Во многом удачное, но слишком уж вольное переосмысление любимого многими произведения «Мастер и Маргарита». Рецензия на новую экранизацию культового романа Булгакова (18+).

К роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в России относятся с огромной любовью, а потому любая попытка его экранизировать воспринимается в штыки. Впрочем, так происходит со многими произведениями, которые пытаются перенести на большой экран - знакомые с оригиналом практически всегда разочаровываются в киноадаптации.

И, несмотря на то, что новая работа режиссёра Михаила Локшина вышла вполне достойной, она, скорее всего, получит свою долю хейта от фанатов.

Сразу стоит подчеркнуть, что сценарий фильма «Мастер и Маргарита» — это довольно вольная интерпретация оригинального текста. Конечно, все культовые сцены в наличии, однако акценты расставлены иначе. А потому стоит воспринимать его именно как произведение по мотивам, а не как точную киноадаптацию. Если вы не готовы смириться с этим фактом, фильм вас наверняка разочарует.

Итак, действие разворачивается в 1930-е годы в Москве. Пьесу «Пилат» известного советского писателя не допускают до театральной сцены, автора обвиняют в диссидентстве, почти дискредитации власти. После чего он испытывает на себе все прелести культуры отмены: его исключают из Совета писателей, забирают партийный билет и предпочитают вообще забыть о таком человеке. В этот момент автор и встречает Воланда, который подталкивает талантливого автора к написанию нового романа.

Когда писатель уже приступает к своей работе, он случайно встречает на Арбате Маргариту (Юлия Снигирь). Их разговор быстро переходит к книге Мастера, и только сейчас зрителю демонстрируют тот культовый момент с разлитым подсолнечным маслом.

Любовной ветке в новом кино отводится куда больше времени и внимания, чем в книге. Михаил Локшин решил сделать романтическую составляющую, по сути, главным сюжетным триггером, который и приводит события к своему логическому финалу.

В фильме представлены сразу три сюжетные линии: реальная Москва (впрочем, даже она изображена гротескно), роман Мастера (Евгений Цыганов), в котором и действует Воланд (немецкий актёр Аугуст Диль) со свитой, а также история Иешуа Га-Ноцри, значительно ужавшаяся в представлении режиссёра до нескольких небольших сцен.

И в этой структуре зрителю уж очень легко запутаться. После первого часа начинаешь теряться: это всё было в прошлом главного героя или же нам показывают всего лишь фантазии писателя.

Чего не отнять у авторов киноверсии «Мастера и Маргариты» — это колоссального размаха и наличия вкуса к художественному оформлению. Парад спортсменов на Красной Площади, постановка новой пьесы, джазовые вечеринки, которые так любят представители элиты: всё это выглядит максимально эстетично и отчасти иронично.

Кстати, Москва здесь, как мы уже говорили, представляет будто бы свою альтернативную версию. Здесь повсюду гремят монументальные стройки, которых в реальном СССР не было. Например, дом советов здесь украшает монументальная статуя Ленина, которая по величине будто обгоняет волгоградскую «Родину-мать».

Ещё один однозначный плюс свежей киноадаптации Булгакова — это подобранный актёрский состав. Буквально все приглашённые артисты отлично справляются со своими задачами. Что Цыганов, что Снигирь прекрасно вписываются в образы Мастера и Маргариты. Теперь даже сложно представить в этой роли кого-то другого.

Однако главной звездой киноленты стал немецкий актёр Аугуст Диль. Это, бесспорно, лучший Воланд. Его харизма просто бьёт через край, а богатая мимика и выражение лица обязательно влюбят в себя зрителя.

Претензии можно предъявить только к нарисованному компьютером коту Бегемоту, особенно, когда он пытается разговаривать. Уж слишком нелепо это смотрится. А ещё как-то странно смотрится Коровьев (Юрий Колокольников). Как фрик, он превосходен, но слишком уж сильно напоминает не то Джокера из «Бэтмена» 1989 года, не то Загадочника из триквела «Бэтмен навсегда».

Ещё одна проблема киноленты (за исключением вольного интерпретирования оригинального текста) — чрезмерная громоздкость сценария, следствием которой является излишняя претенциозность произведения. Сам роман Булгакова, безусловно, склонен к философским беседам, сложным библейским мотивам и параллельному повествованию, но задача любого режиссёра состоит в облегчении восприятия для новой аудитории, а не в ещё большем усложнении исходника.

Тем не менее, «Мастер и Маргарита» — достойное отечественное кино, которое всеми силами пытается развлечь аудиторию. И отчасти это удаётся благодаря богатому визуалу, неплохим спецэффектам, отличной актёрской игре и экранизации отдельных фрагментов романа Михаила Булгакова. Однако это лишь произведение по мотивам, а не полноценная экранизация. И это надо учитывать.

7,5 из 10

Метки: рецензия
Этот материал был полезен?