«Тёща» — слово, которое уже давно вошло в анекдоты и приобрело негативную коннотацию. Принято считать, что все тёщи всегда «пилят» зятьёв, постоянно всем недовольны, особенно, опять же, выбором своей дочери, да и в целом живут для того, чтобы отравлять жизнь всем окружающим. В особенности, конечно же, зятю.

И одноимённый фильм лишь ещё раз подтверждает этот шаблон, никак его не развенчивая.

Идея переселения душ — далеко не нова для кинематографа. На эту тему было снято множество кинолент, хотя большинство всё же меняли местами парня и девушку/мужа и жену, как, к примеру, неплохая российская комедия «Любовь-Морковь», на которую герои даже делают отсылки.

А вот поменять местами тёщу и зятя — такого ещё не было. Однако с реализацицией идеи у режиссёра Аскара Узабаева не задалось.

Кино начинается с того, что Ольга Николаевна (Лариса Гузеева) раздаёт указания с явной примесью желчи беременной дочке и мужу: «Со стола не бери, когда ты уже наешься!», «Духовку не держи так долго открытой!», «Майонеза и соли в салате не хватает, ты для кого это готовишь?!». Зрителю сразу дают понять, что перед нами хрестоматийная тёща.

В это время её зять Роман Павлович (Гарик Харламов) опаздывает на праздничный ужин (тёща родилась за несколько дней до Нового года). Его жена Варя (Настасья Самбурская) при этом лишь подливает масла в огонь: напоминает про подарок, который ещё не куплен, саркастично реагирует на скорый переезд, поскольку денег у них на это нет.

А дома тёща лишь продолжает всячески издеваться над своим родственником: высмеивает дешёвый подарок, полностью обесценивает небольшие успехи зятя в своем проекте, припоминает ему отсутствие работы и денег, и прямо здесь же намекает, что он вообще не пара для дочери. В итоге всё заканчивается большим скандалом.

А вот утром и Ольга Николаевна, и Роман Павлович понимают, что поменялись телами. С этого момента они сначала пытаются всё исправить, используя все пришедшие на ум идеи. Казалось бы, здесь можно было бы создать множество комедийных ситуаций, однако на большинство «смешных» сцен просто неприятно смотреть.

Например, на обнажённого по пояс постаревшего капитана Казанцева из сериала «Улицы разбитый фонарей» (здесь Александр Лыков играет мужа Ольги Николаевны), который домогается до Гарика Харламова в теле Ларисы Гузеевой, смотреть не особо приятно. Кстати, а в свете текущих событий это сейчас вообще законно?..

К середине фильма герои уже не просто обвиняют друг друга, но и пытаются справиться с делами, которые им не свойственны. Получается у них не то чтобы очень хорошо, поскольку до последних 15 минут фильма герои продолжают ненавидеть друг друга. При этом наиболее положительным из персонажей выглядит именно «неудачник» Роман, который работает доставщиком, но пытается разработать своё приложение и тратит на это огромное количество времени и сил. Самый его большой грех — употребление алкоголя, хотя здесь пьют все, кроме его беременной жены.

Кстати, персонаж Самбурской здесь нужен только для того, чтобы у Ромы была тёща, поскольку она примечательна только своей беременностью. Они ни разу не помогла мужу, а в какой-то момент вообще предложила ему развестись, выгнав в мороз на улицу без одежды. Всё остальное время она просто присутствует в некоторых сценах с угрюмым лицом и говорит, как же её достали ссоры мужа и мамы.

Ещё мы узнаём, что муж Ольги Николаевны ей изменяет уже много лет. Любопытно, что герои фильма не говорят о причинах такого поведения. Почему-то никто не думает, что вечно недовольная всем жена могла способствовать такому исходу…

А как же наши приглашённые звёзды? Можно по-разному относиться к Гарику Харламову, однако он всё-таки относительно неплохой комедийный актёр. Ему удаётся вжиться в образ своей тёщи, да и в роли мужа он выглядит вполне правдоподобно, чего не скажешь относительно Гузеевой.

Она хорошо смотрится только в типичной для неё роли злобной стервы, но вот когда по сюжету она должна играть своего зятя… Получается… да вообще ничего не получается! Она просто ходит вместе с харизматичным Харламовым и с отсутствующим выражением лица добавляет ничего не значащие реплики. Зато в такие моменты внезапно дочь начинает походить на мать — они почти до самого конца составляют молчаливый дуэт.

Кино явно преследует цель: показать ценность семьи. Вот только почему-то здесь пропагандируются токсичные отношения, в которых никто никого не поддерживает.

Конечно, здесь у нас хэппиэнд. Но почему вечно кричащая не по делу тёща — это нормально? «Просто это поколение не умеет по-другому выражать свою любовь», — говорит один из персонажей фильма. То есть всем нужно просто молча терпеть максимально скотское к себе отношение? Отличная мораль, ничего не скажешь.

Многим кажется, что если пригласить на главные роли фильма известных личностей, например Ларису Гузееву и Гарлика Харламова, то обязательно получится хит. Якобы неважно, как они сыграют. В целом наплевать на сценарий и проработку персонажей. Стоит только добавить актуальную повестку, токсичные семейные отношения и пошлый юмор, который будет близок даже не всем любителям школы Петросяна.

Тратить на этот «шедевр» своё время крайне не рекомендую.

  • 1 балл за идею
  • 1 балл за изредка забавного Харламова
  • 1 балл за патриархальные семейные ценности

Итого: 3 из 10.

Метки: рецензия
Этот материал был полезен?