Первая комната:

Новорожденный

Вторая комната:

От 2 до 6

Третья комната:

Школьник

Четвертая комната:

Для двоих детей

Не устану повторять, что у детей чувство собственности развито ни чуть не меньше, чем у взрослых. И если комнату приходится делить с братом или сестрой у ребёнка должен быть уголок, где он – единственный хозяин, где будут расположены его книжки и игрушки. Должно быть пространство, в котором маленький человечек мог бы чувствовать себя хозяином, где можно полежать и помечтать в одиночестве, спрятаться и уединиться. Наличие такого уголка, поверьте, помогает решить сразу множество проблем как воспитательных, так и личных.

Все вы наверняка помните, как неоднократно в школе приходилось «делить» парту пополам, при этом тщательно следить за тем, что бы локоть «ненавистного» соседа не проник на вашу территорию. В основной своей массе конфликты между детьми, живущими в одной комнате, возникают по причине того, что они не могут «поделить территорию» комнаты между собой. И даже не важно, порой, какая разница в возрасте между детьми, важно как они будут решать ее: кулаками и ссорами или культурно и доброжелательно?

Но как объяснить ребенку, что пользоваться чужими вещами можно только с разрешения? Почему-то, что можно другому, нельзя тебе?

Здесь на помощь может придти цвет. Каким образом?

Либо вы договариваетесь «на берегу» с детьми, каким цветом они хотели бы видеть именно свои личные вещи, либо с помощью психологического цветового теста можно определить предпочтения, цвета, которые больше всего подходят вашим детям по темпераменту и психотипу. Далее останется только объяснить, что, например, на полках  синего цвета лежат Максимкины игрушки, которые можно брать самому, а на полках оранжевого цвета стоят книги и вещи Милены, которые можно брать только с ее разрешения! Тоже самое можно проделать с пуфами, кроватками, ковриками, тапочками, крючками, выдвижными ящиками, ручками дверей на шкафах и т.д.

Таким образом, дети сами будут знать без напоминаний, что можно, а чего нельзя брать. У них будет значительно меньше поводов для выяснения отношений! И даже если дети живут достаточно мирно, личное пространство без разрешения хозяина неприкосновенно.

Безусловно, важно и сочетание  этих цветов, и равномерное распределение их по комнате. Если получается, что одного цвета, например, оранжевого (красного) Милены получилось значительно больше нежели Максимкиного синего (голубого), мальчик может чувствовать некоторую «несправедливость». В этом случае надо постараться уравновесить это за счет штор, обоев (бордюров), картин синего цвета, фотографий, рисунков самого мальчика.

Так же необходимо и общее «объединяющее» пространство, третьего цвета, «ничейного». Если у детей небольшая разница в возрасте, это будет игровая зона, если у детей разница в возрасте более значительная, то общей может быть зона отдыха (диванчик, плед, подушки).

Разделение комнаты можно сделать не только цветом, но и мебелью, аксессуарами. Так, например, для детей с большой разницей в возрасте, а тем более для детей противоположного пола, комнату желательно дополнительно частично перегородить ширмой, портьерой, межкомнатной перегородкой системы купе, т.е. убирающуюся частично, не стационарную, передвигающуюся из одной части комнаты в другую, или убирающуюся вовсе. Не стоит делать чересчур чётких границ.

Изменение интерьера с согласия ребенка.

Психологи категорически против внезапных и авторитарных перемен пространства в детской комнате. Все изменения родители должны проводить вместе с ребенком, предварительно готовя его к этому. Дети – прирожденные консерваторы, им непросто привыкнуть к переменам. Нередко мамы и папы любят самостоятельно делать перестановки в детской. Это как минимум несправедливо по отношению к ребёнку.

Даже совсем маленький ребенок вполне уже может на эмоциональном уровне определить – «нравится - не нравится», «хочу – не хочу». Дети бессознательно выбирают то, что действительно хотят, не отягощенные знаниями технических характеристик, практичности, экологичности и цены, которые так сильно довлеют над взрослыми.

Пусть дети поучаствуют в выборе мебели. Это исключит вероятность «обиды на всю жизнь» по поводу того, что: «Димке купили кровать лучше, чем мне!». Поэтому желательно, что бы мебель для ребят была одной фабрики и нравилась им обоим! Взрослый, доверив ребенку выбор, тем самым доставит ему радость и даст повод гордиться собой. И таким образом, можно лишний раз подчеркнуть самостоятельность детей, заложить основы свободного самовыражения и сотрудничества.

Если вы хотите поменять мебель, желательно оставить что-то из предыдущей обстановки: стеллаж, шторы, игрушки, чтобы дети легче адаптировались. Со временем вы сможете поменять и их.

Отдельно хотелось бы сказать про двухэтажную кровать, столь популярную в семьях с двумя и более детьми. По компактности ей нет равных, по дизайну она бывает очень интересна и необычна, дети обожают лазить по ней, устраивать тайники и шалаши.

Но есть один очень важный нюанс. В целях экономии места, при необходимости поставить двухэтажную кровать, постарайтесь нижний уровень сделать игровым, рабочей зоной, зоной отдыха (диванчик), но не оборудуйте вторую кровать! Если устроить одну кровать непосредственно над другой, ребенок, лежащий внизу может чувствовать себя в этом случае несколько подавленным, угнетенным. Даже если отношения между детьми складываются очень дружелюбно, тому, кто лежит сверху негласно дано некоторое превосходство, он может в любой момент увидеть, что делает его брат (сестра), всего лишь опустив голову вниз, тогда как, лежащему внизу ребенку потребуется гораздо больше усилий, что бы даже привлечь к себе внимание.

Даже если у Вас нет другого выхода, проконтролируйте, что бы ребенок наиболее ранимый и мягкий, оказался лежащим на верху. Либо кровати должны стоять перпендикулярно друг к другу, т.е. от угла быть направлены в разные стороны, тогда одна над другой остаются только голова или ноги ребенка, психологически так гораздо комфортней, к тому же при желании можно видеть друг друга и поболтать перед сном.

И, разумеется, детям до 3-х лет вход на второй ярус ограничен.

А чтобы жизнь семьи была гармоничной, необходимо создать несколько однозначных и принятых всеми правил. Чистота в доме является частью этих правил. Свобода личности – тоже.

Например:

  1. Каждый имеет право на личные вещи. Прежде чем что-то взять чужое, надо спросить разрешение.
  2. Каждый отвечает за свои вещи и выполняет пару поручений в день.
  3. Все помогают накрывать на стол, убирать посуду после еды и приводить в порядок кухню.
  4. Мы едим за столом и не оставляем следов пищи на диванах и коврах.
  5. Мы приводим себя в порядок, одеваемся, умываемся, заправляем кровати.
  6. Кладем на место одежду, книги, игрушки.
  7. Мы доброжелательно говорим друг с другом и друг о друге и т. д.

Домашний порядок, как суть внутренних принципов организации мира, дома, имеет для психики ребенка огромное значение. Именно домашний уклад поможет ребенку научиться организовывать пространство вокруг себя и свое время.

Говоря простыми словами: воспитывайте не словами, а личным примером.

Метки:
Этот материал был полезен?