и порой не оставляющей возможности сосредоточиться. Вот что писал в прошлом веке об «информационной» составляющей Великого поста протопресвитер Александр Шмеман (а ведь между прочим тогда еще не было не мобильных телефонов со встроенными аськами, ни «интернетизации всей страны»):

«Если христиане прежних времен жили по большей части в мире тишины и молчания, дававших им возможность полностью сосредоточиться на внутренней жизни, то современные христиане должны делать особые усилия, чтобы получить хотя бы существенно нужное молчание и тишину, необходимые для соприкосновения с высшей реальностью.

Таким образом, проблема радио и телевидения в течение Великого Поста — это не побочный вопрос, а в некотором смысле вопрос духовной жизни и смерти. Надо понять, что невозможно делить нашу жизнь между великопостной светлой печалью и переживанием модного фильма или спектакля. Эти два переживания несовместимы, и одно из них окончательно уничтожает другое. Однако, очень вероятно, что последний модный фильм скорее одолевает светлую печаль; обратное может произойти только с приложением особых усилий.

Поэтому первый великопостный обычай, который можно предложить, это решительное прекращение слушанья радио и телевидения Великим Постом. В данном случае мы не смеем предложить совершенный пост, но хотя бы аскетический, который, как мы уже говорили, прежде всего означает перемену "диеты" и воздержание. Например, ничего нет дурного в том, чтобы продолжать следить за передачей информации, или серьезной программы, обогащающей нас духовно и интеллектуально. Но что должно быть прекращено постом — это прикованность к телевизору, растительное существование человека, прикованного к экрану, пассивно поглощающего все, что ему показывают.

Когда я был ребенком (это было до появления телевидения), моя мать обычно запирала рояль на первой, четвертой и седьмой неделе Великого Поста. Это сохранилось в моей памяти ярче, чем длинные великопостные богослужения, и даже теперь, если я слышу музыку, передающуюся по радио постом, это оскорбляет меня почти как кощунство. Это личное воспоминание служит только иллюстрацией того, какое впечатление производит в детской душе внешнее решение, сознательно принятое взрослыми.

Речь здесь идет не просто об отдельном обычае или правиле, но о живом опыте, оберегающем время Великого Поста, о котором надо все время помнить, чтобы не потерять, не исказить, не нарушить его.»

Каждый решает сам, до какой степени и в какой форме «расчищать» своё информационное пространство на время Великого поста. Телесериалы, Интернет-форумы, ICQ-празднословие  - всё это занимает место в нашей жизни и поглощает время, в лучшем случае ничего не давая взамен. Великий пост – это возможность посмотреть на свою жизнь под другим углом, и лишний раз задать себе вопрос «а это в моей жизни зачем? оно мне действительно нужно?». Великий пост напоминает о необходимости «выкинуть хлам из дома», чтобы там появилось пространство для жизни.

Впрочем, главный вопрос не в том, что нужно убрать из своей жизни. А в том, что туда нужно добавить! Практически все знают крылатое выражение «не хлебом единым жив человек», и мало кто помнит, что это библейская цитата, у которой есть продолжение. Полностью же звучит так: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матф. 4, 3-4). Великий пост – самый подходящий момент для этого слышания, и для совершения тех дел, которые постоянно откладываются на завтра, хотя должны были быть сделаны еще позавчера.

Самое время наконец-то прочесть Евангелие и житие своего святого. Самое время  начать читать с ребенком детскую Библию и наконец-то сводить крестников к Причастию. Самое время выучить «Отче наш» или хотя бы распечатать «Молитву последних оптинских старцев» и повесить её перед глазами. Самое время бросить курить, или хотя бы отказаться от курения на время поста – а там будет видно, надо ли возвращаться к нему снова. Самое время всерьёз подготовиться к исповеди и пересмотреть своё отношение к начальнику, который даже по теории вероятности не может быть всегда не прав.

Подробнее о Великом Посте можно почитать здесь (и не только!):

О. Андрей Кураев – о происхождении и смысле Великого поста http://azbyka.ru/tserkov/o_postah/velikiy_post/5g9_7-all.shtml

Прот. Александр Шмеман – книга «Великий пост» http://azbyka.ru/tserkov/o_postah/velikiy_post/velikij_post-all.shtml   

Цориев А.Э.  статья «Современный врач современному человеку о посте» http://orthodox-magazine.ru/numbers/at413

Фото: www.globallookpress.com