Да, киношникам тех времен было далеко до нынешних технологий. Но справлялись как-то. Создавали особую атмосферу и персонажей-монстров, вспоминая которых, некоторые дети, а иногда и взрослые, плохо спали по ночам. Узнаем, кого считали страшными советские граждане. Какие эмоции эти монстры вызовут у вас сейчас?

Змей Горыныч из киносказки «Василиса Прекрасная» (1939 год)

Фильм снят по мотивам сказки «Царевна Лягушка», и для того времени был настоящим прорывом в кинематографе. К изготовлению Змея Горыныча подошли основательно. У мастеров, изготавливающих куклы, впервые было такое задание: создать Горыныча 11 метров в длину и 5 метров в высоту.

Мало того, что нужно его создать, он должен был еще двигаться! Сделали. Внутри гигантской куклы-Змея сидели 20 человек (каждый на своем участке, в том числе в каждой из трех голов) и оживляли это страшное творение. Оно двигалось, извивалось, плевалось дымом, водой, огнем.

Очевидно, действительно выглядело жутко, потому что конь Ивана на съемках так и не смог привыкнуть к мегаГорынычу, пугался и никак не хотел подходить. Пришлось «ставить их рядом» с помощью монтажа.

Что еще впечатлило советских зрителей в этом фильме? Настоящие медведи на многих кадрах (с одним из них у главного героя была даже «схватка»), вездесущая баба Яга и гигантский паук.

Кощей из фильма «Кащей Бессмертный» (1944 год)

Съемки этой сказки проходили во время Великой Отечественной войны. Со всеми вытекающими. И понятно, насколько важно идеологически было его сделать! На фильм выделили деньги, не жалели на декорации, даже сожгли поле пшеницы для одной из сцен. И все это во время нехватки продовольствия, переработок, роста заболеваемости.

На роль Кощея пригласили Георгия Милляра, который до этого неоднократно играл в киносказках Бабу-ягу. Актер сомневался, что сыграть Кощея будет ему по силам, слишком сложным считался этот персонаж. Но убедили. Чтобы лучше понять свою роль, Милляр ходил по храмам и рассматривал фрески, примечая, как иконописцы изображали зло.

В момент съемок актер переболел малярией и весил 40 кг, походил на скелет. Это впечатление решили усилить пластинами, напоминающими ребра, а брови и голову побрили. Так в кинематографе появился один из самых жутких и запоминающихся образов Кощея Бессмертного.

Актриса Галина Григорьева, играющая Марью Моревну, перед съемками переболела тифом, и это отразилось на внешности. Из-за коротко остриженных волос ей пришлось носить парик, а расчесы на лице скрывать толстым слоем грима.

Вий из первого советского фильма ужасов «Вий» (1967 год)

Фильм несколько раз переделывали. По воспоминаниям артистов, первые версии были настолько реалистичны и страшны, что советское руководство их в ужасе забраковывало. Все-таки главным посылом фильмов тогда считалось – «нести вечное, доброе и ясное». А тут настоящий хоррор вырисовывался. Поэтому многое меняли и смягчали, но в итоге все равно получилось страшно. А зритель оценил, валом повалил.

Главного монстра картины создавали вдумчиво. Экспериментировали, переделывали. В итоге сделали костюм Вия из пропитанной смолой мешковины, очень тяжелый. Внутри него было жарко и душно, а ведь в нем нужно было еще двигаться. Вместо рук решили сделать ветки деревьев из гипса, что увеличило вес костюма. Именно поэтому на роль Вия пригласили тяжелоатлета. Но даже ему было непросто двигаться в обличье чудища, поэтому и походка у Вия получилась такая своеобразная. А после съемок спортсмен падал без сил.

На роль нечисти взяли артистов цирка – акробатов и гимнастов, с тем расчетом, чтобы им было легче делать трюки. Их тела гримировали серой и синей краской, подчеркивая худобу, приклеивали носы или уши, иногда маски.

