Первая комната:

Новорожденный

Вторая комната:

От 2 до 6

Третья комната:

Школьник

Четвертая комната:

Для двоих детей

 

Вы ждете малыша и ломаете голову над дизайном детской комнаты? Или собираетесь оформлять детскую для подросшего малыша? Тогда наш конкурс-акция "4 комнаты" - для Вас!

В течение месяца мы опубликуем 4 статьи, посвященные дизайну малышового пространства. Каждая статья будет посвящена определенному периоду в жизни ребенка. Все это время мы будем ждать от вас писем-заявок, из которых будут выбраны 4 самых интересных. Для авторов этих писем автор статей - дизайнер детских интерьеров Анна Борисенко - разработает полный дизайн-проект детской!

Итак, наша сегодняшняя статья посвящена обустройству комнаты для новорожденного...


Об авторе

Анна Борисенко - дизайнер детских интерьеров

 

В 1997 году окончила Уральскую государственную архитектурно-художественную академию.


В 2005 году прошла профессиональную переподготовку по психологии при УрГУ им. Горького.


В том же, 2005 году обучалась в «Центре переподготовки кадров» на «Психологии дизайна».


До появления дочери работала в таких фирмах как: «Натали-Верто», «Дом кухни», «Урал-Стадис», «Конкорд», занималась частным дизайном нтерьеров.


«После рождения ребенка, жизнь моя, как и у многих из Вас, резко переменилась. Все стало оцениваться с позиции «мать, родитель». Тема детства так увлекла меня, что вот уже 2,5 года я пытаюсь разобраться в этом «секретном мире детской души».
В своей теории и работе я применяю полученные знания  для решения конкретных практических вопросов. А именно: прослеживаю, как по мере психического, физического и социального развития ребёнка должно меняться окружающее его пространство, в частности – детская комната
».

Сегодня много пишется и говорится на тему оформления детской комнаты. Но, в  основной своей массе это советы, касающиеся таких вещей, как: отделка помещения, выбор мебели, расстановка осветительных приборов, экологичность материалов. Пожелания для комнаты младенца, как правило, выглядят просто и не требуют особых навыков от родителей для ее обустройства. СМИ гласят:  «Для новорожденного нужна светлая, чистая и безопасная  комната, где бы удобно разместились колыбель и пеленальный столик с ящиками; взрослым понадобится место для сна, место для кормления младенца, различные полки и крючки, чтобы все необходимое было под рукой…». Все верно. Но что же получается? Следуя этим советам, можно сделать одну универсальную комнату, и она может подойти всем без исключения?

Внутренний мир Вашего ребёнка индивидуален, и нужно стремиться к тому, чтобы интерьер комнаты, создаваемый для Вашего ребёнка, был таким же единственным и неповторимым, каким является сам ребёнок. У него свои привычки, особенности, вкусы, желания и потребности. Поэтому нельзя забывать, что каждый ребёнок уникален, и нельзя сделать две одинаковые комнаты для двух разных детей. Каждая – особенная.

Детская комната играет в жизни ребёнка ту же роль, что и вся квартира в жизни взрослого. Мы забываем, что детская комната – это не просто помещение в доме, которое создаётся родителями для своих детей, это пространство, в котором огромный мир взрослых преломляется и изменяется до размеров, понятных и удобных ребёнку. А теперь, надо еще учесть, что этот мир каждые полгода намерен меняться и порой очень даже кардинально.

Между малышом, делающим свои первые шаги, школьником, делающим свои первые уроки, подростком, поздно вернувшимся домой, большая разница во вкусах, желаниях и потребностях. Вместе с детьми должна меняться и «расти» и детская комната. Гибкость и изменчивость – вот два главных принципа, на которых должно держаться проектирование детского пространства.

Пока ребенок еще не родился или только-только появился на свет, по понятным причинам мы не можем определить его характер, его способности и предпочтения, и заранее спланировать все мелочи интерьера именно для нашего карапуза. Но мы можем подготовить грамотную основу его среды обитания в первые дни и месяцы жизни в доме. А в дальнейшем мы будем вносить в базовый интерьер особенности и детали, которые бы соответствовали психологическим и возрастным изменениям ребенка.

Экономически целесообразно делать ремонт в комнате ребенка один раз в пять лет. Но т.к. мы не знаем, кто вырастет через год, через три, через пять, то изначально Ваша комната должна быть спроектирована таким образом, чтобы ее легко и планово можно было трансформировать. Сейчас еще очень трудно сказать, какие цвета стен подойдут для темперамента Вашего ребенка; будет ли он непоседа, лазающий по спортивному уголку или его будут привлекать книги и настольные игры. И уже на начальном этапе важно не допустить ошибки, что бы потом не пришлось переделывать то, что по Вашему мнению, должно было понравится малышу.

Дизайн детской на данном этапе будет заключаться в трех тезисах: Удобство, функциональность, полезность.

1. В период новорожденности основной задачей станет установление доверительного отношения ребенка к внешнему миру. Т.е. в этот период времени для успешного развития младенец должен получать всё, что он хочет, чтобы его любили и принимали, быстро удовлетворяли его элементарные потребности, играли и разговаривали с ним, баюкали и ласкали. Чтобы с успехом удовлетворять потребности своего ребенка, при оформлении детской комнаты Вы должны руководствоваться лозунгом: «Удобство превыше всего!». Поэтому, на первом этапе, пока малыш не покинул свою колыбель, советую сделать детскую максимально функциональной для мамы.

