Первая комната:

Новорожденный

Вторая комната:

От 2 до 6

Третья комната:

Школьник

Четвертая комната:

Для двоих детей

2-3 года

Для этого периода жизни ребенка характерен переход от полной зависимости от родителей к относительной самостоятельности. Этот возраст проходит под девизом: «Я сам!». Ребёнок начинает осознавать себя активно действующим существом. И задача этой стадии - дать ребёнку почувствовать себя самостоятельным. На этом этапе дети познают мир через свои собственные действия, но ещё не могут продумать последствия конкретной цепи событий. Если же ребёнок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности сделать что-нибудь самостоятельно.

Восприятие малыша развивается в повседневных заботах. Целая кладезь информации содержится в таких обычных делах, как умывание, кормление, одевание. Ребенок запоминает те звуки, действия, игры, которые будут необходимы ему для дальнейшего развития. Ребенок стремится идентифицировать свое «я», часто стоит перед зеркалом, подражает взрослым.

Из всего этого можно сделать вывод: необходимо всячески поощрять и терпеливо способствовать самостоятельным занятиям малыша. Так, например, мебель должна соответствовать росту ребенка, чтобы он сам мог взять или положить нужные ему вещи; крючки для полотенец можно расположить на удобной для ребенка высоте; для уборки игрушек предложите использовать легкие корзины или коробки на колесиках. И лучше купить маленькую кроватку и детский столик со стулом, чем дорогую мебель «на вырост».

Многие родители не считают нужным советоваться с малышом, но уже в таком возрасте нужно прислушиваться к мнению, пусть маленького, но всё же человека. Конечно, малыш не сможет просчитать, будет ли ему удобно или нет, но определить на эмоциональном уровне «нравится - не нравится этот цвет», «хочу - не хочу» - это ему под силу. И таким образом можно лишний раз подчеркнуть самостоятельность ребёнка, заложить основы свободного самовыражения и сотрудничества.

Ребенок не вырастет инфантильным, если рано научится взаимодействовать с обычными предметами. Малыш часто проявляет фантазию, и главное для него сейчас – это изобретение новых действий. Поэтому не стоит задавать тематику комнаты односторонне – например, в виде «сафари» или «пряничного королевства». Все, что детям надо сейчас – это подручный материал. Утром комната ребенка может представлять собой сказочный корабль, а уже к вечеру – это парикмахерская или больница.

Всё в детской должно видоизменяться за счёт несложных трансформаций. Интерьер комнаты ребёнка может становиться ярче и веселее, потому что оттенки серого тормозят развитие и от монотонности и бесцветия малыш устаёт.

Надо учесть, что растёт будущий художник или изобретатель. Не стоит использовать слишком дорогие отделочные материалы, за которыми нужен особый уход. В детской всё должно легко мыться и чиститься. Разноуровневые светильники обеспечат разнообразное освещение и привнесут в интерьер элемент игры.

В какую игру ребёнок играет дольше всего? Конечно, в ту, которая даёт ему возможность воплощать «задумки» в действительность. Бытует мнение, что если ребёнку подарить новую игрушку, то с игрушкой он будет играть 5 минут, с коробкой от игрушки – 30 минут, а с упаковкой от игрушек – весь оставшийся день.

 

Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)

Для этой стадии развития характерна энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Ребёнок весьма любознателен. Это очень важный период жизни, т. к. у ребенка в этом возрасте появляются первые представления о том, каким человеком он может стать. Появляются первые разделения на мальчиков и девочек, интерес к противоположному полу. Ребенок ставит перед собой определённые задачи и пытается их решить. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих возможностях ещё и потому, что он уже умеет ходить, бегать, говорить, может осмысливать происходящее. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция, поддержка родителями и другими взрослыми такого исследовательского поведения ребёнка. Главная опасность – это появление у ребёнка чувства вины за совершённые им действия. В свете эгоцентризма протекает вся умственная деятельность дошкольника.

Пожелания к интерьеру в этом возрасте: в распоряжении взрослых несколько помещений различных размеров и форм, тогда как ребёнок обходится одним помещением, где он будет играть и спать, учиться и принимать гостей, познавать мир. Это отдельный дом в доме. Это целая квартира в миниатюре. Поэтому комнату необходимо зонировать, т. е. разбить пространство на отдельные островки, на функциональные зоны, разные по психологическому, эмоциональному наполнению и назначению процесса. Такие как: спальная зона, зона отдыха, гостевая зона, зона хранения вещей, учебная зона, игровая. Все эти составляющие должны спокойно и комфортно протекать в одном помещении. При этом в каждой зоне доминируют различные цвета, зависящие от темперамента самого ребенка.

Маленькие дети – заняты собой, им некогда отвлекаться от игр. Именно в это время важно поддерживать всё новые начинания ребёнка, предоставив для него больше свободного пространства, не забывая о границах дозволенного. Что можно и что нельзя. Следует поощрять инициативу ребёнка. Ему хочется включаться в разные виды деятельности, свободно бегать, прыгать, кататься. Появляются такие виды игр, как сюжетные, режиссёрские, игры-драматизации и игры с правилами, которые подразделяются на подвижные и настольные. Ребёнок лепит, рисует, вырезает, поэтому детская комната должна быть оборудована таким образом, чтобы ребёнок мог проявить и свои творческие способности, поиграть в настольные игры, показать спектакль, выходя перед зрителями на подиум, полазать и дать выход своей энергии, управлять своими зайчиками и мишками из-за ширмы, выполняя режиссёрскую работу. И если для взрослого главное – это получить результат, то для ребёнка самым ценным является сам процесс.

При покупке любого предмета для детской комнаты недостаточно руководствоваться только рассудочными доводами и чувством рационализма. Главный критерий – это «одушевлённость» предмета, его соответствие ожиданиям ребёнка. К 4-5 годам дети активно включаются в ролевые игры, поэтому кухонная мебель, спальные гарнитуры, машины должны быть как у взрослых, то есть функционировать, плита – нагреваться, машина – ездить.

Создание в детской комнате уменьшенной копии взрослого мира – процесс естественный, увлекательный и весёлый. Однако, он не должен перерастать в навязчивую идею. Ребенок должен научиться взаимодействовать с обычными стандартными предметами и спокойно жить в их окружении.

Ощущая на себе заботу и опеку всей семьи, ребёнок и сам должен выполнять какие-нибудь поручения. Поэтому обязательным элементом детской в этом возрасте должен стать аквариум с рыбками, корзина или плетёный домик для котёнка, живые цветы на подоконнике или стеллаже. А чтобы жизнь семьи была гармоничной, необходимо создать несколько ясных правил, установленных членами семьи. Чистота в доме является частью этих правил. Свобода личности – тоже.

Метки:
Этот материал был полезен?