На роль ведьмочки Наталью Варлей пригласили тоже отчасти из-за ее циркового прошлого – актрисе нужно было летать в гробу на высоте 2-3 метров, правда, один раз во время съемок она все-таки выпала из него, к счастью, актрису успел поймать главный герой (играл Леонид Куравлев).

Чудище из сказки «Финист – Ясный сокол» (1975 год)

Эдакий микс из русских сказок и поверий. Что касается создания образа чудища (а некоторым оно казалось страшнее Вия из 1967 года), то вопросов к его созданию в то время ни у кого не возникало. Маска, шкура, грим, несчастный взгляд – и вот доброе заколдованное чудовище готово.

По воспоминаниям актеров, на съемках царила доброжелательная атмосфера и это сказалось на самом фильме. Сказка снималась почти год, в разных городах и деревнях, за это время все стали друг другу родными. По некоторым данным, Вячеслава Воскресенского, играющего главного героя Финиста, после успеха фильма в прокате и за рубежом попросили вернуться в Свердловский драмтеатр, откуда до этого уволили за профнепригодность.

Роботы из фантастического детского фильма «Миллион приключений: Остров ржавого генерала» (1988 год)

О фильме мнения противоречивые, Киру Булычеву (картина – экранизация одной из его повестей) он не понравился. Но иногда выходит то, что выходит, исходя из имеющихся возможностей и проблем. Наверное, все было бы совсем иначе, если бы снимали в другое время. А тогда на дворе были 90-е, дефицит, разваливающаяся киностудия, нехватка всего. Поэтому «доспехи» роботов пришлось собирать всем миром.

Наведались на свалку самолетов, и из авиационного хлама, поролона, проволоки и клея сваяли костюмы. Правда, они все время распадались на части, приходилось снова прицеплять, подклеивать и опять начинать съемки. А еще засада была в том, что сниматься в таких костюмах приходилось в 40-градусную жару.

Но это еще не все беды. Ситуация осложнялось тем, что в костюмах было почти ничего не видно, а съемки проходили у обрыва, актеры-роботы двигались только на слух, выполняя указания постановщика трюков. И да, у всех были расписки о том, что «в случае смерти всю ответственность за произошедшее беру на себя».

КарБарас из киносказки «Раз, два – горе не беда» (1988 год)

В непростые времена (нищие 90-е) создателям фильма с минимальным бюджетом, нужно было воссоздать техномагический мир. Получилось интересно. Инженерам-конструкторам и художникам-дизайнерам была поставлена задача придумать и сделать впечатляющего механического монстра, который сильнее и злее всех самых-самых злодеев на свете (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча и др.).

В итоге создали 18-метровую махину и поставили ее на прицепы для грузов и грузовик-тягач. Таким образом чудище еще и передвигалось. И, кстати, взрывы, производимые чудо-конструкцией, были самые что ни на есть настоящие. Прошло уже 35 лет, а этот киношный монстр до сих пор впечатляет и используется в мемах и различных иллюстрациях.

Железный великан из советско-индийского фильма «Черный принц Аджуба» (1991 год)

Атмосфера на съемках двух режиссеров Геннадия Васильева и Шаши Капуры была настолько насыщенная, что никто из актеров не упомянул в воспоминаниях о том, как создавалось железное чудовище. Не до подобных мелочей было. Все вовлечены в круговерть, которая происходила на съемочной площадке.

Снимались сразу 2 фильма – русская версия и индийская, в одних и тех же декорациях, с одними и теми же актерами. В русском все шло четко по прописанному сценарию, в индийском же – постоянно все менялось на ходу, режиссер и актеры импровизировали.

Снимали по очереди: сцену – русские, сцену – индийцы. В итоге наша версия фильма длится 140 минут, индийская на 1,5 часа больше. Наша с успехом прошла в советском прокате, индийская у себя на родине провалилась.

Что касается создания чудовища, то можно предположить, что актер в костюме великана ходил среди уменьшенных макетов зданий, а всё остальное сделали с помощью монтажа.

Делитесь в комментариях, какие герои советских фильмов вызывали у вас сильные эмоции!

Этот материал был полезен?