2. На этой стадии развития ведущая роль принадлежит непосредственным ощущениям и восприятию ребёнка.  В рамках этого периода новорождённый воспринимает весь мир, не зная себя, как субъекта, не понимая своих собственных действий. Реально для него лишь то, что дано ему через ощущения. Он смотрит, слушает, трогает, нюхает, пробует на вкус, кричит, ударяет, мнёт, сгибает, бросает, толкает, тянет, сыплет, совершает иные сенсорные и моторные действия. Таким образом, в течение двух первых лет жизни идёт тренировка и выработка навыков, что даёт ребёнку совершать действия по типу проб и ошибок, экспериментировать. А наша задача предоставить сподручный материал для этих экспериментов!

Известный педагог В. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка – на кончиках пальцев». Множество расположенных там нервных рецепторов передают информацию в мозг. Разнообразие тактильных ощущений стимулирует мозговую активность, быстрее развиваются мелкая моторика, речь, интеллект, двигательная активность.

Необходимо дать ребёнку прикоснуться к самым разнообразным материалам – по фактуре, по цвету, по форме, по текстуре: гладкую шёлковую простынь и шершавую кирпичную стену. Малышу в руки должны попадать не только стандартные пластмассовые погремушки. Ребёнок может трогать не только ручками, но и ножками различные поверхности, ткани различной фактуры, поверхность стола и дивана, песок, траву и листочки.  И оформление комнаты должно давать простор для всех экспериментов малыша.

3. Ритм жизни маленького человечка всё ещё тесно связан с внутриутробным распорядком дня. Но есть и кардинальные отличия: кроха – видит. Теперь, кроме покоя и внимания мамы, ему нужен предмет, на котором можно сконцентрировать внимание. Масару Ибука в своей книге «После трёх уже поздно» писал: «Представьте себе пустую комнату с чисто белым потолком и стенами, совершенно изолированную от внешних шумов. Какая-нибудь мама может подумать, что это – идеальные условия для её новорождённого. На самом же деле такая комната, лишённая всяких атрибутов, не просто бесполезна, но и очень вредна для малыша».

Комната малыша обязательно должна быть максимально светлой. Наличие в детской окна обязательно. Не смотря на тягу малышей к ярким и насыщенным цветам, в детской их стоит использовать с осторожностью. При длительном воздействии на ребёнка они могут утомить его, отрицательно повлиять на психику и даже стать причиной некоторых комплексов. Лучше выбирать для комнаты малыша спокойные светлые тона и включать в них яркие оживляющие элементы. Но и здесь необходимо чувство меры. Цветовые акценты (игрушки, текстиль, аксессуары) вводятся постепенно. Для стен подходят самые светлые, природные, нейтральные цвета: успокаивающий голубой в сочетании с белым или светло зелёным, нежно-розовый с белым или охристым; светло-жёлтый. Не стоит вводить ярко-красные цвета и насыщенные синие или фиолетовые: первые возбуждают психику ребёнка, вторые – угнетают. Оформляя интерьер, следует избегать «негативных» сочетаний цветов, а именно в качестве преобладающего цвета не стоит отдавать предпочтение серому, коричневому и тем более чёрному. Известный психолог и теоретик цвета Макс Люшер считал, что основные цвета спектра – синий, зелёный, оранжевый, красный и жёлтый  - воздействуют на психику человека активно и положительно. Так же не менее важна пропорция, в которой цвета использованы. Известно, что цвет воздействует на человека, вызывая физиологическую и психологическую реакции. Это обстоятельство нельзя не учитывать, обустраивая жилище. С возрастом цвета могут становится ярче и веселее за счет бордюров, текстиля, аксессуаров.

4. Несколько слов об освещении. Только при условии достаточной освещённости можно определить реальный объём предмета. Плохое освещение в доме – это не только испорченное зрение: при недостаточном освещении может возникнуть состояние угнетённости, а иногда и депрессии. Но, в то же время, и при очень ярком, ослепляющем свете ребёнок быстро утомляется, что также создаёт дискомфорт и приводит к потере зрения. Никакого резкого света. Общее освещение лучше сделать диммированным, т.к. резкий переход от темноты к яркому свету для крохи – «трагедия». Все остальные световые потоки – ночник, настольная лампа, встроенные светильники - нужно распределить по зонам, выделив ключевые моменты комнаты: кровать, столик, игровое место, полки для игрушек. Заранее продумав проводку и розетки.

Специалисты советуют выбрать комнату попросторнее, в будущем это сыграет немаловажную роль: большое пространство детской предотвратит посягательства маленького первооткрывателя на территорию взрослых. При планировке квартиры следует выделить для детской комнаты помещение, ориентированное на восток или юг.  Желательно, подальше от входной двери, гостиной и кухни. Мебель нужно расставить по периметру, оставляя посередине комнаты место для игр. Маленькому первооткрывателю не нужно много места для игр, однако небольшое пространство всё-таки должно быть предусмотрено.

У детей чувство собственности развито ни чуть не меньше, чем у взрослых. И если у ребёнка нет своей комнаты, то даже в однокомнатной квартире у ребёнка должен быть уголок, где он – единственный хозяин, где будут расположены его книжки и игрушки, тем более, если комнату приходится делить с братом или сестрой. Наличие такого уголка, поверьте, помогает решить сразу множество проблем как воспитательных, так и личных.

Читайте далее:

Метки:
Этот материал был полезен?